Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:20, курсовая работа
Цель моей курсовой работы на нынешнем уровне обсудить принципиальные положения, связанные с переходом к инновационной экономике в России. Обсудить, учитывая и накопленный в стране, и в мире опыт, и упущенные возможности, и новые перспективы.
Введение 3
Глава 1: Формирование инновационной экономики в России. 4
§1.1 Эпоха инноваций 4
§1.2 Понятие инновационной экономики 6
§1.3 Новшества эпохи инноваций 7
§1.4 Основные признаки инновационной экономики 9
§1.5 Базовые понятия инновационной экономики 10
Глава 2: Проблемы инновационной экономики и пути ее решения. 13
§2.1 Кризис инноваций 13
§2.2 Инновационные тенденции России 15
§2.3 Инновационная стратегия 16
§2.4 Политика инновационного развития 18
§2.5 Главный участник инновационной экономики 21
Заключение 26
Список литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Факультет «ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Кафедра «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Дисциплина: «Макроэкономика»
Курсовая работа на тему
«Проблемы формирования инновационной экономики в России».
Выполнил студент
факультета ЭСУ
группы ЭББ-105
___________________________
0710524
Проверила _______________доцент, к.э.н. Селезнева М.Л.
Санкт-Петербург
2012
В конце позапрошлого года, а точнее 03 декабря, произошло знаменательное событие. Президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с руководством отечественной науки и сформулировал две сверхзадачи, решения которых Россия ждет от своего научного и образовательного сообщества. Первая задача – независимая экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение общества о возможных бедствиях, катастрофах, кризисах в природной, техногенной и социальной сферах. Вторая задача – отработка сценариев перехода от нынешней сырьевой ориентации экономики – экономики «трубы» - к инновационному пути развития страны.
Если бы принятое Президентом политическое решение энергично и целеустремленно начало воплощаться в жизнь учеными, профессорами, преподавателями, руководителями различных рангов, то его декабрьская встреча с учеными могла бы стать исторической. Может быть, тогда отсчет начала пути к возрождению России начался с той декабрьской встречи.
К сожалению, этого не произошло. В сказке Льюса Кэррола в описанном там мире, иногда, чтобы оставаться на одном месте нужно было очень быстро бежать. Сейчас мир переживает время быстрых изменений, и каждый потерянный год отбрасывает страну далеко назад. Приходится констатировать, что инициатива Президента в целом не была понята, услышана и принята к исполнению.
Цель моей курсовой работы на нынешнем уровне обсудить принципиальные положения, связанные с переходом к инновационной экономике в России. Обсудить, учитывая и накопленный в стране, и в мире опыт, и упущенные возможности, и новые перспективы.
Известный системный аналитик и футуролог Ласло Эрвин назвал ХХ век – веком бифуркации (от французского bifurcation – раздвоение, ветвление). Этот термин, первоначально использовавшийся в физике и математике, сейчас широко применяется в экономике, социологии, политологии для характеристики ситуации выбора, момента, в которой принимаются решения, надолго определяющие судьбу системы. На наших глазах происходят изменения, не имеющие аналогов в истории.
Ушедший ХХ век не оправдал возлагавшихся на него «технологических надежд». В частности, не удалось создать дешевых, чистых, надежных источников электроэнергии и средств ее хранения. Американские эксперты считают, что энергетической основой цивилизации в ближайшие полвека останутся нефть, газ и уголь. Ежегодно сжигается объём невозбновляемых энергетических ресурсов, на создание которого у природы уходило примерно два миллиона лет.
Резко возросла нестабильность мировой системы. От модели коллективной безопасности, которая с большим или меньшим успехом воплощалась после Второй мировой войны, произошел переход к однополярному миру. Началось жесткое силовое противостояние, борьба за право контролировать уже не рынки сбыта, как в империалистических войнах XIX века, а источники минеральных ресурсов и, прежде всего, нефть. Сейчас решается, пойдет ли далее мировое развитие по пути «диалога цивилизаций», выдвинутый иранским президентом Хатами, или по пути «войны цивилизаций», как предсказывает американский политолог Хантингтон.
