Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:01, лекция
В начале третьего тысячелетия окончательно сформировалась одна из первостепенных проблем, стоящая перед всем мировым сообществом, - обеспечение продовольствием. В интересах сохранения и укрепления здоровья нации необходимо полноценное питание с дифференцированной по регионам структурой, с учетом трудовой деятельности, национальных традиций, демографических и других особенностей.
Проблемы продовольственной безопасности
в условия вступления России в ВТО
В начале третьего тысячелетия окончательно сформировалась одна из первостепенных проблем, стоящая перед всем мировым сообществом, - обеспечение продовольствием. В интересах сохранения и укрепления здоровья нации необходимо полноценное питание с дифференцированной по регионам структурой, с учетом трудовой деятельности, национальных традиций, демографических и других особенностей. Решение этих задач требует обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для потребителя. Продовольственная безопасность - это способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения. Она является составной частью национальной безопасности страны, важным направлением государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований.
Необходимым условием продовольственной безопасности страны является ее самообеспечение, под которой понимается удовлетворение основной части потребностей населения в продуктах питания отечественного производства. В каждом регионе России, наряду с общими принципами обеспечения продовольственной безопасности, имеются свои особенности, связанные с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями; с дифференциацией различных групп населения по доходам; с традициями потребления продовольствия; с обеспечением доступа к продовольствию за счет разных каналов доходов и других путей; с гарантией качества продуктов питания; с формированием федеральных и региональных резервных фондов продовольствия; с теневыми процессами в земельных и кредитно-финансовых отношениях, материально-техническом обеспечении, рынках продовольствия и сырья.
Так, самообеспеченность свыше 100% имеют по мясным продуктам 14 (табл. 1), а по молочным – 34 субъектов Российской Федерации (Таблица 1), в которых соответственно проживает 20,4 и 51,3 млн. чел. При этом уровень среднедушевого потребления выше среднероссийского показателя имеют по мясным продуктам 7 регионов (Белгородская, Омская, Липецкая области, Краснодарский край, Республика Алтай и др.) с населением 11,5 млн. чел., а по молочным продуктам – 28 регионов (Республики Башкортостан, Татарстан, Омская область и др.), где проживает 48,3 млн. чел. В регионах II группы высокие показатели самообеспеченности сложились из-за более низкого уровня потребления мясных (46 – 61 кг) и молочных продуктов (146 – 240 кг) на одного человека в год.
Если за критерий продовольственной безопасности принять удельный вес в размере не менее 80% собственного производства определенного вида продукта питания в общем объеме его потребления, то за его пределами оказываются по мясным продуктам 47 регионов с численностью населения 87,4 млн. чел., молочным продуктам – 23 региона с населением 56,2 млн. чел.
Таблица 1. Группы субъектов Российской Федерации по самообеспеченности и уровню потребления мясных продуктов в 2008 г.
Группы субъектов РФ |
Число субъ- ектов РФ |
Числен- ность на селения на 1.01. 2008 г., млн. чел. |
Пот- ребле- ние, кг/чел. в год |
Про- извод- тво, тыс. т |
Пот- ребле- ние, тыс. т |
Уро- вень само- обеспе- ченно- сти, % |
1.Самообеспеченность 100% и более, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ |
7 |
11,5 |
63-103 |
1152,5 |
815,1 |
141,4 |
2.Самообеспеченность 100%
и более, уровень |
7 |
8,9 |
46 - 61 |
576,9 |
515,9 |
111,8 |
3.Самообеспеченность 80
- 99%, уровень среднедушевого |
3 |
8,6 |
62-68 |
532,8 |
595,3 |
89,5 |
4.Самообеспеченность 80
- 99%, уровень среднедушевого |
14 |
25,6 |
33-60 |
1260,9 |
1394,2 |
90,4 |
5.Самообеспеченность 50
- 79%, уровень среднедушевого |
6 |
12,3 |
62-68 |
515,9 |
803,9 |
64,2 |
6.Самообеспеченность
50 -79%, уровень среднедушевого потребл |
16 |
24,4 |
41-60 |
812,4 |
1298,4 |
62,6 |
7.Самообеспеченность
менее 50%, уровень среднедушевого
потребления выше среднего |
14 |
36,7 |
62-84 |
590,5 |
2606,9 |
22,7 |
8.Самообеспеченность менее50%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ |
11 |
14,0 |
33-60 |
264,4 |
730,9 |
36,2 |
В проблемные VII и VIII группы (уровень самообеспечения менее 50%), попали регионы Дальнего Востока, а также Московская и Ленинградская области, где находятся такие крупные мегаполисы как г. Москва и Санкт-Петербург. Обеспечение продовольственной безопасности в них тесно связано с решениями демографических и транспортных проблем.
