Проблемы экономического развития Республики Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 06:51, реферат

Описание работы

Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации.Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов миравтранспортном отношении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения. Якутия - самый холодный из обжитых регионов планеты. Экосистема Якутии является уникальным резервом биосистемы земли. Почти 90% ее территории еще не затронуто хозяйственным и промышленным освоением.
На территории республики четыре природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра и зона северной тайги. Сама жизнедеятельность человека, способы ведения хозяйства требуют особых подходов и технологий, исходя из условий каждой природно-климатической зоны.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…....2
Проблемы экономического развития Республики Саха (Якутия)….3
Перспективы экономического развития
Республики Саха (Якутия)……………………………………………5
Заключение………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………..………12

Файлы: 1 файл

реферат экономика текст.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Главным проектом в электроэнергетике  республики Схемой определен Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, состоящий из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс.МВт. Особенностью проекта является минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы.

Создание Южно-Якутского  гидроэнергетического комплекса позволит повысить системную надежность Якутской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потребности республики, связанные  с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединенную энергосистему Сибири и Востока, что создаст предпосылки к снижению стоимости одного кВт*часа электроэнергии на Дальневосточном рынке и ликвидации дефицитов мощностей. Появляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединенной системы Дальнего Востока. Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В 2006 году уже начаты проектно-изыскательские работы и выбор створов.

В золотодобывающей промышленности планируется к 2015 году за счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, совлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус увеличить добычу золота на 10-15 тонн в год. Реализация этих трех проектов с 2005 года ведется ОАО «Полюс золото» ГНК "Норильский никель*. Добыча золота в целом по республике к 2020 году достигнет 40-45 тонн в год. Я хочу подчеркнуть, что в непосредственной близости от неждани некого месторождения и самого, наверное, большого месторождения в Российской Федерации "Наталка" в Магаданской области, благодаря массированному вливанию геологоразведочной работы по линии Министерства природных ресурсов Российской Федерации, выявлена новая металлогеническая провинций, которая содержит огромные запасы золота, серебра и цветных металлов. Этот важный ресурс тоже может быть вовлечен вэксплуатацию при условии создания инфраструктуры. Речь идет об окончании строительства федеральной дороги «Колыма» (Якутск - Магадан с ответвлением на Нежданинское месторождение); строительство ЛЭП (300км), которая позволила бы объединить две энергосистемы – магаданской области и Якутии. Создание инфраструктуры для новой металлогенической провинции планируется по принципам государственно-частного партнерства.

На территории Республики Саха (Якутия) расположена крупнейшая в Российской Федерации группа месторождений урановых руд. Схемой предусматривается создать в самые короткие сроки крупное предприятие по разработке этих месторождений. Проектная мощность предприятия - до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Проект реализуется ОАО «Техснабэкспорт». В настоящее время ведутся работы по подготовке месторождения к лицензированию и разработке ТЭО. Общая стоимость проекта оценивается в 60 млрд. рублей.

Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской области. Разработка железорудных месторождений позволит получать до 10 млн. тонн железорудного концентрата в год. А с учетом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и большие возможности электроэнергетики Амурской области и Республики Саха (Якутия), создаются условия для формирования комплекса железорудной базы и металлургического производства. Поэтому считается необходимым объединить все месторождения в один лот и провести не аукцион, а конкурс по этим месторождениям. Главным условием конкурса должно быть создание к 2015 году на базе всех месторождений Дальневосточного металлургического комбината. В принципе, потенциальные инвесторы существуют и некоторые из них уже разрабатывают ТЭО.

Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в республике возрастет к 2020 году в 3,1 раза. Поэтому планируется создание новых генерирующих мощностей в Южной Якутии. Но помимо этого, в области электроэнергетики схема предусматривает объединение линиями электропередач трех изолированных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскою область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую область (ОЭС России). Это позволит впервые в истории нашей страны создать объединенную энергосистему всей Российской Федерации с максимальным экономическим эффектом.

