Проблемы машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:02, доклад

Описание работы

В современных условиях перед машиностроительным комплексом России стоят сложные проблемы, решение которых сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств и общим спадом производства.
Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, прогрессивными машинами. Чтобы эта задача была выполнимой, необходимы определенные условия. Сократилась доля машиностроения в промышленности, в экспорте (до 11%, 3 место после ТЭК и металлургии).

Файлы: 1 файл

рпс.docx

— 13.19 Кб (Скачать файл)

                    Проблемы машиностроительного комплекса

В современных  условиях перед машиностроительным комплексом России стоят сложные  проблемы, решение которых сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств и общим спадом производства.

Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, прогрессивными машинами. Чтобы эта задача была выполнимой, необходимы определенные условия. Сократилась  доля машиностроения в промышленности, в экспорте (до 11%, 3 место после  ТЭК и металлургии).      

   Медленно обновляется оборудование внутри машиностроения и других отраслей хозяйства. При средних нормативах полное обновление оборудования и выпускаемой продукции должно происходить через 7-8 лет, в России это происходит через 40-50 лет. На старом оборудовании невозможно производить современные машины. Более 30% продукции морально устарело, но продолжает производиться.

 Она  неконкурентоспособна на мировом  рынке, а ее использование внутри  страны приводит к замедлению  экономического развития и отставанию. С недостаточно быстрыми темпами  развития машиностроения тесно  связан выбор направлений развития  отрасли. Ограниченное финансирование  требует определить наиболее  перспективные отрасли, где уровень  развития соответствует мировому  и сосредоточить усилия именно  на этих направлениях (станкостроение, тяжелое, энергетическое, химическое  машиностроение и др.). Необходима  конверсия предприятий оборонного  комплекса. Ранее до 80% продукции  машиностроения имело военное  значение. Гражданская техника была  дефицитом. Процесс перепрофилирования  предприятий идет с большим  трудом.

Качество  и надежность машин – ключевые условия для конкурирования на мировом  рынке и развития всей экономики  страны. Но только 10% российской продукции  машиностроения соответствует мировым  стандартам. В первый же год эксплуатации 10-30% изделий выходят из строя. Низкое качество отечественных машин вызывает естественное желание потребителей приобретать импортные. Отсутствие спроса внутри страны приводит либо к закрытию предприятий, либо заставляет их менять профиль, учитывая мнение потребителей.

  Проблемы отдельных отраслей машиностроительного комплекса разнообразны. Для одних значение имеет таможенная политика или таможенные сборы (автомобилестроение, часовая промышленность), для других – конъюнктура мирового рынка (станкостроение), для третьих – нерациональное размещение или технологическое отставание (электроника). Предприятия многих отраслей комплекса имеют гигантские размеры (до 100 тысяч занятых).

 

Сгруппируем ряд проблем в зависимости  от их характера:

 

   1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

низкие  темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и  спад производства;

нарушение технологических связей;

низкие  темпы обновления оборудования и  выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков  имеет возраст более 10 лет).

   2. Необходимость структурной перестройки:

основная  часть продукции российского  машиностроения имела оборонное  значение в течение длительного  времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

необходимость сокращения диспропорций в темпах роста  отдельных отраслей;

необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная  промышленность.

   3. Проблемы повышения качества производимых машин:

несоответствие  подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым  стандартам;

низкая  надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих  деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий  машиностроения).


Информация о работе Проблемы машиностроительного комплекса