Проблемы интеграции России в мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира - динамичной системы всемирного хозяйства. Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

Содержание работы

Проблемы интеграции России в мировое хозяйство
3
Контрольные тестовые задания
18
Задача
20
Список используемой литературы
21

Файлы: 1 файл

миро.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в  России позволяет получить высокую  отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.

По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и  транспортном машиностроении, в сфере  телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.

Одним из примеров мотивированного  и взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза является повышение  энергоэффективности экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении энергоемкости нашей экономики , поскольку за счет высвобожденных углеводородных ресурсов могут быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне медленного роста добычи нефти и газа, интерес России к снижению энергозатратности национальной экономики очевиден.

Для относительно равноправного  участия в мирохозяйственном  обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной  стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными и финансовыми группами, а с другой - самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.

Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.

Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы при  дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами.

Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует  помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые  потенциально способны выдерживать конкуренцию. Конечно же, не имеется в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.

Концептуально в таком  подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования  собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду. Сложность заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание открытости и протекционизма. Здесь нужно анализировать ситуацию в отдельных отраслях и регионах, показатели конкурентоспособности отечественной продукции.

Вырабатывая стратегию  интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими - в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие. 

Особое место в долговременной стратегии интегрирования принадлежит  транспорту. В стране с такой протяженностью, как Россия, он влияет на развитие основных отраслей промышленности и сельского  хозяйства, на их конкурентоспособность, мобильность рабочей силы, формирование общенационального рынка. Соответственно проблемы адаптации транспорта к новым условиям интегрирования ставят вопрос о разработке полноценной всеобъемлющей транспортной политики, включающей в себя реализацию трансконтинентальных проектов. Начинать же, видимо, следует с повышения качества предоставляемых транспортных услуг, сохранности грузов, соблюдения сроков доставки и т. д.

Первым шагом в новой  стратегии интегрирования в мировые  рынки должны стать оздоровление общего климата во внешнеэкономических связях страны, их «прозрачность», устранение злоупотреблений и прямого криминала. Это улучшило бы имидж России в глазах мировой экономической элиты. Решение такой задачи требует эффективного контроля за ценовой политикой экспортеров энергоносителей и металлов, достижения «прозрачности» всей их деятельности, тарифной политики и финансовых потоков, противодействия занижению экспортных цен российскими предприятиями, восстановления государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставления с издержками и ценами конкурентов, внедрения международных правил и кодексов поведения в деятельность отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций.

Вхождение в мировое  рыночное хозяйство трудный процесс. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

Основная проблема в  области интеграции России в мировую  экономику - ее сырьевая зависимость. С момента вступления России в экономическое общение с остальным миром, рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции. К сожалению, обратный процесс - увеличение экспорта российских товаров, освоение рынков зарубежных стран - идет значительно более медленными темпами. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие. Другими наиболее важными проблемами, препятствующими полноценной интеграции России в мировую экономику являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.

В России имеются ряд предпосылок для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический кадровый потенциал и индекс человеческого развития.

Для дальнейшей интеграции России в мировую экономику необходимо:

дальнейшая стабилизация политического режима;

 

развитие наукоемких отраслей;

улучшение инвестиционного  климата в стране;

проведение гибкой экономической  политики по развитию экспорта и импорта  во внешнеэкономических связях;

грамотная расстановка  приоритетов экономического сотрудничества с другими странами.

 

 

 

Контрольные тестовые задания

 

1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:


а) поддерживает субъекты национальной экономики;


б) используется для сохранения экономической безопасности в;

        период международной напряженности;


в) стимулирует процессы конкуренции между отечественными

    производителями и на мировом рынке;


г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

 

 

Обоснование ответа:

Свободная торговля как вид внешнеторговой политики стимулирует процессы конкуренции  между отечественными производителями, т.к. при свободной торговле отсутствуют  протекционистские барьеры, защищающие национальную промышленность путем  повышения цены импортной продукции, и потребитель может свободно выбирать более качественный и по более низким ценам  товар отечественного или зарубежного производителя. Через прогресс производства и внедрение инноваций производителям приходится бороться за внимание потребителя, и это и приводит к стимулированию процессов конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международная трудовая миграция — это (выберите наиболее точный

ответ):

а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;


б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по

        экономическим причинам;

в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за


    рубеж;


г) въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.

 

 

 

Обоснование ответа:

Под международной трудовой миграцией понимается процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Так же существует ряд других причин способствующих международной миграции, например наличие в стране безработицы.

 

 

Задача

Карта спроса и предложения  на рынке фунтов стерлингов приведена  в таблице.

Цена фунта, долл.

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

2,50

Объем предложения,

млн фунтов

160

170

180

190

200

220

Объем спроса,

млн фунтов

200

190

180

170

160

150


Федеральная резервная система (ФРС) США устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,10 долл.

1. Должна ли ФРС  в этой ситуации покупать или  продавать фунты. Если да, то  какое количество?

2. Что произойдет в  этом случае с официальными  валютными резервами США?

 

Решение:

1. В данном случае объем предложения меньше объема спроса на 20 млн  
(190 млн – 170 млн), следовательно, надо удовлетворить спрос, то есть ФРС должна продать 20 млн фунтов стерлингов, и спрос будет равен предложению (190=190).

2. Это в свою очередь приведет к притоку доллара в казну, то есть увеличится объем национальной валюты.

 

 

Список используемой литературы

1. Арбатова Н.К. Россия  и ЕС: Сближение на фоне разрыва. // Россия в глобальной политике  и экономике. 2005. №2.

2. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2005.

3. Иноземцев В. Выступление  на международной конференции  «Россия-Евросоюз: перспективы «Соглашения  о партнерстве и сотрудничестве»» (Москва, март 2006 г.). // Вопросы экономики. 2006. №4.

4. Королев И. Интеграция  России в мировую экономику.// Внешняя политика России. 2004. №1-2.

5. Ломакин В.К. Мировая  экономика. - М.: ЮНИТИ, 2007.

6. Мировая экономика. / Под ред. проф. А.С.Булатова. - М.: ЮристЪ, 2007.

7. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России - проблемы и перспективы развития. - М.: ВНИКИ, 2006.

8. Раткин Л. Совместные  научные разработки России и  ЕС в контексте реализации  основных положений седьмой рамочной  программы. // Инвестиции в России. 2008. №4.

Информация о работе Проблемы интеграции России в мировое хозяйство