Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:39, реферат
Коснемся основных проблем средней школы. Средняя школа впитала идею, близкую христианскому мировоззрению, стремящемуся узнать себя в целом мире как в Творении, — идею энциклопедического образования (одним из виднейших проводников идеи энциклопедического образования был педагог Коменский). Христианство обнаруживает конкретные силы для того, чтобы быть универсальным, и именно поэтому в школе возникла идея соответствующего характера. Человек должен понимать мир в целом, и стремление к этому вполне законно, как верна религиозная установка думать о целом.
Введение………………………………………………………………….……..3
Проблемы воспитания в средней школе………………...………….…10
Как же можно сформулировать воспитательную задачу в школе?....12
Список литературы……………………………….………………….….15
Каждая школа пользуется
системой наказаний трех родов: 1) духовное
«ущемление» ученика; 2) интеллектуальное
воздействие и 3) физическое воздействие.
Других наказаний вообще нет. Представить
же школу без наказаний невозможно
— это будет идиллия, утопия. Нельзя
школу порицать за наказания, но нужно
отметить, что особенно бесплодна
система интеллектуального
Школа должна поставить воспитательные
задачи на первый план. Гербарт создал
формулу «воспитывающего
Как же можно сформулировать воспитательную задачу в школе?
Здесь мы предложим две
идеи: необходимо, чтобы в школе
была налицо здоровая социальная среда,
чтобы школа была единым духовным
организмом; с другой стороны, необходимо,
чтобы перед ребенком были открыты
возможности разностороннего
Что касается здоровой и плодотворной социальной среды, то семья, благодаря наличию разных поколений, дает вообще много ценного, но не является тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников.
Односторонность школьной среды заставляет ребенка проявлять такие свои стороны, которые в семье за ненадобностью остаются в бездействии. Поэтому школа есть особенно благоприятная социальная среда для ребенка-. Для взрослых понятно, что человек не может строить себя один, и поэтому значение натуральной социальной обстановки важно для устроения души. Церковь есть высшая, благодатная точка того же процесса.
Необычайно трудно помочь ребенку во второй задаче. Остановимся на ней подробнее. В сущности, мы можем помочь детям, если найдем соответствующие выходы для выражения энергии ребенка, которая накопляется особенно в период полового созревания. Важно раскрыть, привить формы для выражения той силы, которая накапливается внутри и может быть легко переведена в различные формы. Эта энергия восходит к энергии пола (от которой должно резко отличать половую энергию, как эмпирическое выявление первой). Задача воспитания сводится, с этой стороны, к выражению энергии пола в различных новых формах. В данном случае особенное значение приобретает развитие ритма, который имеет огромное духовное и воспитательное значение. Ритм имеет свойство облагораживающее. Это аналогично тому, как мы берем руду и освобождаем искусственным путем из-под власти материи драгоценный металл. В самом ритме есть не только сила психологического выравнивания, но и духовно-организационная сила.
Кроме приучения и научения выражению внутреннего мира, кроме влияния ритма, есть еще и третье, в чем мы должны помочь ребенку и что не может пройти мимо задачи воспитания, — это внутренняя гармонизация человека, Гармония не есть натуральный факт, но задача. Если должна быть учитываема иерархичность в строении человека, все же должно искать во всем согласного, гармоничного проявления, ничто не должно быть задавлено, но все должно быть облагорожено. Здесь не придется чему-нибудь новому учить детей, они сами ищут выражения своего внутреннего мира, сами ищут ритма и легко идут на гармонизацию их душ, их активности. Музыка, рисование, лепка, сказка, ритм, слово — все детям легко доступно, и, сообщая эти приемы детям, мы их этому не обучаем, но открываем новые формы их выражения, новые пути творчества. Очень важно, чтобы ребенок умел разнообразить формы выражения, так как однообразие утомляет и отбивает охоту к пользованию одним и тем же средством. Если в трудную минуту хочется выразить свое переживание, настроение, то всегдашняя форма не удовлетворяет, и энергию можно выразить с успехом через что-нибудь другое. Иметь богатство выбора, если можно так выразиться, инструментов для выражения души — очень важно. Все мы в духовном затруднении имеем какую-нибудь трудную точку, и вся задача в том, чтобы перейти именно ее. Здесь обилие выражений очень помогает, особенно в трудной внутренней работе у подростков. Очень ценна свобода телесного выражения, например, спорт, но не в смысле соревнования, а в смысле физического упражнения. «Томлю томящего меня», — говорит св. Серафим по поводу физического труда. Скаутизм, разнообразный и вместе с тем интересный физический труд, танцы могут быть употреблены для отвлечения от психологии скуки и томления в юном возрасте.
Внутренняя ритмизация. Вообще говоря, мы очень аритмичны. Так же как некоторые непроизвольно детонируют (снижают), участвуя в хоре, так можно детонировать и в ритме (в движении). Чувство ритма трудно развивать у детей. Тело в человеке есть главный источник трудностей, и подчиненность тела ритму уже означает его включенность в духовную жизнь. Ритм есть подчинение материи какой-то закономерности. То же можно сказать относительно внутреннего ритма, благодаря наличию которого мы иногда можем с легкостью перескочить какое-нибудь внутреннее препятствие. Именно поэтому Древняя Греция включала музыку (в широком понимании) в систему воспитания. Однако не нужно забывать, что ритм, как сила природы, — это есть форма без содержания.
Гармонизация. Это очень
запутанная сложная область и
именно не формы, но содержания. Гармонизация
может быть устроена, достигнута только
изнутри — исключительно
Для детей нужно, чтобы
они овладевали всем тем, что может
пригодиться в трудный период
их развития. Поэтому от воспитывающего
обучения Гербарта нужно идти к обучающему
воспитанию, дающему простор всем
силам, которые являются опорой духа
в жизни подростка. Громадное
значение имеют в этом смысле для
школы кружки, как форма самодеятельности
детей и подростков. Последние
классы должны быть группой кружков,
так как обычный тип занятий
теперешней средней школы несет
трудности и скуку. Является ли это
отказом от обучения по программе? Нет,
это только изменение метода обучения
и воспитания; и в детском саду
есть при различных методах
Список литературы
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.