Проблемы налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:40, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем современной российской экономики является бюджетный дефицит. Из года в год государство превышало расходы над доходами, причем налоговые поступления не давали возможности покрыть все необходимые расходы. Вследствие этого возникала необходимость в эмиссионном финансировании дефицита (до 1995 г.) и в наращивании заимствований средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 16.06 Кб (Скачать файл)

2. Проблемы налоговой системы РФ

Одной из основных проблем  современной российской экономики  является бюджетный дефицит. Из года в год государство превышало  расходы над доходами, причем налоговые  поступления не давали возможности  покрыть все необходимые расходы. Вследствие этого возникала необходимость в эмиссионном финансировании дефицита (до 1995 г.) и в наращивании заимствований средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Причины, вызвавшие кризис доходной части бюджета, можно распределить на три группы:

сохранение политической нестабильности в стране, ограничивающее готовность и способность власти собирать налоги;

угнетающее воздействие  несбалансированности бюджета на состояние  налоговой базы;

принципиальная ограниченность государства собирать налоги сверх  определенного уровня.

Современный характер бюджетного кризиса отражает несовместимость  сложившегося уровня налоговых изъятий  государства с демократическим характером политического режима и уровнем экономического развития страны. Но непонимание правительством природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. На протяжении 1995-1998 гг. периодически осуществлялись попытки улучшения собираемости налогов как путем улучшения системы налогового администрирования, так и путем совершенствования налогового законодательства. Но все предпринимавшиеся меры давали весьма ограниченный и краткосрочный результат, в след за чем собираемость налогов вновь падала. Это объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в России любые попытки значительно повысить уровень налоговых изъятий обречены на провал, так как уровень возможного сбора налогов не превышает 30% ВВП.

Итак, вполне очевидно, что  оздоровление государственного бюджета  может быть осуществлено только путем  проведения последовательной, продуманной  и серьезной налоговой реформы, которая не будет чисто косметической, а затронет основы налоговой системы. Хотя следует отметить, что налоговая  система, созданная при переходе России к рыночной экономике, в первые годы своего существования неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Налоговая реформа проводилась в 1991 году (27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” №2118-1) в условиях смены политического режима и нехватки времени. Несовершенство законодательства приводило к принятию все новых и новых законов. Максимальное количество документов было принято в 1995, 1996 и 1998 годах, в остальные годы количество принятых в год документов превышает 300. Но многочисленные изменения, вносимые с 1991 по 2000 год, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая основ системы.

Налоговая реформа, начавшаяся после кризиса 1998 года, была призвана решать одновременно весьма противоречивые задачи. Нужно было дать возможность  хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные  фонды, остановить рост розничных цен  и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, притом бюджетов всех уровней. Насущной проблемой стало снижение налогового бремени на отечественных производителей, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Наряду с этим принимались меры по упрощению налоговой системы и увеличению собираемости налогов. Важнейшим аспектом налоговой реформы стало существенное снижение налогового гнета на фонды оплаты труда предприятий и организаций.

Существовала острая необходимость  разработки и принятия Налогового кодекса, который ввел новые понятия и  терминологию, институты и механизмы, которые существенным образом влияют на налоговый режим. Права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и их должностных лиц не просто провозглашаются НК РФ, как это  имело место раньше. Права налогоплательщиков гарантируются обязанностями налоговых  органов с сохранением и ранее  действовавших форм гарантии.

На налоговые органы возложены  дополнительные обязанности по информированию налогоплательщиков и разъяснению  налогового законодательства. Статья 5 НК РФ строго регламентировала введение новых налогов и сборов, а также  законодательных актов об их изменениях, положив конец бесчисленным дополнениям  в середине календарного года и принятию законов, имевших обратное действие. Немаловажное значение имеет общее  сокращение видов налогов и закрытый перечень региональных и местных  налогов. Достаточно вспомнить, что  творилось в области налоготворчества в 1994-1997 годах, когда региональные и местные органы представительной власти получили полномочия на введение на подведомственных территориях налогов помимо перечня, содержащегося в ст. 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Общее количество видов налогов в стране перевалило за полторы сотни. Отмена ряда налогов произошла в связи с принятием в большинстве субъектов Российской Федерации закона о налоге с продаж. Общее сокращение видов налогов предусмотрено ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

В настоящее время проходит налоговая реформа, которая все  же не предполагает коренной ломки  действующей системы налогов  и сборов, а она в основном сводит множество законодательных документов в единое русло. Ее целью является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а также введение новых изменений, которые сделают налоговую систему  России более эффективной и менее  запутанной, иначе она будет все  более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания  со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан.

Помимо создания соответствующей  законодательной базы, в основе повышения  эффективности налоговой системы  лежат совершенствование структуры  налогов и создание налоговых  органов всех уровней, оптимально обеспечивающих сбор.

Заключение

Налоги - необходимый элемент  механизма государственного регулирования  рыночной экономики, без которого немыслимо  ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Именно в налоговой  системе и налоговой политике заложены и возможности использования  их в целях развития и совершенствования  федеративных отношений, а также  местного самоуправления, что относится  к числу первостепенных задач, стоящих  сегодня перед государством. Налоговая  система действует на всей территории России. Это единая налоговая система  российского государства, что относится  ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно  действуют (или могут быть введены  органами государственной власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражает равенство  прав по конкретизации налогообложения  между субъектами Федерации, между  органами местного самоуправления.

Необходимость единства налоговой  системы в Российской Федерации  вытекает из закрепленных в Конституции  РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению  Российской Федерации вопросов финансового  регулирования и к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов - установление общих принципов налогообложения и сборов.

Список используемой литературы


Информация о работе Проблемы налоговой системы РФ