Проблемы безработицы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.
Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 8
1.3. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 10
1.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БЕЗРАБОТИЦЫ 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Проблемы безработицы в России.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Подсчетом безработицы  в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная служба  государственной статистики;

- Федеральная служба  по труду и занятости; 

- Министерство здравоохранения  и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая  безработица (те безработные, которые  не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому  полученный уровень безработицы  в стране ниже уровня, полученного  в результате социального обследования, опросов населения и предприятий [3].

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал  принцип всеобщности и обязательности труда.

С 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы [5].

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России за 1992 – 2009 гг.

 

На современное состояние  безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %) [3].

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в  России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком  популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут  максимальный уровень безработных  после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в  сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились [3]. Доля городских жителей среди безработных составила 66,4 процентов. 

Безработица характеризуется  превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. По данным того же Минздравсоцразвития, общая безработица выше в сельской местности, чем в городской, в 1,8 раза, официальная (зарегистрированная) - в полтора раза.

Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. 

Рисунок 2. Структура безработных  по возрастным группам

 

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в  состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 30,4 % безработных. Среди  сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди  безработных доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная)  [5]. 

На российском рынке труда остается немало болевых точек. Вот только некоторые из них. Первая - большая неоднородность по регионам.  Самая высокая безработица в России - в Ингушетии - 48,8 процента, в Чечне - 43,3 процента, в Тыве - 18,6 процента. Наиболее низкая: в Москве - 1,1 процента, в Санкт-Петербурге - 2,2 процента, Московской области - 3,3 процента, Самарской - 4,1 процента, Липецкой-  4,6 процента.

Стоит отметить, что подобная ситуация не вызвана кризисом - она  практически традиционна для  России. Причем колоссальная разница  в уровнях безработицы присутствует не только между регионами, но и между  городами и населенными пунктами внутри одной территории. Как правило, в крупном городе она минимальная, а в глубинке может быть на порядок выше. Особенно, если эта глубинка сельскохозяйственная.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время  является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов [7].

Однако посткризисные  последствия все еще активно  дают о себе знать: часть рабочей  силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

В Тульской области несмотря на предпринимаемые меры по снижению безработицы  ситуация остается напряженной. Так, на конец 2010 года 3466 человек вынуждены проводить время, сидя дома в отпуске без содержания, или же работать неполную неделю.

И хотя скрытая безработица значительно сократилась по сравнению с июнем 2009 года, но, тем не менее, продолжает существовать. 
На 23 декабря 2010 г. 214 тульских предприятий объявили о возможном увольнении 4580 человек. Лишь за 5 дней декабря потеряли работу 66 человек, а трудоустроено было только 4. Так, несмотря на то, что на борьбу с безработицей было потрачено в 2010 году 256,3 млн. рублей, сложившаяся в области ситуация неутешительная. Остается надеяться только на то, что в 2011 году уровень безработицы в области снизится, а лучше, если ее не будет совсем.

1.4. Государственная защита населения в условиях безработицы

 

2010 год был объявлен  президентом как год по борьбе  с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действовала и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие  пункты:

1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих  мест. Для этого 6,2 млрд. рублей  в этом году выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный  бизнес. На открытие собственного  дела безработные смогут получить  более 100 тысяч рублей (в 2009 г.  выдавали 58800 рублей.). Ключевое условие  для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных [3].

 Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего  предпринимательства остается одной из основных проблем в России.

В результате 95 тыс. человек  нашли работу по программе поддержки  малого бизнеса.

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [3]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

5. Помощь студентам.  Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. [3].

Все эти меры хоть и  имеют определенные недостатки и  требуют их доработки, однако они  уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы  на 2,8 % в 2010 году и напряженности  на рынке труда.

На 2011 г. несколько видоизменились антикризисные программы занятости: общественные работы для находящихся под угрозой увольнения останутся только в моногородах и на системообразующих предприятиях. На переобучение и повышение квалификации за счет госбюджета будут направлять работников компаний, где началась модернизация, а также женщин, занятых на вредном производстве и молодых мам, готовящихся выйти из декретного отпуска. Практически нетронутыми остались такие программы, как стажировка для выпускников, компенсация работодателю за обустройство рабочего места для безработного инвалида. Последняя даже выросла с 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Такая же сумма ждет работодателей, открывающих рабочие места, в первую очередь удаленные, для многодетных родителей или мам и пап, воспитывающих детей-инвалидов. Будут выделяться деньги и на внутреннюю миграцию.

 

Глава 2. Практическая часть

 

Задача 1.

Как повысится часовая  выработка рабочих и производительность труда на участке, если нормативная  трудоемкость снизится на 8%, средний процент выполнения норм выработки повысится со 108 до 116%, использование рабочего времени улучшится на 1,5%?

 

Решение.

Факторами роста производительности труда являются:

  1. снижение нормативной трудоемкости продукции;
  2. повышение среднего процента выполнения норм выработки основными рабочими;
  3. улучшение использования рабочего времени;
  4. улучшение структуры кадров.

 

Определим как изменится производительность труда через индексы:

 

где Iпт — индекс производительности труда;

Iт — индекс трудоемкости ( );

Iв.н. – индекс выполнения норм выработки ( ) ;

Iисп.раб.вр. – индекс использования рабочего времени ( ).

 

Производительность  труда на участке выросла в 1,19 раза или на 19%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2.

Планируется увеличить  выпуск продукции на 6%. При этом предполагается увеличить число основных рабочих (740 чел.) на 5%, число вспомогательных  рабочих (500 чел.) на 2%, численность прочего  персонала оставить неизменной (200 чел.). Как изменится производительность труда на предприятии, выраженная в экономии рабочей силы в % и числ.?

 

Решение

При плановом уровне выработки и  увеличении выпуска продукции на 6% численность персонала должна увеличиться на 86 человек: (740+500+200)·6/100=86, а увеличится только на 47 человек: (740·0,05+500·0,02)=47

Информация о работе Проблемы безработицы в современной России