Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Во всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:
1) что производить? Что следует производить и в каком количестве. Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства. Общество должно определиться , что хотело бы иметь немедленно с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения  учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть  своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы  осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние па возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.

Увеличение  нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для  кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение  нормы резервирования, наоборот, позволяет  увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в  экономике зто приводит, вы уже знаете.

Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя  на денежную массу в обращении, помогают экономике развиваться стабильно.

Деятельность  государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Основное место в расходах российского правительства занимают социальное обеспечение, культура, экономическое развитие, оборона, здравоохранение. Главные источники доходов государства — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, социальный налог.

Через бюджет государство перераспределяет созданные  обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Основным  источником доходов бюджета являются налоги. 

Как влияет налоговая  политика государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в  экономике наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может  способствовать преодолению спада и застоя в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как  значительный рост государственных  расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.

В этой ситуации государство для покрытия своих  расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у фирм и населения. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно ограниченны, а выпуск новых денег, не обеспеченных товарами, как вы знаете, ведет к инфляции, т. е. к увеличению количества бумажных денег.

Поэтому большинство  правительств предпочитает занять деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее  часто используемая форма одалживания  — продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государств владельцам его цепных бумаг представляет часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета  и величина государственного долга  — важнейшие показатели состояния  экономики.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или  ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В чем выражена государственная политика занятости и регулирования безработицы в нашей стране?

Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей силы, тем более что в большинстве регионов страны оплата труда крайне низка и находится в большом отрыве от ее реальной стоимости. Региональные различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и спецификой предприятий (стратегически важные объекты, убыточные предприятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой — происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на персонал приводит к дефициту труда.

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию следующих факторов:

1) фактор, воздействующий  на спрос рабочей силы, включает  в себя состояние экономической  конъюнктуры рынка и влияние научно-технического прогресса;

2) фактор, воздействующий  на предложение рабочей силы, включает в себя демографические  процессы, мотивационные личностные  потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и  особенности трудовой экономической  активности социально-демографических  групп населения;

3) фактор, воздействующий  на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по его регулированию.

Объектом  воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и  предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре  предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.

По форме  воздействия различают прямые и  косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственноесубсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.

По характеру  воздействия регулирующие меры делятся  на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.

По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию  общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные — направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

На сегодняшний  день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература


Информация о работе Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики