Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:02, доклад
В современных условиях перед машиностроительным комплексом России стоят сложные проблемы, решение которых сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств и общим спадом производства.
Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, прогрессивными машинами. Чтобы эта задача была выполнимой, необходимы определенные условия. Сократилась доля машиностроения в промышленности, в экспорте (до 11%, 3 место после ТЭК и металлургии).
Проблемы машиностроительного комплекса
В современных
условиях перед машиностроительным
комплексом России стоят сложные
проблемы, решение которых сдерживается
отсутствием достаточных
Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, прогрессивными машинами. Чтобы эта задача была выполнимой, необходимы определенные условия. Сократилась доля машиностроения в промышленности, в экспорте (до 11%, 3 место после ТЭК и металлургии).
Медленно обновляется оборудование внутри машиностроения и других отраслей хозяйства. При средних нормативах полное обновление оборудования и выпускаемой продукции должно происходить через 7-8 лет, в России это происходит через 40-50 лет. На старом оборудовании невозможно производить современные машины. Более 30% продукции морально устарело, но продолжает производиться.
Она
неконкурентоспособна на
Качество и надежность машин – ключевые условия для конкурирования на мировом рынке и развития всей экономики страны. Но только 10% российской продукции машиностроения соответствует мировым стандартам. В первый же год эксплуатации 10-30% изделий выходят из строя. Низкое качество отечественных машин вызывает естественное желание потребителей приобретать импортные. Отсутствие спроса внутри страны приводит либо к закрытию предприятий, либо заставляет их менять профиль, учитывая мнение потребителей.
Проблемы отдельных отраслей машиностроительного комплекса разнообразны. Для одних значение имеет таможенная политика или таможенные сборы (автомобилестроение, часовая промышленность), для других – конъюнктура мирового рынка (станкостроение), для третьих – нерациональное размещение или технологическое отставание (электроника). Предприятия многих отраслей комплекса имеют гигантские размеры (до 100 тысяч занятых).
Сгруппируем ряд проблем в зависимости от их характера:
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
нарушение технологических связей;
низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие
подавляющей части
низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).