Очень важно, что проектируемые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий Океан, проектируемый газопровод Чаянда - Дальний Восток, железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их надежное электроснабжение. В 2006 году начались предпроектные работы и обоснование реализации этого проекта. 90% территории Республики Саха (Якутия) имеют только сезонную транспортную доступность, поэтому для Якутии и в сегодняшнем ее качестве, и для реализации новых инвестиционных проектов ключевое значение имеет дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры. В ряду транспортных проектов главным является окончание строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. Железная дорога окажет непосредственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит более чем на 2/3 ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается, что синхронно, с приходом железной дороги в Якутск будет завершено строительство широтных автомобильным дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Анабар». Некоторые из них являются федеральными, некоторые – республиканскими. Все это в совокупности создаст транспортную систему, которая позволит более 50% территории республики отказаться от северного завоза. При этом надо иметь в виду, что там проживает 90% населения и производится 88% ВРП Республики Саха (Якутия). Конечно, даже при реализации этих масштабных проектов необходимо развивать и другие виды транспорта: речной, авиационный и т. д. Только в совокупности они могут дать мультипликативный эффект для резкого улучшения транспортных и коммуникационных путей Республики Саха (Якутия).

Для реализации этих масштабных проектов планируется перестройка системы образования. В частности, открыты новые специальности в Северо-Восточном федеральном университете, касающиеся нефтегазового комплекса, и т.д.Уже открыт техникум энергетики и жилищно-коммунального хозяйства с учетом того, что предстоят большие события вобласти электроэнергетики. Проблема кадров будет решаться двумя путями, во-первых, путем мобилизации внутренних ресурсов, в основном за счет сельской местности, во-вторых, привлечения дополнительной рабочей силы из-за пределов Республики Саха (Якутии). Социальную инфраструктуру для переселенцев планируется создавать как за счет средств республики, так и за счет средств предприятий. Значительную часть мигрантов, видимо составят мигранты из числа россиян, русских из стран ближнего зарубежья.

Сумма инвестиций только в основные проекты Схемы оценивается в 2,5 трлн. руб. Основная часть приходится на средства, привлекаемые бизнес-структурами (76 %). Если в полном объеме реализовывать инфраструктурные проекты за счет бюджета, то это 546 млрд. рублей, но ведется проработка организации государственно-частного партнерства. И можно ожидать, что значительную часть расходов могут взять на себя заинтересованные бизнес-структуры.

2/3 из указанных проектов имеют на сегодня либо недропользователей, которые реализуют эти программы, либо находятся на стадии разработки и готовятся к аукционам на месторождения. На территории Республики Саха (Якутия) выделены особые зоны, в которых могут сформироваться территориально - производственные комплексы по классному принципу.

Южная Якутия формируется в новый промышленный район, основанный на классном принципе. Сейчас программа развития Южной Якутии выделена из общей Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Она связана сэтой Схемой, но, тем не менее, рассматривается отдельно для того, чтобы представить этот проект для участиявиспользовании инвестиционного фонда Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Немаловажная роль в развитии экономического состояния Республики Саха (Якутия) играют внешние экономические связи.

 

В вывозе республики преобладают: топливно-энергетические ресурсы, минеральное  сырье, пушнина, драгоценные камни.

Во ввозе: товары народного  потребления, машины и оборудование, стройматериалы, продовольственные  товары, металлы.

Основные товары экспортного  вывоза в зарубежья. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил в 2003 г 1245 млн. долл. США, экспорт СНГ – 26,6 млн. долл. США, в 2004 г – 1725 млн. долл. США и 17,2 млн. долл. США. В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес занимает: алмазы природные сортированные необработанные (67 %), бриллианты (17,3%), уголь каменный (15,3%). Основные стороны – партнеры по экспорту: Великобритания (38,9 %), Бельгия (23,2 %), Израиль (11,7 %), Япония (9,6 %), США (5,1 %).

Основные импортированные  товары.

