Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, реферат
Республика Беларусь — это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.
Важной составной частью политики Беларуси должно стать перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технисеский университет
Инженерно – педогогический факультет
Кафедра “ Экономики”
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
Реферат по дисциплине “Экономическая теория”
Руководитель:
Исполнитель: Хороненко А.С.
Студент группы 309340/62
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Проблемы и перспективы
привлечения иностранных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир быстро превращается
в единое гигантское мировое сообщество
с международными рынками. В начале
ХХI столетия торговать с внешним
миром стало так же естественно,
как иметь дело с покупателями в вашем городе или
деревне. Международная торговля стала
определяющим фактором в создании и поддержании
процветающих экономик различных стран.
Без глубокого знания макроэкономики
в современных условиях нельзя сознательно
и компетентно, осмысленно и творчески
воспринимать действительность, разбираться
в самых запутанных перипетиях общественной
жизни, уметь решать самые сложные задачи
хозяйственной практики, знать объективные
экономические зависимости, принципы
управления производством, методы и рычаги
хозяйствования.
Реформаторская деятельность по преобразованию
тоталитарной и неэффективной белорусской
экономики в саморегулирующуюся рыночную
систему наталкивается, помимо прочих,
на трудности, связанные с крайне слабой
подготовленностью большинства членов
нашего общества к работе в новых, рыночных
условиях.
Республика Беларусь — это независимое
государство, имеющее свою экономическую,
политическую и юридическую самостоятельность.
В силу этого для белорусов пришла пора
строже судить о том, как государство богатеет
и чем живёт.
Важной составной частью политики Беларуси
должно стать перспективы привлечения иностранных
инвестиций в Республику Беларусь.
1.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Инвестиции являются важнейшей экономической категорией, одним из самых главных и эффективных двигателей экономического прогресса. Под инвестициями принято понимать вложения средств в те или иные проекты в настоящем с целью получить доход в будущем.
Принятие инвестором решения о вложении капитала в экономику той или иной страны обусловлено привлекательностью территории, предоставляемыми государством гарантиями инвесторам, а также условиями для ведения бизнеса.
Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций для Беларуси в настоящее время является весьма актуальной в силу ограниченности источников экономического роста, поэтому данному вопросу уделяется особое внимание.
На сегодняшний день в Республике Беларусь имеются следующие причины нежелания инвесторов вкладывать свои средства в экономику страны:
1. Чрезмерная сложность белорусской бюрократии.
По словам Мишеля Ренери,
посла Франции, бюрократия на всех уровнях
отпугивает потенциальных инвесторов
и не позволяют белорусским
2. Инвесторов смущает конкуренция с госсектором, который в Беларуси доминирует.
В Беларуси доля частной собственности в экономике и, соответственно, уровень конкуренции значительно ниже, чем в других транзитивных странах. Это негативным образом сказывается на стремлении инвесторов вкладывать инвестиции и открывать у нас новые производства.
3. Таможенный режим в Беларуси довольно сложный и может повлечь за собой увеличение финансовых издержек.
4. Непросты для понимания иностранных инвесторов также налоговые и административные положения.
Консультант Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского - профессор Свен-Олаф Невиак, признает, что хотя вопрос о регистрации теперь решается достаточно быстро, в остальном мало что изменилось. Зарегистрировать предприятие в Беларуси можно за два дня, а начать работать едва ли не через год. Или так и не начать.
Ситуация с налогообложением в Беларуси по оценке "Doing Business" за последний год улучшилась, однако страна все еще находится на 156-м месте из 183. Наши ближайшие соседи – Латвия, Литва и Польша, занимают в этом рейтинге места гораздо выше, а Казахстан и вовсе остановился на 13 строчке.
Это говорит о том, что вносимые в Налоговый кодекс изменения являются лишь косметическим ремонтом и не способны изменить сущность налоговой системы Беларуси.
5. Вступление России в ВТО также может «оттянуть» иностранных инвесторов от Беларуси.
Российские товары будут входить на рынки других стран ВТО без ограничений и повышенных таможенных пошлин, тогда как белорусские товары такими преимуществами пользоваться не будут и окажутся менее конкурентоспособными. Это приведет к снижению заинтересованности иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на территории республики, а также будут способствовать переливу капитала из Беларуси в страны-члены ВТО.
