Проблемы повышения конкурентоспособности Российской экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:37, реферат
Описание работы
Изучение поставленной проблемы на базе рассмотрения российской экономики обусловлено рядом причин, среди которых главное место занимает актуальность немедленного выхода из сложившейся кризисной экономической ситуации, характеризующейся спадом производства, потерей многих конкурентных позиций России на международном рынке, невозможностью предприятий эффективно конкурировать по основным параметрам с предприятиями других стран. Указанные негативные моменты требуют создания стимулирующего механизма воздействия на формирование и реализацию конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта, что приводит к необходимости глубокого теоретического и методологического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность», условий и факторов ее создания, а также особенностей трансформации в реальной экономической жизни.
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы конкурентоспособности 2. Страновая конкурентоспособность 3. Проблемы экономики России в контексте повышения конкурентоспособности 4. О конкретном содержании мер политики повышения конкурентоспособности 4.1. Меры общеэкономического характера 4.2. Узконаправленные меры по развитию определенных видов бизнеса в промышленности и обеспечивающих секторах экономики Заключение Список использованной литературы
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности
2. Страновая конкурентоспособность
3. Проблемы экономики России в контексте повышения конкурентоспособности
4. О конкретном содержании мер политики повышения конкурентоспособности
4.1. Меры общеэкономического характера
4.2. Узконаправленные меры по развитию определенных видов бизнеса в промышленности и обеспечивающих секторах экономики
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение тематики,
затрагивающей проблемы повышения конкурентоспособности
экономики страны, обусловлено чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг). Особую значимость данная проблема приобретает в условиях современной российской экономики, когда изменчивость и динамичность факторов окружающей среды достигают наиболее высокой степени по сравнению с периодами стабильного состояния экономической системы. Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в данных условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям.
Изучение поставленной проблемы на базе рассмотрения российской экономики обусловлено рядом причин, среди которых главное место занимает актуальность немедленного выхода из сложившейся кризисной экономической ситуации, характеризующейся спадом производства, потерей многих конкурентных позиций России на международном рынке, невозможностью предприятий эффективно конкурировать по основным параметрам с предприятиями других стран. Указанные негативные моменты требуют создания стимулирующего механизма воздействия на формирование и реализацию конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта, что приводит к необходимости глубокого теоретического и методологического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность», условий и факторов ее создания, а также особенностей трансформации в реальной экономической жизни.
В работе для определения сущности категории «конкурентоспособность» используются работы таких современных авторов, как Г. Н. Бобровников, М. Г. Долинская, Соловьев Н. А., В. Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В. М. Мишин, А. В. Кочетков и др.
Анализ системы маркетинга в работе базируется на трудах многих зарубежных и отечественных авторов и прежде всего П. Дракера, Ф.Котлера, Дж. Эванса, Б. Бермана, Г. Г. Абрамишвили, И. Н. Герчиковой, Е. Н. Голубковой, В. Д. Секерина, Н. Е. Капустиной, А. Н. Яровикова и др.
Цель представленной работы
– рассмотреть проблемы повышения конкурентоспособности
российской экономики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф.А.Хайек1 утверждает, что один из главных доводов в пользу конкуренции заключается в том, что она позволяет обойтись без сознательного общественного контроля и дает человеку возможность самому решать, оправдывает ли потенциальная прибыльность того или иного предприятия связанные с ним неудобства и риск. Тем не менее, это вовсе не означает, что в условиях свободного рынка не должно предприниматься никаких воздействий на процессы конкуренции со стороны государства. Создаются пакеты законодательных актов, регулирующих эти процессы с целью недопущения недобросовестной конкуренции, а также подавления ее отдельными монополиями или их объединениями.
Конкуренция - это процесс управления хозяйствующим субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в условиях рынка2.
Конкурентное преимущество - обладающая системой эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; внешними и внутренними; базисными или второстепенными; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной стадии жизненного цикла объекта или на нескольких и т.д.3
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Система обеспечения конкурентоспособности - система ориентированная на достижение конкурентоспособности управляемого объекта, базируемая на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления. Главным из них является системный подход4.
Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2)внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов: в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы по всем стадиям жизненного цикла объектов. Конечной целью системы обеспечения конкурентоспособности страны является достижение высокого уровня благосостояния населения. В системе обеспечение конкурентоспособности особое внимание уделено стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции управления5.
Конкуренция выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.
Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар (КТ) — синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках6.
В литературе по маркетингу подробно излагаются принципы оценки конкурентоспособности товара как с помощью качественных (например, с помощью матрицы А. С. Нильсена), так на основе количественных (единичных, групповых, интегральных) показателей.