Импорт из стран дальнего зарубежья составил в 2003 г 95,0 млн. долл. США, 2004 г – 57,0 млн. долл. США. В товарной структуре импорта наибольший удельный вес занимают: машины и оборудование (41,4 %), резина и изделия из резины (23,2 %), автомобили грузовые (8,7 %). Основные страны – партнеры по импорту: США (22,6 %), Япония (18,5 %), Финляндия (11 %), Швейцария (8,2 %), Нидерланды (8 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Республика Саха (Якутия) – регион с благоприятным инвестиционным климатом. Это обусловлено рядом факторов, среди которых: выгодное географическое положение, близость рынков сбыта стран АТР; значительные запасы сырьевых (в первую очередь – алмазы, золото) и энергетических ресурсов; готовность органов государственной власти и органов местного самоуправления вести конструктивный диалог с инвесторами о форме их участия в развитии отраслей экономики и о гарантиях возврата капиталовложений.

Прогнозные результаты реализации Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики будет иметь  колоссальный экономический эффект для Республики Саха (Якутия). Валовый региональный продукт возрастет в 2,0 раза, инвестиции в основной капитал — в 2 раза, рост денежных доходов—в 3,6 раза. И соответственно, будет решен ряд острых социальных проблей, которые сегодня имеются в республике. Создаются условия для газификации населенных пунктов южных районов Республики Саха (Якутия), а также Амурской области, Приморского, Хабаровского краев и Еврейской автономной области. Будут обеспечены заказами предприятия машиностроения, созданы предпосылки для развития в этих регионах газо-, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Реализация Схемы будет способствовать снижению тарифов в целом в Дальнем Востоке, формированию конкуренции в сфере энергетики, появятся новые транспортные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для того, чтобы сформировался внутренний рынок округа, которого сегодня нет, так и новые транспортные связи дальневосточных регионов с другими территориями Российской Федерации. Реализация программы будет иметь и общенациональный эффект для Российской Федерации, который заключается в наращивании экспортных возможностей, производстве топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии, повышении энергетической безопасности Российской Федерации, повышении инвестиционной привлекательности и улучшении предпринимательского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обратного притока населения в Дальневосточный федеральный округ. В конце концов, увеличатся доходы бюджетов всех субъектов Дальневосточного федерального округа. Она станет важным документом для взаимодействия на федеральном уровне при разработке отраслевых и территориальных федеральных программ. Очень важно то, что будет служить ориентиром для бизнеса, который будет понимать, в каком направлении будут развиваться экономика и инфраструктура Республики Саха (Якутия), где у него есть возможности, финансовые ресурсы. Республика Саха (Якутия) - один из первых дальневосточных субъектов, который разработал долгосрочный документ.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Васильев Я.Т. - Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования - Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2000. С. 112.
  2. Гаврильева Т.Н. Инвестиционная политика Республика Саха (Якутия) Серия:.-2000-164 с.
  3. Гохберг М.Я. «Федеральные округа Российской Федерации» М.: Финансы и статистика, 2002 – 360 с.
  4. Донской Ф.В. - Интеграционные процессы е жизни северян: проблемы и перспективы. С. 96-100.
  5. Жуков В.И. «Социологические исследования» 1996-№ 11-С 30-35.
  6. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» 12(69)-2008 апрель.
  7. История Якутии XVII-XX веков: новые концептуальные подходы. Якутск, 2000.
  8. Морозова Т.Г. «Экономическая география России» Морозова Т.Г. Победина М.П. Шитов С.С. Учебное пособие для вузов М.: Юнити, 1999-257 с.
  9. Морозова Т.Г. «Региональная экономика»: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; - 3-е изд., М.: Юнити – Дана,2003.-519 с.
  10. Родионова И.А. «Экономическая география России» Учебное пособие по географии М.: «Московский лицей» - 1998 г -149 с.
  11. Скопин А.Ю. «Экономическая география России», учебник М.: изд-во Проспект, 2003-368 с.
  12. Сайт Интерфакса – ЦЭА – Регионы России: деловой климат. Инвестиционный капитал.

http://www.russianeconomy.ru/Interviews/DetailsView.aspx?ID=226: Интервью Президента Якутии В. Штырова: "Реализация якутских проектов будет иметь значение для всей страны" от 10.09.2007.

 


Информация о работе Проблемы экономического развития Республики Саха (Якутия)