Проблемы и перспективы привлечения иностраных инвестиций в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Республика Беларусь — это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.
Важной составной частью политики Беларуси должно стать перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский национальный технисеский университет

 

Инженерно – педогогический факультет

 

Кафедра “ Экономики”

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

 

Реферат по дисциплине “Экономическая теория”

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

 

Исполнитель:        Хороненко А.С.

Студент группы 309340/62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Проблемы и перспективы  привлечения иностранных инвестиций  в Республику Беларусь

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним  миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.  
Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные  задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.  
   Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной  белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях.  
   Республика Беларусь — это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.  
Важной составной частью политики Беларуси должно стать перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь

 

Инвестиции являются важнейшей  экономической категорией, одним  из самых главных и эффективных  двигателей экономического прогресса. Под инвестициями принято понимать вложения средств в те или иные проекты в настоящем с целью  получить доход в будущем.

Принятие инвестором решения о  вложении капитала в экономику той  или иной страны обусловлено привлекательностью территории, предоставляемыми государством гарантиями инвесторам, а также условиями  для ведения бизнеса.

Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций для Беларуси в настоящее время является весьма актуальной в силу ограниченности источников экономического роста, поэтому данному вопросу уделяется особое внимание.

На сегодняшний день в Республике Беларусь имеются следующие причины  нежелания инвесторов вкладывать свои средства в экономику страны:

1.   Чрезмерная сложность белорусской бюрократии.

По словам Мишеля Ренери, посла Франции, бюрократия на всех уровнях  отпугивает потенциальных инвесторов и не позволяют белорусским бизнесменам  развивать контакты с иностранными партнерами. Кроме того, отмечает французский дипломат, белорусская экономическая система слишком закрыта, что вызывает недоверие у иностранных инвесторов.

2.   Инвесторов смущает конкуренция с госсектором, который в Беларуси доминирует.

В Беларуси доля частной собственности  в экономике и, соответственно, уровень  конкуренции значительно ниже, чем  в других транзитивных странах. Это  негативным образом сказывается  на стремлении инвесторов вкладывать инвестиции и открывать у нас  новые производства.

3.   Таможенный режим в Беларуси довольно сложный и может повлечь за собой увеличение финансовых издержек.

4.   Непросты для понимания иностранных инвесторов также налоговые и административные положения.

Консультант Бизнес союза  предпринимателей и нанимателей имени Кунявского - профессор Свен-Олаф Невиак, признает, что хотя вопрос о регистрации теперь решается достаточно быстро, в остальном мало что изменилось. Зарегистрировать предприятие в Беларуси можно за два дня, а начать работать едва ли не через год. Или так и не начать.

Ситуация с налогообложением в  Беларуси по оценке "Doing Business" за последний  год улучшилась, однако страна все  еще находится на 156-м месте  из 183. Наши ближайшие соседи – Латвия, Литва и Польша, занимают в этом рейтинге места гораздо выше, а Казахстан и вовсе остановился на 13 строчке.

Это говорит о том, что вносимые в Налоговый кодекс изменения являются лишь косметическим  ремонтом и не способны изменить сущность налоговой системы Беларуси.

5.   Вступление России в ВТО также может «оттянуть» иностранных инвесторов от Беларуси.

Российские товары будут входить  на рынки других стран ВТО без  ограничений и повышенных таможенных пошлин, тогда как белорусские  товары такими преимуществами пользоваться не будут и окажутся менее конкурентоспособными. Это приведет к снижению заинтересованности иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на территории республики, а также будут способствовать переливу капитала из Беларуси в страны-члены ВТО.

6.   Несовершенная система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса.

Неадекватность административных санкций за формальные нарушения  заметно ухудшает инвестиционный климат, – считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр  Калинин. – За незначительное нарушение можно получить штраф, размер которого в некоторых случаях просто уничтожает бизнес.

7.   Неопределенность политики приватизации.

Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей  стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. Важно подчеркнуть, что за последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно.

Также можно отметить, что согласно белорусскому законодательству и официальной статистике, акционерное общество признается частным предприятием, хотя, оно все еще остается под контролем государства.

Хотя в Беларуси имеются проблемы, препятствующие притоку инвестиций, говорить об инвестиционной непривлекательности Беларуси нельзя. На сегодняшний день, в стране активно проводится работа по трансформации нормативно-правовой базы, регулирующей ведение бизнеса, с целью изменения баланса вмешательства государства в сферу экономических отношений в сторону снижения уровня ее административного регулирования и таким образом улучшения условий ведения бизнеса и создания на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство, регулирующее использование имущества, находящегося в государственной собственности, о ценообразовании и государственной деятельности. Совершенствуется система налогообложения.

