Проблемы и содержание рациональной организации использования топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:48, реферат

Описание работы

С целью активизации действий по осуществлению интенсивной энергосберегающей политики руководителю любого предприятия необходимо:
обеспечить проведение энергетического аудита и разработку программы энергосбережения на пятилетку;
определить ответственных лиц за организацию исполнения и контроля ее реализации;
разработать временные графики внедрения каждого мероприятия;
определить источник и разработать графики финансирования, определить систему материальной заинтересованности и ответственности;

Содержание работы

1.Введение ……………………………………………………………. 2
Проблемы и содержание рациональной организации использования топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях………………………………….5
Анализ нормирования топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях………………………………….7
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов на Минском заводе колесных тягачей……………………………10
3. Заключение…………………………………………………………14
4. Литература…………………

Файлы: 1 файл

Энергосбережение.docx

— 39.47 Кб (Скачать файл)

     Норматив  – это справочно-расчетный регламентированный для исправного оборудования расход энергии на единицу продукции (работы), подвергаемый объективному контролю техническими средствами измерения.

     Нормативы расхода ТЭР необходимы для разработки энергобалансов предприятий, а также  для планирования потребления ресурсов по внутрипроизводственным подразделениям, где применение норм экономически нецелесообразно или контроль норм посредством приборов учета не может быть организован. Нормативы предлагается применять не на единицу продукции (работы), а на энергопотребляющий объект: агрегат, группу агрегатов, участок, цех – за планируемый период.

     Сложившаяся система нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов в промышленности республики, с одной стороны, скрывает в себе большие резервы экономии, а с другой – порождает фиктивную экономию, которая учитывается при планировании потребления ресурсов.

     К основным факторам, негативно влияющим на работников промышленного предприятия  при установлении норм расхода топливно энергетических ресурсов, относятся следующие:

  • стремление к установке норм на уровне отчетного периода, поскольку при этом облегчается перевыполнение нормы и получение большей премии за сверхплановую экономию в соответствии с положением о премировании. Так, реакция на установленную в директивном порядке экономию ресурсов при расчете норм со стороны работников предприятия чаще всего сводится к обоснованию дополнительных расходов относятся: проведение различных пусконаладочных работ, освоение новых мощностей, ухудшение технического состояния оборудования, рост энергоемкости продукции и т.д.
  • опасение значительного превышения нормы потребления ресурсов, поскольку за этим последует ее очевидное снижение, резко возрастает напряженность нормы и, как следствие, усложнится возможность последующего премирования за экономию ТЭР.

     Объективная необходимость коренным образом  совершенствовать систему нормирования топливно-энергетического потребления  обуславливается двумя основными  факторами:

    • ростом напряженности топливно-энергетического баланса республики;
    • возросшей самостоятельностью промышленных предприятий.
    1. Анализ  потребления топливно-энергетических ресурсов на Минском заводе колесных тягачей
 

     Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) образован  в 1994г. на базе производства Минского автомобильного завода (МАЗ), которое специализировалось ранее на выпуске транспортной базы для мобильных ракетных комплексов бывшего Советского Союза – полноприводных колесных шасси.

     В настоящее время, располагая современным оборудованием, специалистами высокой квалификации, которые имеют многолетний опыт создания, производства и эксплуатации внедорожной автомобильной техники большой грузоподъемности, завод успешно осуществляет конверсионную программу.

     В ближайшее время новые предприятия, способные выпускать большегрузную  автомобильную технику высокой  проходимости, аналогичную «Волату» (МЗКТ), в СНГ не появится, так как  это связано с существенными  финансовыми затратами и техническими сложностями. Потребность нефтегазового  комплекса, строительных организаций, легкой промышленности и других заинтересованных структур в высокопроходимой автотехнике большой грузоподъемности будут обеспечены за счет покупок за рубежом или у минского предприятия. При этом продукция МЗКТ имеет ряд существенных преимуществ перед аналогом зарубежных фирм.

     Особенность энергообеспечения МЗКТ заключается  в том, что завод расположен на общей территории с Минским автомобильным  заводом и имеет совместные с  ним инженерные сети и сооружения. По уровню потребления энергоносителей  завод является одним из наиболее энергоемких предприятий Минска – с долей энергетических затрат в себестоимости конечной продукции за последние годы около 15%. Суммарная плата за топливно-энергетические ресурсы и сжатый воздух за 2009 г. для МЗКТ составила 3,2 млн. долл. США. В структуре этих платежей тепловая энергия на технологические операции, отопление и вентиляцию составила 61%, электрическая – 21,4%, природный газ – 12,8%, тепловая энергия на горячее водоснабжение – 4,8%. Все энергоносители поступают на завод из централизованных систем, находящихся на балансе МАЗа и «Минскэнерго».

     Анализ  использования топливно-энергетических ресурсов на промышленном предприятии (энергетический аудит) является основой  всей работы для разработки рекомендаций по их рациональному использованию, поскольку позволяет:

  • установить расчетные, нормативные затраты энергоносителей на каждый анализируемый агрегат, участок, цех, предприятие;
  • определить необходимый и достаточный перечень показателей, подлежащих учету, контролю и регулированию рационального расхода ресурсов;
  • выявить показатели и оценить их значения для ведения наиболее эффективного расчета энергетических служб с другими подразделениями предприятия и для осуществления морального и материального стимулирования работников за экономию энергоресурсов;
  • вскрыть непроизводительные расходы энергии и резервы экономии энергоресурсов для составления обоснованного текущего и перспективного планов организационно-технических мероприятий по экономии энергии.

     Анализ  эффективности использования энергетических ресурсов должен проводиться:

    1. путем изучения динамики показателей расхода топливно-энергетических ресурсов (сравнительный анализ);
    2. путем расчленения общего расхода по направлениям энергозатрат (структурный анализ).
 

     Расход  энергоносителей на МЗКТ в натуральном  выражении

Показатель 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
Пар технический.Гкал 82733 68273 55248 34986 36661 41072 54796
Вода  горячая,Гкал 54882 43570 70475 61341 15228 30779 57872
Сжатый  воздух,тыс.м 45517 50185 50050 52200 16025 49539 28911
Газ природный,тыс.м 2549 1565 1484 1680 847 1369 835
Вода  техническая,тыс.м 889,3 685,9 651,5 811,0 673,7 756,3 405
Электроэнергия,тыс.кВТч 38328 36630 29998 25723 20653 21413 22726

 

     Структура потребления энергоносителей на МЗКТ,%

Вид энергии 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
Пар технический 11,77 10,38 37,92 22,40 24,80 20,10 21,11
Электроэнергия 68,29 69,77 18,88 10,34 15,87 17,78 19,05
Вода  горячая 7,65 6,49 19,64 31,40 20,10 25,40 27,89
Сжатый  воздух 2,24 2,64 7,40 3,33 5,23 6,10 7,11
Газ природный 1,12 0,73 1,30 2,05 1,59 2,49 1,37
Вода  техническая 1,32 1,09 2,86 2,07 1,50 2,50 4,10
Максимальная  нагрузка 6,33 7,23 9,42 2,47 6,93 6,64 5,80
Прочие 1,29 1,66 2,58 25,95 23,98 18,99 13,56

 

     Пользуясь данными представленных выше таблиц, мы можем проанализировать расход энергоносителей  и структуру потребления энергоносителей  на МЗКТ за период с1997 по 2009 гг. Нужно отметить, что расход энергоносителей за данный период снизился практически по всем показателям. Это свидетельствует о положительных итогах внедрения энергосберегательной политики на МЗКТ.

     Нормирование  потребления энергоносителей на МЗКТ осуществляется следующим образом. Отделом главного энергетика устанавливается плановый расход основных энергетических ресурсов (топлива, тепловой и электрической энергии) на основании отчетных данных прошлого года, скорректированных коэффициентом снижения их потребления. В планово-экономическом отделе планируется выпуск продукции в натуральном выражении (условные автомобили) и доводится до остальных подразделений. Отделом главного энергетика устанавливается удельное энергопотребление на один условный автомобиль. Полученная таким путем норма утверждается в Министерстве промышленности. В конце отчетного периода фактическое потребление соотносится на объем выпуска продукции, и определяется отчетная норма энергопотребления, которая сравнивается с плановой.

     Анализ  энергопотребления, проведенный на МЗКТ, показал, что на постоянную часть  расхода ресурсов в наибольшей степени  влияет временной фактор(сезонность), а на переменную – объем выпуска  продукции. Причем общий расход переменных ресурсов с увеличением объема производства растет, а удельный, приходящийся на единицу продукции, снижается.

     Эти наиболее существенные факторы должны обязательно учитываться при обосновании норм потребления топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях.

 

  1. Заключение
 

     Подводя итог, можно сказать, что в сложившейся  экономической ситуации проблема энергосбережения для РБ вследствие низкого самообеспечения  энергоносителями(13-15%), резкого увеличения цен на их импорт и значительной доли энергоемких отраслей промышленности в народном хозяйстве приобретает  все большую остроту и требует  своего решения.

     Основные  тенденции развития мировой экономики  свидетельствуют о постоянном снижении энергоемкости промышленной продукции  как за счет роста объемов производства, так и путем широкого внедрения малозатратных организационно-экономических мероприятий по снижению расходов топливно-энергетических ресурсов преимущественно в сфере их потребления.

     С использованием системного подхода  и экспертных оценок установлены  наиболее значимые функции энергетического  менеджмента на предприятии, включающие: мониторинг, учет и стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Определено содержание этих функций, пути их реализации в соответствии с нормативными актами государственных  органов РБ.

Информация о работе Проблемы и содержание рациональной организации использования топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях