Проблемы глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, доклад

Описание работы

"Глобализация - это серия эмпирически фиксируемых измерений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое".
Говоря о глобализации экономики, обычно подразумевают своеобразное стирание границ между государствами при формировании единого глобального рынка.

Файлы: 1 файл

Проблемы глобализации.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

"Глобализация - это серия эмпирически фиксируемых  измерений, разнородных, но объединяемых  логикой превращения мира в  единое целое".

Говоря  о глобализации экономики, обычно подразумевают  своеобразное стирание границ между  государствами при формировании единого глобального рынка.

Можно также утверждать, что зарождение и успех глобализации экономической  деятельности и общественной жизни  не было бы возможным без следующих  факторов:

- Экономические  (Концентрация капитала).

- Политические (Прозрачность границ).

- Международно-правовые. (Здесь речь идет о нескольких  крупных международных соглашениях).

- Маркетинговые  (Возросшие объемы производства  не соответствуют спросу на  национальных рынках).

- Социально-психологические  (ослабление роли традиций, мобильность людей).

- Либерализация  международных отношений, дерегулирование  рынка товаров и капитала.

- Говоря  об успехе региона в вопросе  глобализации, нельзя оставить без  внимания фактор глобализации  менеджмента и маркетинга.

- Разумеется, современной глобализации предшествовал период расширенной интернационализации.

Таким образом, можно говорить, что глобализация идет на микро- и макроэкономическом уровне. Микроэкономический - ориентация компаний (например, на рынки сбыта  и снабжения), макроуровень - внешнеэкономическая политика государств (например, либерализация экономики).

Выделяют, прежде всего, такие направления  глобализации, как:

а) Международная  торговля:

- товарами;

- услугами;

- технологией; 

- объектами  интеллектуальной собственности. 

б) Международные финансовые операции:

- кредиты  (частные, государственные, международных  организаций);

- основные  ценные бумаги (акции, облигации  и иные долговые обязательства);

- производственные  финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.)

в) Международное движение факторов производства:

- капитала (в виде прямых иностранных  инвестиций);

- рабочей  силы (в виде стихийных миграций  неквалифицированных и малоквалифицированных  рабочих и в виде <утечки мозгов>).

 ПРОБЛЕМЫ  ГЛОБАЛИЗАЦИИ 

В. В. Яцкевич 

   То, что явления глобализации дали о себе знать в начале ХХ столетия, признает и Джодж Сорос во введении к своей книге "О глобализации. По его определению глобализация - это процесс движения стоимости в международном пространстве, возникновение международных рынков. В этом движении наибольшей активностью обладают наиболее динамичные субстанции такие, как финансы, капитал, информация.

      В книге Сороса отмечается  ряд позитивных особенностей  глобализации. Одна из них состоит  в быстром накоплении богатства.  Автор книги пишет что, глобализация не является игрой с нулевой суммой. Выгода от нее значительно превышает затраты. Кроме этого данный процесс выгодно отличается от государственной системы факторами свободы и демократии. Свободная конкуренция в глобальном масштабе существенно ускоряет распространение во всем мире технологических новаций.

   Но во всем этом в полном  соответствии законам диалектики  есть ряд существенных недостатков.  Сорос отмечает три основных  негативных момента. Во-первых, помощь, оказываемая слабо развитым странам, распределяется неравномерно, поскольку кредиторы склонны выбирать выгодные для себя условия. Есть очень бедные страны, которым никому не выгодно оказывать помощь. Личные интересы - превыше всего. Во-вторых, целью рынка является скорейшее накопление богатства, но не удовлетворение каких-либо человеческих потребностей. Второе не всегда охватывается целеполаганием. Это чисто логическое обстоятельство не всегда осознается исследователями. Нерациональная погоня за прибылью часто наносит вред окружающей среде и вступает в конфликт с другими социальными ценностями. Дисбаланс вызывает широкую волну протеста. В-третьих, глобальные финансовые рынки часто теряют устойчивость, после чего возникает кризис. А поскольку они обладают большой мощностью, то это явление разрушает экономические достижения в регионе. Это особенно ощутимо для слабо развитых стран. Можно с уверенностью сказать, что этим не исчерпываются все недостатки и проблемы.