Определение конкурентоспособности товара соответствует двум основным условиям.
Во-первых, это соответствие требованиям мировых рынков, что означает способность спроектировать, произвести и распределить товары и услуги по ценам, которые были бы конкурентоспособны на мировых рынках. Центральными факторами здесь являются стоимость производства и применение новейших технологий. Если стоимость производства внутри страны высока или растет, применение новейших технологий, которые увеличивают продуктивность основных факторов производства, является решающим моментом для сохранения или повышения конкурентоспособности товара. Если стоимость производства внутри страны низкая, применение увеличивающих производительность технологий еще более повышает его конкурентоспособность.
Во-вторых, это проблема, насколько свободны и справедливы условия рынка. Дискриминация иностранных товаров способна исказить оценку конкурентоспособности. Если условия рынка несправедливы, то некоторые страны могут быть конкурентоспособны в данных условиях, поскольку их внутренние рынки закрыты или же национальные компании получают большие субсидии от государства. Любая страна может "симулировать" конкурентоспособность, осуществляя политику ограничений импорта и протекционизма. И, наоборот, те страны, которые в действительности конкурентоспособны, могут оказаться неконкурентоспособными, поскольку их национальным компаниям, неполучающим субсидий и не защищенным политикой протекционизма, приходится конкурировать с компаниями, которые субсидируются правительствами своих стран. В торговых противоречиях между Японией и США тема "несправедливости" японской промышленности и ограничивающей доступ на японский рынок, была одной из главных в 70-80-х годах7.
Понятие конкурентоспособности фирмы гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно.
Наиболее значительными в 90-е годы были исследования М. Портера, профессора Гарвардской школы бизнеса, разработавшего собственную теорию конкурентных преимуществ.
М. Портер8 подробно анализирует различные, подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на мировом рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы. Рассматривая такие факторы, как наличие: рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами и др., М. Е. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.
Отвечая на этот вопрос, он исходит из следующих основополагающих принципов:
1) конкурентоспособность отражает эффективность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной, фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов;
2) конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары (услуги) - субституты. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента– нет9.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что одним из главных вопросов, существующих при решении проблем конкурентоспособности фирмы является выявление различий в системе факторов, определяющих ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
На внутреннем рынке конкурируют фирмы, являющиеся, в большинстве своем резидентами одной страны и находящиеся в примерно одинаковых внешних условиях - условиях, существующих в данной стране. При этом, как это следует из теории систем и практического опыта, на выживание и процветание в долгосрочной перспективе могут рассчитывать только те хозяйствующие субъекты, чье состояние и движение соответствует состоянию и движению системы в целом - национальной экономики страны. Это обстоятельство определяет тот факт, что 3) главным источником конкурентоспособности фирмы выступает ее собственный стратегический потенциал, а точнее - способность фирмы балансировать свои цели и свой потенциал с возможностями и условиями внешней среды, характерными для данной страны.
Именно в этом и заключается основная особенность и отличие международной конкуренции от конкуренции внутренней. На мировом рынке, также как и на внутреннем, конкурируют фирмы, а не страны, имеющие различный стратегический потенциал, который, также как и на внутреннем рынке определяет уровень конкурентоспособности фирмы. При этом, как было указано выше, на формирование данного потенциала решающее влияние оказывают условия, существующие в стране базирования фирмы, в соответствие с которыми фирма и стремится привести свой потенциал. Однако совершенно необязательно, что указанные страновые условия будут полностью, или вообще, хоть как-то, соответствовать требованиям и условиям мирового рынка, в решающей степени определяя возможности фирм данной страны успешно на нем конкурировать10.
Таким образом, при анализе и решении проблем конкурентоспособности крайне важное значение принимает понимание того влияния, которое оказывает на конкурентные возможности фирм на мировом рынке условия, существующие в их стране.
Известно, что цели, стратегии и способы организации компаний в разных странах отличаются друг от друга. От национальных особенностей зависят способ управления фирмой, стиль руководства, виды конкуренции. Ни одна система при этом не является универсальной, она должна соответствовать источникам конкурентных преимуществ компаний.
Структура глобальной экономики определяется динамикой конкуренции между экономическими агентами и локальными образованиями (странами, регионами, экономическими областями), где расположены сами агенты. Конкуренция организуется на основании факторов, специфических для новой информациональной экономики, внутри глобальной системы, представляющей сеть, построенную на информационных технологиях. Четыре основных фактора определяют форму и результат конкурентной борьбы.