Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 14:33, реферат
По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.
Введение.
1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций.
Понятие и виды иностранных инвестиций.
1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций.
1.3 Свободные экономические зоны - как одна из форм привлечения иностранных инвестиций.
2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
2.1 Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности.
Заключение.
Список литературы.
Все вышеперечисленные правовые основы регулирования в области иностранных инвестиций говорят о том, что российские законодатели делают все возможное в уравнивании в правах иностранных инвесторов с российскими, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. Однако для активизации инвестиционного процесса, а также для формирования благоприятных условий для иностранных инвесторов в нашей стране необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.
Так, например, сохраняются некоторые «белые пятна» в законодательстве об свободных экономических зонах. На сегодняшний день вопрос развития свободных экономических зон не менее актуален. Эта широко признанная в мировой практике форма привлечения иностранных инвестиций слабо приживается в нашей стране. В Китае СЭЗ стали окном в мировую экономику, крупным каналом притока в страну иностранного капитала, во многом благодаря подведению под них прочной правовой базы.
1.3 Свободные экономические зоны - как одна из форм привлечения иностранных инвестиций.
Под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения; предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
Создание СЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом направленность СЭЗ в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
СЭЗ на территории России, в зависимости от целей и задач, можно разделить на следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера (СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге); внешнеторговые (зона свободной торговли около аэропорта «Шереметьево», свободные таможенные зоны около аэропорта «Внуково», «Франко-Порт Терминал» на территории московского Западного речного порта); функциональные, или отраслевые (СЭЗ в Зеленограде, зона экономического благоприятствования в Ингушетии, особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды»).
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является отсутствие надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства – четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
Устройство и функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории России площадью в несколько кв. км, не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.
Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. В-третьих, создание СЭЗ шло по принципу, чем больше территории, тем перспективнее развитие зоны. Однако на практике оказалось, что чем больше территория СЭЗ, тем хуже для ее предпринимательского успеха.
В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать «работающими» лишь две зоны - в Калининградской области и Находке.
Таким образом, свободная экономическая зона, как одна из форм привлечения капитала в страну, является малоэффективным инструментом в нашей стране в силу таких основных факторов, как отсталость инфраструктуры зон, Неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей, недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство созданных зон.
Подводя итог, можно сделать вывод, что при определенном многообразии форм и методов регулирования иностранной инвестиционной деятельности в нашей стране последние либо малоэффективны, либо требуют серьезной доработки в законодательном аспекте. Развитие инструментов регулирования иностранных инвестиций без активного участия государства не представляется возможным.
2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
2.1 Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности.
В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию. Первой и наиболее важной причиной является внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.
Еще одной не менее важной проблемой общенационального масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.
Наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база, которая на сегодняшний день недостаточно стабильная и противоречивая, запутанная, что осложняется еще и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях. Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.
Для создания более привлекательного инвестиционного климата необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:
- усиление роли государства
как гаранта осуществления
- создание равных конкурентных
условий хозяйственной
- осуществление действенных
законодательных и
- либерализация внешнеторгового
и налогового режимов для
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Таким образом, России обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики - создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
Заключение.
Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему, однако они играют важную роль в современной российской экономике. В условиях перехода к рыночным отношениям и утверждение позиций России на мировом рынке не возможно без эффективно функционирующей инвестиционной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток инвестиций в страну.
Для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.
Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.
Одним из методов государственного регулирования иностранных инвестиций является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот. Облегчение налогового режима и усовершенствование налогового законодательства побуждает иностранных инвесторов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики.
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России