   Что такое "открытое общество"?

   Со ссылкой на Поппера можно сказать, что это общество, в котором господствуют право, демократия и свобода. Так действительно должно быть. Эти условия являются выстраданными идеалами. Но не следует забывать, что в демократическом обществе Гитлер пришел к власти. И подобных примеров история знает достаточно много. Но не в этом дело. Всякая определенность обязательно имеет замыкание. Поэтому открытое общество (каким бы открытым оно ни было) должно иметь замыкание. В противном случае оно будет разрушено анархией и растущей энтропией. Эта другая сторона как правило упускается из вида апологетами открытого общества. А поэтому повторюсь: удовлетворительного определения данного термина нет ни у Поппера, ни у Сороса.

   Что такое "постоянный рост" экономики? 

   Предполагается, что что-то должно неуклонно расти, а что-то оставаться постоянным. В первом приближении это можно представить так. Некий параметр монотонно растет во времени, но его производная остается равной константе. Т. е. это линейный рост. Но этот примитивно-простой подход вряд ли является тем, что необходимо для управления экономикой. Кроме этого неограниченный рост неизбежно ведет к кризису.

   Что такое "эффективная экономика"?

   Кто-то может быть скажет, что  это такая экономика, которая  как из рога изобилия заваливает нас всевозможными товарами. Но такая экономика является расточительной, убыточной, развившейся под воздействием идеологии потребительства.

   Все эти понятия противоречивы.  Без сомнения они предполагают  глубокое содержание. С точки  зрения и математики, и философии они нуждаются в конкретизации и уточнении. Т. е. применяя эти науки, можно глубже проникнуть в ту реальность, которая скрывается за этими терминами. Но это предстоит сделать в будущем. А сегодня это не более, чем туманные декларации.

   Есть общее справедливое мнение, состоящее в том, что глобальные  процессы порождают глобальные  проблемы. Эти процессы имеют  ряд достоинств, поскольку в них  выражаются достижения цивилизации.  По этой причине они не могут  быть остановлены или прерваны. И вместе с этим уместно спросить: в чем состоят порождаемые ими проблемы общечеловеческого масштаба? Для Сороса эти проблемы только финансовые и экономические. Но с точки зрения философии кризисы порождает абсолютно любой неограниченный монотонный рост чего угодно. Согласно законам диалектики количество порождает новое качество. При этом всякое нечто переходит в "свое другое", в свою противоположность. Эти обстоятельства имеют абсолютный характер. В частности растущее потребление, растущие мощности, растущее население и т. д. - все ведет к кризису, все порождает проблемы планетарного уровня. В этом состоит тотальность законов диалектики.

  

   Второй подход, о котором пишут  иные исследователи, привлекает  своей прямотой. Прежде всего  необходимо исследовать систему рисков. То есть необходимо в первую очередь исследовать те факторы, которые наиболее быстро растут и создают угрозу. Предлагается ограничить потребление природных ресурсов и осторожно повышать производственные мощности или вообще их не повышать. Данное предложение касается прежде всего развитых стран, но не все согласились его поддержать. Например США отказались присоединиться к Киотскому соглашению. Очевидно, данный подход является политическим, и он вряд ли может быть реализован, поскольку в условиях западной демократии (или открытого общества) обязательно найдутся противники любого рационального предложения.

   Третий подход можно назвать  идеологическим. Поскольку многие  проблемы обусловлены возросшим  уровнем потребления, следовало  бы пропагандировать "скромный (умеренный) образ жизни". Нам нужно скорректировать систему ценностей. Нам нужно изменить мировоззрение. Мы должны сами себе ответить на вопрос, чего мы хотим. В связи с этим мы должны обратиться к философии. В настоящее время существует множество философских школ. Среди них особого внимания заслуживают те, которые проповедуют аскетический образ жизни и ограниченность потребления. Я не настаиваю на аскетическом образе жизни, но настаиваю лишь на том, что аскетизм как идея может быть отправной точкой для актуальной сегодня идеологии. Всяческое потребление должно быть рациональным, а значит разумно ограниченным. И эта философия должна стать тотальной.

 

Информация о работе Проблемы глобализации