Время выбора, «эпоха бифуркации» - возможно, главной бифуркации в истории человечества - подразумевает прогноз и анализ возможных сценариев развития событий, «проектирование будущего» и усилия по его созданию как главные направления деятельности ученых и политиков. Адаптация к новой реальности потребует огромных усилий, способности увидеть направление будущих перемен, воли и энергии, чтобы направить их в желаемое русло. По-видимому, это и имел в виду президент России, ставя перед учеными сверхзадачи, решения которых общество ждет от исследователей.1
Адаптация ведет к глубоким изменениям – новвоведения, изобретения, инновации, новые технологии уже очень сильно влияют на нашу жизнь, но будут влиять в обозримом будущем еще сильней. В начале ХХ века в центре внимания государств вошла экономическая политика, сейчас одним из главных приоритетов становится политика инновационная.
Несколько лет назад в Париже состоялась серия встреч на уровне экспертов, затем заместителей министров и, наконец, министров стран-член Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), посвященная теме: «Инновации для экономического роста». Эта организация, объединяющая около тридцати ведущих промышленных развитых стран, традиционно уделяла большое внимание инновационным процессам в современном мире.
Тогда инновационная политика рассматривалась как часть экономической политики. Прошло всего несколько лет, и этот взгляд стал слишком узким. Развитие инноваций стало крупной системной проблемой для ведущих государств, транснациональных корпораций, больших регионов. Инновации сейчас разумно связывать не с отдельным сектором экономики, а с концепцией устойчивого развития, принятой в стране, с перспективами развития общества. Есть все основания, чтобы назвать нашу эпоху эпохой инноваций.
Почему это произошло? Кратко говоря, расширяющийся поток усовершенствований и новшеств привел к глубоким качественным изменениям.
Конец века показал, что акцент на высоких технологиях, на повышении качества продукции, благодаря множеству нововведений (знаменитые японские кружки качества) может способствовать «экономическому чуду», быстрому взлёту прежде индустриально отсталых стран. Компьютерные модели позволяют выявить и «анатомию» этого экономического чуда, и экономических катастроф.
Кризис «новой экономики», сердцевину которой составляет компьютерная индустрия и системы телекоммуникаций, показывает, что «компьютерная революция» протекает по тем же законам, что и предшествующие промышленные революции. Последние были связаны с освоением энергии пара, с созданием системы железных дорог, с широким использованием электричества. Во всех случаях имел место бурный рост, завышенные ожидания, неоправданный оптимизм, разорение большинства игроков в новом секторе экономики и последующее эволюционное развитие. Во всех случаях основные прибыли получили не создатели инноваций, не пионеры их освоения, а другие фирмы, нашедшие экономически эффективные, порой весьма неожиданные, способы их использования.2
В последнюю
четверть XX века человечество вступило
в новую стадию своего развития - стадию
построения постиндустриального общества,
которое является результатом происходящей
в современном мире социально-экономической
революции. Известно, что в основе каждой
социально-экономической революции лежат
свои специфические технологии, производственно-
Итак, что понимается под инновационной экономикой?
Выполненные нами
исследования, а также проведанный
анализ современных тенденций развития
экономики ведущих западных стран говорят о том, что инновационная
экономика - это экономика общества, основанная
на знаниях, инновациях, на доброжелательном
восприятии новых идей, новых машин, систем
и технологий, на готовности их практической
реализации в различных сферах человеческой
деятельности. Она выделяет особую роль
знаний и инноваций, прежде всего, знаний
научных. В инновационной экономике под
влиянием научных и технологических знаний
традиционные сферы материального производства
трансформируются и радикально меняют
свою технологическую основу, ибо производство,
не опирающееся на новые знания и инновации,
в инновационной экономике оказывается
нежизнеспособным.3
Информационные технологии, компьютеризированные
системы и высокие производственные технологии
являются базовыми системами инновационной
экономики. Они в своем развитии радикально
трансформируют все средства получения,
обработки, передачи и производства информации,
радикально технологизируют интеллектуальную
деятельность (например, автоматизация
проектирования и технологической подготовки
производства, автоматизированный контроль
за ходом производства, автоматизация
ведения финансово-бухгалтерской отчетности
и организационно-
Что же нового принесла эпоха инноваций? Что следует иметь в виду, выстраивая инновационную стратегию России?
Инновационная экономика имеет свои парадоксальные законы, отличные от тех, которые работают в традиционных рыночных рамках. Это было установлено и наглядно продемонстрировано лауреатом Нобелевской премии по экономике Брайеном Артуром, работающем в Институте сложности в Санта-Фе (США).5 В учебниках экономики утверждается, что фирмы, работающие в одной области, будучи близко расположенными, мешают друг другу. Их следует разнести либо территориально, либо по номенклатуре выпускаемой продукции. Наглядный пример противоположного дает Кремниевая долина – мировой центр компьютерной индустрии. Там взаимодействие близких фирм носит не отрицательный, как учат учебники экономики, а положительный характер. Кооперативный, синергетический эффект, связанный с возможностью создания единой информационно-технологической среды, с обменом идеями, знаниями и квалифицированными кадрами значительно превосходит традиционные экономические факторы.
