Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:08, курсовая работа
В этой работе мы рассмотрим:
1) Эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху.
2) Основные факторы развития человечества в эпоху Древности.
3) Основные процессы и факты развития общества в странах Западной Европы в 17 в.
4) Правителей Киевской Руси.
Ведение……………………………………………………………………3
Эволюция социально-экономических отношений в первобытную эпоху……………………………………………………………………….4
2. Основные факторы развития человечества в эпоху Древности………...9
3. Основные процессы и факты развития общества в странах Западной
Европы в 17 в…………………………………………………………….14
4. Основные правители Киевской Руси…………………………………18
5. Тест……………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………
В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого является активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова.
Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности , земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хозяйства, начинают преобладать в экономике большинства стран.
В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.
На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных. Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими им землями. Таким образом, в первые века новой эры происходит формирование новых – феодальных отношений, Древность уступает место Средневековью.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факты развития общества в странах Западной Европы в 17 в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.
Ответ:
Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.
Эволюция внутриполитического устройства .Во 2-й половине XVII века большинства стран Европы сохраняло средневековые черты. Главной формой правления оставалась монархия, однако теперь она носила не ограниченный, а абсолютный характер. Абсолютизм – форма государственного правления, при которой глава государства (монарх) рассматривается как единственный источник всей власти. Монарх полностью контролирует государственных чиновников, устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги, является главнокомандующим армией и т.д. В это время абсолютными монархиями становятся Франция, Дания, Швеция, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия. Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.
Тенденции во внешней политике В Европе XVII-XVIII веков существовали основные узлы международной напряжённости.
Западная Европа.
Здесь сталкивались интересы Англии, Франции, Голландии и Испании. Основная цель – господство на море и в колониях, притязания на преобладание в Европе, господство на Балтике.
К началу Нового
времени Испания, Португалия и
Священная Римская империя
Развитие экономики несмотря на активное развитие и внедрение капиталистических отношений во все сферы жизни, во 2-й половине XVII – XVIII веке экономика большинства стран Европы продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной сферой экономики по-прежнему оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) – зависимое или полузависимое крестьянство. В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам. В основном были развиты горнодобывающая, лесная, кораблестроительная, текстильная и пищевая отрасли. Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров метрополии, являлись местом, куда перемещалось «лишнее» население (не только бедняки, но и «опасные» для государственных интересов люди. На общем фоне сильно выделялись два государства – Голландия и Англия. Они были единственными странами, в которых промышленность становится ведущей сферой экономики, подчиняя сельское хозяйство своим нуждам. Это стало возможным благодаря тому, что у власти в этих странах находилась буржуазия, добившаяся таких успехов с помощью революций (Нидерландская и Английская буржуазные революции). Именно здесь зародились рабочий класс (сначала в Голландии, затем – в Великобритании) и промышленная буржуазия. Однако к концу XVII столетия Голландия утратила лидирующие позиции в экономике, уступив их Великобритании. Также достаточно развитыми в экономическом отношении являлись Франция, Бельгия, Пруссия, Австрия, Чехия, Швеция, Дания. Наиболее отсталыми были Испания, Португалия, Италия, Ирландия, Финляндия, Исландия, страны Восточной и Южной Европы.
Возникла школа меркантилистов (от итал. mercante – купец). Согласно меркантилистам, богатство – это деньги, а деньги – это золото и серебро. Товар имеет себестоимость потому, что он покупается за деньги. Соответственно, источник богатства – внешняя торговля. Цель внешней торговли – обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезённых товаров (т.е. активный торговый баланс и захват внешних рынков. Когда экономика страдает от недостатка спроса и падения цен, то активный торговый баланс поддерживает цены, а приток золота снижает процентные ставки и стимулирует инвестиции и занятость населения.
Культура (искусство, наука, религия). Культура 2-й половины XVII века прошла под знаком эпохи Просвещения или подготовки к нему, и по этой причине значительно отличалась от культуры и предыдущего, и последующего периодов. Несмотря на многообразие направлений в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм), они отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества ,началось формирование массовой, или буржуазной культуры. Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с 1-й половины XVII века научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений, заложивших основы европейской техногенной цивилизации. Итогом научно-технического развития стало возникновение совершенно нового мировоззрения. Человек впервые почувствовал себя властелином природы, поскольку был вооружён знанием её законов. Отсюда – небывалое ощущение свободы и собственной значимости, невозможное в Средние века.
Значительно по сравнению со Средневековьем повысились уровень образованности населения и его гуманность. Во 2-й половине XVIII века по всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые, благодаря Просвещению, были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.
Таким образом, период 2-й половины XVII – XVIII веков, несмотря на его цельность и самобытность, всё-таки следует назвать переходным. Феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX века. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства. Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.
Задание 4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор.
Ответ:
В IX-XII вв. Древнерусское государство – Киевская Русь – одно из крупнейших в средневековой Европе. Летописи и другие источники донесли до нас сведения о первых правителях Руси, повествующие об их деяниях и вкладе в отечественную историю.
Основные правители Киевской Руси:
- Рюрик (первая половина IX в. – 879г) – летописный основатель государственности Руси, новгородский князь в 862 – 879гг.
В интерпретации Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом2.
- Олег (вторая половина IX в. – 912 г.) – древнерусский князь в 879 – 912 гг. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее3.
- Игорь (ок. 878 – 945 гг.)
- Ольга (ок. 890 – 969 гг.) – княгиня в 945- 969гг, жена киевского князя Игоря.
Систему «погостов» - центров торговли и обмена.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение4
- Святослав Игоревич (942 – 972гг.) - князь новгородский в 945—969 годах, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец. Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном великого киевского князя Игоря и княгини Ольги.5
Инициатор и руководитель многих походов .
- Владимир Святославович ( ок. 960 – 1015 гг.)
- Ярослав Мудрый (ок. 978 – 1054 гг.) – киевский великий князь в 1019-1054 гг.
Задание 5.
Тест: установите соответствие
Ответ:
1. Первобытная эпоха |
В. Неолитическая революция |
2. Древний мир |
А. Восстание Спартака |
3. Средневековье |
Г. Великая французская революция |
4. Новое время |
Б. Компьютерная революция |
5. Новейшее время |
Д. Коммунальные революции |
В ходе написания данной
работы мы рассмотрели
Важным этапом в истории первобытного человека стала первая неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт ,что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства.
Эпоха Древнего мира