6. Несовершенная система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса.
Неадекватность
7. Неопределенность политики приватизации.
Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. Важно подчеркнуть, что за последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно.
Также можно отметить, что согласно белорусскому законодательству и официальной статистике, акционерное общество признается частным предприятием, хотя, оно все еще остается под контролем государства.
Хотя в Беларуси имеются проблемы, препятствующие притоку инвестиций, говорить об инвестиционной непривлекательности Беларуси нельзя. На сегодняшний день, в стране активно проводится работа по трансформации нормативно-правовой базы, регулирующей ведение бизнеса, с целью изменения баланса вмешательства государства в сферу экономических отношений в сторону снижения уровня ее административного регулирования и таким образом улучшения условий ведения бизнеса и создания на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство, регулирующее использование имущества, находящегося в государственной собственности, о ценообразовании и государственной деятельности. Совершенствуется система налогообложения.
На данный момент Беларусь – страна, имеющая:
1. Прямой доступ Таможенного союза и Единого экономического пространства (Беларусь, Россия, Казахстан);
2. Географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС, СНГ, Балтийским и Черным морями;
3. Развитую систему транспортных коммуникаций: через страну проходят три трансъевропейских транспортных коридора;
4. Квалифицированны
5. Разнообразие льгот для инвесторов в свободные экономических зонах и Парке высоких технологий, малых городах и сельской местности, упрощенная система налогообложения для малых предприятий, специальные льготы для иностранных инвесторов и др.;
6. Гарантии защиты инвесторов предоставляются законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, возможностью заключения инвестиционного договора с государством, а также развитой судебной системой;
7. Реформы: Беларусь входит в десятку стран-реформаторов в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»;
8. Высокий общеобразовательный уровень: на образование расходуется 5% от ВВП;
9. Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению рынков сбыта за рубежом. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия, Нидерланды, Украина, Латвия, Германия, Китай, Польша, Италия, Литва, Казахстан.
В стране создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ): «Брест», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Витебск», «Могилев», представляющих своим резидентам существенные льготы для организации собственного производства.
Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции:
- освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
- безлицензионный экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
· свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства;
· свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
· сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от изменения законодательства Республики Беларусь и др.
29 июня 2011 года вступил в силу
Указ Президента Республики
Основным предметом
Для реализации государственной политики в сфере инвестиций Агентство будет осуществлять поиск, привлечение и сопровождение иностранных инвесторов на основе заключенных с ними договоров.
Основной задачей Агентства в области консалтинговой деятельности будет являться предоставление иностранным инвесторам профессиональных услуг по выполнению их задач.
При этом в соответствии с международной
практикой Агентство будет
Основные показатели по привлечению иностранных инвестиций за январь-август 2012:
Приток прямых иностранных инвестиций за январь-август текущего года в целом снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%. Если в прошлом году Беларусь приняла 1,14 млрд долларов внешних вложений, то в 2012 — порядка 950 млн долларов.
Проблемой является негативная тенденция на столичном инвестиционном рынке. В Минске за январь-август 2012 года привлечено 604,3 млн долларов инвестиций, хотя в прошлом году их объем почти равнялся 870 млн долларов.
Впрочем, для внешних инвесторов Минск все равно остается самым привлекательным регионом Беларуси. Большинство компаний (32) предпочло Минск. Даже при падении в текущем году на него пришлось более половины от всего объема пришедших в Беларусь прямых иностранных инвестиций — 67,8%.
На втором месте Гродненская область (8,2%), на третьем — Минская (5,6%). Далее следуют Гомельская (5,5%), Могилевская (5%), Брестская (4,8%) и Витебская (3,1%) области.
В проекте важнейших
прогнозных показателей социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Выход из сложившейся системной
кризисной ситуации в сфере инвестиций
потребует реализации серии взаимосвязанных
концептуальных изменений. При выходе
из этого кризиса просто необходимо
учитывать опыт зарубежных стран, не
забывая при этом адаптировать его к конкретной
ситуации как страны, так и мировой экономики
в целом.
Отечественная система "модернизации"
основывается на издании многочисленных
законодательных актов низшего порядка,
в большинстве своем ведомственных. Кстати,
многие из этих поправок не имеют обязательных
(для вступления в силу) реквизитов регистрации
Министерства юстиции, а, следовательно,
и экспертной оценки. Часто поправки и
добавления противоречат друг другу и,
что хуже всего, "отменяют" положения
Инвестиционного кодекса. На порочность
и необходимость ликвидации такой практики
указывается постоянно; тем не менее она
продолжается. Наконец, на общем фоне "борьбы
с недоимками", стремлением наполнить
бюджет любой ценой, смысл выпущенных
документов очевиден. Другой подоплекой
вводимых ограничений видится набирающая
обороты кампания по ограничению проникновения
в страну зарубежного капитала — якобы
источника угрозы отечественной экономике.
Действительно, нередки ситуации, когда
странами предпринимаются соответствующие
защитные и ограничительные меры как в
целом, так и в отношении отдельных секторов
экономики. Думается, что, взвешенно оценивая
нынешнее положение народного хозяйства
и результаты более чем скромного, несмотря
на почти пятилетний опыт, прямого иностранного
инвестирования, обнаружить опасность
для белорусской экономики, во всяком
случае с этой стороны, 6удет сложно.
Изучая опыт стран, где различные формы
коллективного инвестирования наглядно
продемонстрировали свои преимущества,
можно сделать несколько выводов. Прежде
всего, от развития инвестиций в Беларуси
выигрывает все население, поскольку с
их помощью увеличится приток капиталовложений
в экономику, что создаст условия для экономического
роста. Вырастут и налоговые поступления,
а значит — улучшится финансирование
социальных программ и бюджетных организаций.
Кроме того, расширятся возможности граждан
сохранять и приумножать свои сбережения.
Разнообразие возможностей удовлетворения
инвестиционных потребностей людей само
по себе способно защитить их интересы
и повысить доверие к рыночной экономике.
На экономическом развитии страны положительно
скажется и обострение конкурентной борьбы
инвесторов и коммерческих банков за деньги
населения — финансовые ресурсы станут
доступнее предприятиям. А если, как ожидается,
повысятся цены на акции предприятий,
выгоду от этого получат не банки, а миллионы
собственников — акционеров. Они станут
реально богаче.
Что нужно для того, чтобы все эти возможности
инвестиций в полной мере реализовались
в нашей стране?
Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической
ситуации в стране, и, как следствие, —
развитие финансового рынка. Государство
должно позаботиться о расширении спектра
объектов для инвестирования. Предстоит
принять недостающее законодательство,
в котором в полной мере учесть современные
реалии, унифицированные требования к
деятельности любой формы инвестирования,
защитить права и интересы инвесторов,
обеспечить надежность вложений.
Привлечение в широких масштабах иностранных
инвестиций в белорусскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания
в нашем государстве цивилизованного,
социально ориентированного общества,
характеризующегося высоким качеством
жизни населения, в основе которого лежит
смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
А иностранный капитал может привнести
в Беларусь достижения научно технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров. Приток иностранных инвестиций
жизненно важен и для достижения среднесрочных
целей выхода из современного общественно-экономического
кризиса. При этом необходимо иметь в виду,
что интересы общества, с одной стороны,
и иностранных инвесторов с другой, непосредственно
не совпадают. Беларусь заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, проведении антиимпортной политики.
Иностранные инвесторы естественно заинтересованы
в новом плацдарме для получения прибыли
за счет обширного внутреннего рынка Беларуси
и сопредельных государств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники. Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный
капитал, не лишая его собственных стимулов
и направляя его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей. Привлекая иностранный капитал,
нельзя допускать дискриминации в отношении
национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют наши
предприниматели, занятые в той же сфере
деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную
активность иностранного капитала, но
приводит к возникновению на месте бывших
отечественных производств предприятий
с формальным иностранным участием, претендующих
на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный
инвестиционный климат не только для иностранных
инвесторов, но и для своих собственных.
И речь не о том, чтобы найти им средства
на осуществление инвестиций. Белорусскому
частному капиталу также нужны гарантии
от принудительных изъятий и произвола
властей, система страхования от некоммерческих
рисков, а также стабильные условия работы
при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Масштабные инвестиции - необходимое условие
выхода экономики Беларуси из кризиса.
И последнее, по словам Президента Республики
Беларусь А.Лукашенко «проблем с инвестициями
у нас нет, особенно с иностранными».
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностраных инвестиций в Республику Беларусь