На данный момент Беларусь – страна, имеющая:

1.            Прямой доступ Таможенного союза и Единого экономического пространства (Беларусь, Россия, Казахстан);

2.            Географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС, СНГ, Балтийским и Черным морями;

3.            Развитую систему транспортных коммуникаций: через страну проходят три трансъевропейских транспортных коридора;

4.            Квалифицированные и недорогие финансовые ресурсы;

5.            Разнообразие льгот для инвесторов в свободные экономических зонах и Парке высоких технологий, малых городах и сельской местности, упрощенная система налогообложения для малых предприятий, специальные льготы для иностранных инвесторов и др.;

6.            Гарантии защиты инвесторов предоставляются законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, возможностью заключения инвестиционного договора с государством, а также развитой судебной системой;

7.            Реформы: Беларусь входит в десятку стран-реформаторов в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»;

8.            Высокий общеобразовательный уровень: на образование расходуется 5% от ВВП;

9.            Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению рынков сбыта за рубежом. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия, Нидерланды, Украина, Латвия, Германия, Китай, Польша, Италия, Литва, Казахстан.

В стране создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ): «Брест», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Витебск», «Могилев», представляющих своим резидентам существенные льготы для организации собственного производства.  

Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции:

-            освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности;

-              освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

-       безлицензионный экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

·               свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства;

·               свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

·               сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от изменения законодательства Республики Беларусь и др.

29 июня 2011 года вступил в силу  Указ Президента Республики Беларусь  от 22 апреля 2011 года № 173 «О внесении  изменений и дополнений в некоторые  указы Президента Республики  Беларусь», в соответствии с  которым создается государственная  организация – «Национальное агентство инвестиций и приватизации», подчинённая Министерству экономики Республики Беларусь.

Основным предметом деятельности Агентства является содействие привлечению  прямых иностранных инвестиций, в  том числе приватизации, то есть деятельность Агентства будет развиваться по традиционному для всех без исключения агентств в мире – привлечение прямых иностранных инвестиций с возможностью осуществления «brownfield»-проектов путем наделения его правами органа приватизации.

Для реализации государственной политики в сфере инвестиций Агентство будет осуществлять поиск, привлечение и сопровождение иностранных инвесторов на основе заключенных с ними договоров.

Основной задачей Агентства  в области консалтинговой деятельности будет являться предоставление иностранным инвесторам профессиональных услуг по выполнению их задач.

При этом в соответствии с международной  практикой Агентство будет полностью  финансироваться из бюджета Республики Беларусь и услуги будут оказываться  на безвозмездной для иностранных  инвесторов основе. [1, с. 80-81]

Основные показатели по привлечению  иностранных инвестиций за январь-август 2012:

Приток прямых иностранных инвестиций за январь-август текущего года в целом  снизился по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 17%. Если в прошлом году Беларусь приняла 1,14 млрд долларов внешних вложений, то в 2012 — порядка 950 млн долларов.  

Проблемой является негативная тенденция  на столичном инвестиционном рынке. В Минске за январь-август 2012 года привлечено 604,3 млн долларов инвестиций, хотя в прошлом году их объем почти равнялся 870 млн долларов. 

Впрочем, для внешних инвесторов Минск  все равно остается самым привлекательным  регионом Беларуси. Большинство компаний (32) предпочло Минск. Даже при падении  в текущем году на него пришлось более половины от всего объема пришедших в Беларусь прямых иностранных инвестиций — 67,8%.

На втором месте Гродненская  область (8,2%), на третьем — Минская (5,6%). Далее следуют Гомельская (5,5%), Могилевская (5%), Брестская (4,8%) и Витебская (3,1%) области.

В проекте важнейших  прогнозных показателей социально-экономического развития Беларуси на 2013 год предусматривается  привлечь 4,5 млрд. долларов прямых иностранных  инвестиций на чистой основе (без учета  задолженности прямому инвестору  за товары, работы, услуги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

 Выход из сложившейся системной  кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных  концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.  
Отечественная система "модернизации" основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции,  а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, "отменяют" положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне "борьбы с недоимками", стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.  
Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.  
На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.  
Что нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?  
Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.  
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.  
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.  
Масштабные инвестиции - необходимое условие выхода экономики Беларуси из кризиса.  
И последнее, по словам Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «проблем с инвестициями у нас нет, особенно с иностранными».

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностраных инвестиций в Республику Беларусь