Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:08, реферат
Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил
2. Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения
2.1 Особенность антимонопольного регулирования в экономике России
Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил [5. с. 194].
То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение установленных правил, определяет процесс становления конкурентных отношений и качественные характеристики конкуренции на товарных и финансовых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную в приложении 2 табл. 3.
Становление антимонопольной
политики происходило одновременно
с либерализацией экономики, приватизацией,
формированием рыночных отношений.
История антимонопольного регулирования
началась 22 марта 1991 г., после принятия
Закона РСФСР № 948-I «О конкуренции
и ограничении
Применение Закона на практике
показало его неполную приспособленность
к реальным процессам, происходящим
в экономике России переходного
периода и составляющим основной
предмет антимонопольного регулирования.
Именно поэтому за период действия
Закон подвергался
Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции».
Одним из инструментов проведения
государственной
Целевое назначение Реестра
- подготовка информационной базы о
крупнейших субъектах отдельного товарного
рынка для осуществления
За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.
Государственный Реестр РФ
объединений и предприятий-
По мере либерализации
внешней торговли Реестр превратился
из инструмента, предназначенного для
выполнения функции административного,
ценового и количественного
Новая редакция Закона «О конкуренции ...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменилось название этого документа на «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», а правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не только название, но и форма легитимности Реестра.
Практическая работа по формированию
Реестра показала, что с 1997 г. количество
включенных в него предприятий увеличилось
почти в 1,5 раза, при этом в федеральном
разделе наблюдалось как
Включенные в реестр предприятия
имеют следующее распределение
по принципу отраслевой принадлежности:
22 процента - услуги жилищно-коммунального
хозяйства, 13 процентов - продукция
производственно-технического назначения,
28 процентов - продукты питания, 5 процентов
- товары народного потребления, 21 процент
- отдельные виды работ и услуг,
11 процентов - хозяйствующие субъекты,
относящиеся к сфере
В конце 2002 г. была предложена
новая редакция Закона «О конкуренции
...», включающая изменения и дополнения
действующих положений
К 2005 г. стало очевидно, что
положения действующего Закона «О конкуренции
и ограничении
Он был разработан в
целях совершенствования
Одной из основных задач
при формировании данного Закона
стало закрепление в нем
В законе существенно модифицировано
понятие доминирующего
- Снижено пороговое значение
доли хозяйствующего субъекта
на товарном рынке с 65 до 50 процентов,
начиная с которого положение
такого хозяйствующего
- Введено понятие коллективного (множественного) доминирования.
- Презюмируется доминирование
субъекта естественной
- Предусмотрена возможность
установления федеральными
- Введен особый порядок
установления антимонопольным
Избирательное предоставление
льгот и преимуществ отдельным
хозяйствующим субъектам
Серьезной проблемой является
эффективность государственного контроля
экономической концентрации на товарных
и финансовых рынках. В качестве
критериев контроля экономической
концентрации закон вводит новые
пороговые значения оборотных показателей
хозяйствующих субъектов - участников
сделки, подлежащей контролю. В целях
повышения действенности
Вообще, политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно самостоятельных по своей сущности.
Важное место в
По мере развития конкуренции
на отдельных рынках все большую
роль начинала играть реклама. Специфика
рекламной деятельности, выражающаяся
в обслуживании коммерческого оборота
с целью стимулирования сбыта
товаров, уже в начале 1990-х гг.
показала чрезмерную обобщенность и
явную недостаточность норм, направленных
против недобросовестной конкуренции
в области рекламы, предотвращения
и пресечения ненадлежащей рекламы,
способной ввести потребителей в
заблуждение или нанести им вред.
В 1995 г. был принят Федеральный закон
от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий
в состав антимонопольного законодательства
и устанавливающий правила
Одиннадцатилетняя практика
действия данного закона продемонстрировала
как сильные, так и слабые стороны
его применения при становлении
и функционировании цивилизованного
рынка рекламы в России. Однако
маркетинговые стратегии
Федеральный закон «О защите
конкуренции на рынке финансовых
услуг», разработанный Министерством
РФ по антимонопольной политике России
(МАП), вступил в силу только 1 января
2000г. Просуществовав на рынке почти
шесть лет, Закон существенно
повлиял на деятельность финансовых
организаций наравне с
В заключение необходимо отметить,
что за последние годы в основном
сформированы направления конкурентной
политики и система антимонопольного
законодательства, охватывающего практически
все сферы экономической
2.2 Недостатки антимонопольного регулирования и перспективы развития
Высокий уровень монополизации и его резкое отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.
Но российская нормативно-правовая база антимонопольного регулирования имеет серьезные недостатки как общего, так и частного характера.
Во-первых, слишком активное применение антимонопольного законодательства с соответствующими рестрикциями, запретами и санкциями противоречит всем основополагающим нормам частного права. Нельзя указывать свободному производителю, что и как ему производить, по каким ценам продавать, и навязывать нежелательные для него контракты, сделки и стратегии. Нельзя что-либо сделать с имуществом предприятия, так как оно принадлежит частным лицам. Наконец, нельзя и закрыть предприятие, если оно не нарушает какие-то явные· нормы хозяйственной жизни (разумеется, не включая антимонопольные).
Информация о работе Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения