Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:02, контрольная работа
Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира - динамичной системы всемирного хозяйства. Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Проблемы интеграции России в мировое хозяйство
3
Контрольные тестовые задания
18
Задача
20
Список используемой литературы
21
Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.
По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в сфере телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.
Одним из примеров мотивированного
и взаимовыгодного
Для относительно равноправного участия в мирохозяйственном обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными и финансовыми группами, а с другой - самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.
Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.
Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами.
Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые потенциально способны выдерживать конкуренцию. Конечно же, не имеется в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.
Концептуально в таком подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду. Сложность заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание открытости и протекционизма. Здесь нужно анализировать ситуацию в отдельных отраслях и регионах, показатели конкурентоспособности отечественной продукции.
Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими - в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.
Особое место в долговременной стратегии интегрирования принадлежит транспорту. В стране с такой протяженностью, как Россия, он влияет на развитие основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, на их конкурентоспособность, мобильность рабочей силы, формирование общенационального рынка. Соответственно проблемы адаптации транспорта к новым условиям интегрирования ставят вопрос о разработке полноценной всеобъемлющей транспортной политики, включающей в себя реализацию трансконтинентальных проектов. Начинать же, видимо, следует с повышения качества предоставляемых транспортных услуг, сохранности грузов, соблюдения сроков доставки и т. д.
Первым шагом в новой стратегии интегрирования в мировые рынки должны стать оздоровление общего климата во внешнеэкономических связях страны, их «прозрачность», устранение злоупотреблений и прямого криминала. Это улучшило бы имидж России в глазах мировой экономической элиты. Решение такой задачи требует эффективного контроля за ценовой политикой экспортеров энергоносителей и металлов, достижения «прозрачности» всей их деятельности, тарифной политики и финансовых потоков, противодействия занижению экспортных цен российскими предприятиями, восстановления государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставления с издержками и ценами конкурентов, внедрения международных правил и кодексов поведения в деятельность отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций.
Вхождение в мировое рыночное хозяйство трудный процесс. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.
Основная проблема в области интеграции России в мировую экономику - ее сырьевая зависимость. С момента вступления России в экономическое общение с остальным миром, рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции. К сожалению, обратный процесс - увеличение экспорта российских товаров, освоение рынков зарубежных стран - идет значительно более медленными темпами. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие. Другими наиболее важными проблемами, препятствующими полноценной интеграции России в мировую экономику являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.
В России имеются ряд предпосылок для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический кадровый потенциал и индекс человеческого развития.
Для дальнейшей интеграции России в мировую экономику необходимо:
дальнейшая стабилизация политического режима;
развитие наукоемких отраслей;
улучшение инвестиционного климата в стране;
проведение гибкой экономической политики по развитию экспорта и импорта во внешнеэкономических связях;
грамотная расстановка приоритетов экономического сотрудничества с другими странами.
1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:
а) поддерживает субъекты национальной экономики;
б) используется для сохранения экономической безопасности в;
период международной напряженности;
в) стимулирует процессы конкуренции между отечественными
производителями и на мировом рынке;
г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.
Обоснование ответа:
Свободная торговля как вид внешнеторговой политики стимулирует процессы конкуренции между отечественными производителями, т.к. при свободной торговле отсутствуют протекционистские барьеры, защищающие национальную промышленность путем повышения цены импортной продукции, и потребитель может свободно выбирать более качественный и по более низким ценам товар отечественного или зарубежного производителя. Через прогресс производства и внедрение инноваций производителям приходится бороться за внимание потребителя, и это и приводит к стимулированию процессов конкуренции.
2. Международная трудовая миграция — это (выберите наиболее точный
ответ):
а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;
б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по
экономическим причинам;
в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за
рубеж;
г) въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.
Обоснование ответа:
Под международной трудовой миграцией понимается процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Так же существует ряд других причин способствующих международной миграции, например наличие в стране безработицы.
Карта спроса и предложения на рынке фунтов стерлингов приведена в таблице.
Цена фунта, долл. |
2,00 |
2,10 |
2,20 |
2,30 |
2,40 |
2,50 |
Объем предложения, млн фунтов |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
220 |
Объем спроса, млн фунтов |
200 |
190 |
180 |
170 |
160 |
150 |
Федеральная резервная система (ФРС) США устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,10 долл.
1. Должна ли ФРС в этой ситуации покупать или продавать фунты. Если да, то какое количество?
2. Что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами США?
Решение:
1. В данном случае объем предложения меньше
объема спроса на 20 млн
(190 млн – 170 млн), следовательно, надо удовлетворить
спрос, то есть ФРС должна продать 20 млн
фунтов стерлингов, и спрос будет равен
предложению (190=190).
2. Это в свою очередь приведет к притоку доллара в казну, то есть увеличится объем национальной валюты.
Список используемой литературы
1. Арбатова Н.К. Россия и ЕС: Сближение на фоне разрыва. // Россия в глобальной политике и экономике. 2005. №2.
2. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2005.
3. Иноземцев В. Выступление
на международной конференции
«Россия-Евросоюз: перспективы «Соглашения
о партнерстве и
4. Королев И. Интеграция России в мировую экономику.// Внешняя политика России. 2004. №1-2.
5. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2007.
6. Мировая экономика. / Под ред. проф. А.С.Булатова. - М.: ЮристЪ, 2007.
7. Орешкин В.А. Внешнеэкономическ
8. Раткин Л. Совместные
научные разработки России и
ЕС в контексте реализации
основных положений седьмой
Информация о работе Проблемы интеграции России в мировое хозяйство