На сегодняшний день, в некоторых случаях, отечественным производителям и коммерческим организациям выгоднее приобретать по импорту сырьевые и продовольственные товары. Особенно такое положение характерно для продукции, импортируемой из стран СНГ после отмены на их товары НДС. В связи с этим произошло значительное увеличение импортных товаров, особенно продовольственных, из стран СНГ, а отечественные агропромышленные производители продолжают вытесняться с внутреннего рынка страны.
В связи с высокими транспортными издержками значительно сократился межрегиональный товарообмен. Именно запредельно высокие транспортные тарифы находятся в контексте постепенного разрушения внутреннего товарного рынка России. Так, доля транспортных расходов в суммарных издержках при поставках, например, сахара-песка из Северного Кавказа в Свердловскую и Челябинскую области достигали соответственно 14 и 15%, в регионы Западной Сибири - до 20, а Крайнего Севера - до 24,5%. Еще более значительна доля транспортных расходов в суммарных издержках при поставке необходимых для выпуска агропромышленных товаров производственных ресурсов: топочного мазута - 34%, дизельного топлива - 28, автомобильного бензина - 26, минеральных удобрений - до 30%. В связи с этим, одним из важнейших условий развития региональных продовольственных рынков России, стабилизации финансового положения агропромышленных товаропроизводителей и сокращения цен на продукты питания является уменьшение расходов на их транспортировку и наведение порядка в транспортном хозяйстве. Позитивное решение данного вопроса положительно отразится не только на финансово-экономическом состоянии отечественных производителей и укреплении внутреннего рынка России посредством роста межрегионального товарообмена и развития связей, но и существенно повысит жизненный уровень населения, особенно малоимущих социальных групп.
Инфраструктура
Вступление России в ВТО с ее рядом основополагающих принципов должно поспособствовать достижения экономической безопасности, а как следствие и продовольственной. Так, предусматривается либерализация торговли, использование режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и в целом декларируется справедливая конкуренция. Но высокий уровень субсидирования и демпинга при захвате внешних рынков лидерами ВТО всегда характерен, от чего Россия в большинстве регионов не спасена, даже в следствии природно-климатических причин.
Присоединяющиеся к ВТО государства обязаны придерживаться принципов соглашения по четырем основным направлениям: доступ на свой рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров; государственная поддержка сельского хозяйства; экспортная конкуренция в сельскохозяйственной и продовольственной торговле; принятие санитарных и фитосанитарных мер. Странам-членам ВТО разрешено принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований в аграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятых на себя обязательств. На основании этого ожидается, что членство в ВТО даст возможность России и ее регионам:
Что касается аграрного сектора, в ВТО различаются три вида поддержки сельского хозяйства, или три "корзины" - желтая (янтарная), синяя и зеленая. Меры внутренней поддержки, оказывающие воздействие на торговлю и производство отнесены к «желтой» корзине: дотации на продукцию животноводства и растениеводства; компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений; компенсация расходов лизингового фонда; капиталовложения производственного назначения; ценовая поддержка (компенсация разницы между закупочными и рыночными ценами не сельскохозяйственную продукцию, льготное кредитование сельхозпроизводителей и т. д.). «Синяя» связана с задачей сокращения производства (ограничения перепроизводства). Госрасходы должны выделяться на фиксированные сельскохозяйственные площади (здесь усиливается значение землеемкости) или поголовье скота. Популярна группа мер «зеленой» корзины — способы государственной поддержки, не оказывающие «искажающего» воздействия или оказывающие минимальное негативное влияние на торговлю и производство. Эти меры финансируются из госбюджета и не предусматривают поддержания цен производителей. Госрасходы из этой корзины идут на научные исследования, подготовку и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание; ветеринарные и фитосанитарные мероприятия. Максимально допустимый уровень поддержки рассчитывается среднегодовая величина фактических расходов на меры «желтой» корзины за последние 3 года (базовый период) как на федеральном так и на региональном уровне. Таким образом, даже крупные субсидии являются прямой поддержкой. Дело в том, что в самом документе ВТО формулировки малопонятные, за ними много чего может стоять. Но, по сообщению директора департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза России Сергей Сухов присоединение России к ВТО не изменит уровень господдержки российского АПК в 2012 году, размер которой за счет средств бюджетов всех уровней составит 5,6 миллиарда долларов.
Анализ функционирования аграрного и продовольственного рынков в различных регионах РФ показывает, что формирование рыночных механизмов и инфраструктуры далеко от завершения. В связи с этим в условиях переходной экономики они потенциально не способны обеспечить удовлетворительное решение всех проблем развития продовольственного рынка. Необходимо разработать и внедрить совокупность эффективных государственных мер по созданию благоприятных условий для нормальной деятельности субъектов АПК в условиях формирующегося рынка в области инвестиционной, кредитно-финансовой политики, по увеличению спроса на внутреннем рынке на продукцию отечественных производителей и защите их от экспансии импортных продовольственных товаров.К таким мерам можно отнести:
Информация о работе Проблемы продовольственной безопасности в условия вступления России в ВТО