Возникли национальные инновационные системы, венчурное предпринимательство, связанное с высокими технологиями. Появились «технологии создания технологий», - важнейший стратегический ресурс развитых стран.
Возросла роль малых фирм и отдельных людей в технологическом процессе. Путь от идеи до результата стал проходиться значительно быстрее и эффективнее, чем ещё 10 лет назад. Многие ключевые инновации стали рождаться в малых фирмах, состоящих менее чем из десятка человек.
Появился «технологический занавес» - высокий барьер между развитыми странами, владеющими ключевыми технологиями постиндустриальной эпохи и способами их развивать и совершенствовать, и развивающимися государствами, которым остается только покупать высокотехнологическую продукцию по монопольно высоким ценам и которые не имеют шансов создать свой сектор высоких технологий.
Резко возросла роль организации и самоорганизации в технологическом развитии. Если ХХ век называли веком high-tech – высоких технологий в промышленности, сельском хозяйстве, военном деле, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком high-hume – высоких гуманитарных технологий, направленных на развитие и эффективное использование возможностей отдельных людей и коллективов.
Появление «закрывающих технологий» - способов производства или технологий, делающих ненужными или неэффективными целые отрасли экономики, типы продукции, системы вооружений.
Радикальное изменение роли образования и знаний. Инновационную экономику часто называют «экономикой, основанной на знаниях». Стратегический потенциал развитой страны начал определяться не общим массовым образованием, а творческим потенциалом и уровнем научно-технической и организационно-политической элиты. Несколько десятилетий назад началось формирование в промышленности «третьей волны», как назвал её выдающийся футуролог и лауреат Нобелевской премии по экономике Олвин Тоффлер. От массового, единообразного производства с гигантскими промышленными комплексами начался переход к небольшим промышленным структурам, к росту разнообразия, к гибкому учету пожеланий заказчиков к производимой продукции. Аналогичная волна пришла в системы образования. «Научить учиться», «научить правильно задавать вопросы и намечать цели» стало важнее, чем дать определенный набор знаний и профессиональных навыков, которые могут очень скоро утратить своё значение.
Наступившая эпоха
инноваций стала серьёзным
Представляется, что экономика
общества является инновационной, если
в обществе:
- любой индивидуум, группа лиц, предприятий
в любой точке страны и в любое время могут
получить на основе автоматизированного
доступа и систем телекоммуникаций любую
необходимую информацию о новых или известных
знаниях, инновациях (новых технологиях,
материалах, машинах, организации и управления
производством и т.п.), инновационной деятельности,
инновационных процессах;
- производятся, формируются и доступны
любому индивидууму, группе лиц и организациям
современные информационные технологии
и компьютеризированные системы, обеспечивающие
выполнение предыдущего пункта;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие
создание национальных информационных
ресурсов в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющихся научно-технического
прогресса и инновационного развития,
и общество в состоянии производить всю
необходимую многоплановую информацию
для обеспечения динамически устойчивого
социально-экономического развития общества
и, прежде всего, научную информацию;
- происходит процесс ускоренной автоматизации
и компьютеризации всех сфер и отраслей
производства и управления; осуществляются
радикальные изменения социальных структур,
следствием которых оказываются расширение
и активизация инновационной деятельности
в различных сферах деятельности человека;
- доброжелательно воспринимают новые
идеи, знания и технологии, готовы к созданию
и внедрению в широкую практику в любое
необходимое время инноваций различного
функционального назначения;
- имеются развитые инновационные инфраструктуры,
способные оперативно и гибко реализовать
необходимые в данный момент времени инновации,
основанные на высоких производственных
технологиях, и развернуть инновационную
деятельность; она должна быть универсальной,
конкурентоспособно осуществляющей создание
любых инноваций и развитие любых производств;
- имеется четко налаженная гибкая система
опережающей подготовки и переподготовки
кадров-профессионалов в области инноватики
и инновационной деятельности, эффективно
реализующих комплексные проекты восстановления
и развития отечественных производств
и территорий.7
Информация о работе Проблемы формирования инновационной экономики в России