Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:46, доклад
Цель данного доклада – рассмотреть, что из себя представляет малый бизнес и определить его роль в современной экономике.
Для достижения цели данного доклада, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность малого бизнеса
-раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса в современной экономике
- проанализировать основные проблемы малого предпринимательства в России
Введение
Сущность понятия «малый бизнес» и «венчурный бизнес»
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Проблемы развития малого бизнеса в РФ
Налогообложение малого бизнеса
Проблемы кредитования малого бизнеса
Проблемы кредитования малого бизнеса
Лизинг как альтернатива кредиту
Правовые проблемы малого бизнеса
Несовершенство законодательства
Низкий уровень профессиональной подготовки специалистов
Проблемы, связанные с разрешением конфликтов, в частности в судах
Заключение
Библиография
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ
ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ДОКЛАД
На тему «Малый бизнес и его роль в современной экономике»
Выполнила студентка первого курса
109 группы, Тонышева Екатерина.
Проверила:
Бирюкова Татьяна Борисовна
Г. Екатеринбург
2011 год
Оглавление
Введение
Заключение
Библиография
Введение
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством. Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия. Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка.
Цель данного доклада – рассмотреть, что из себя представляет малый бизнес и определить его роль в современной экономике.
Для достижения цели данного доклада, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность малого бизнеса
-раскрыть и
охарактеризовать роль малого
бизнеса в современной
- проанализировать
основные проблемы малого
Структура доклада состоит из: введения, содержательной части, заключения, списка библиографии, приложений.
Современные экономисты
практически отождествляют
Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (Гражданский кодекс РФ часть 1 статья 2 пункт 1 абзац 3).
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательство
– это самостоятельная
Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.
В России, согласно Федеральному закону «о развитии малого и среднего бизнеса», к малому бизнесу относятся:
- предприятия,
где средняя численность
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятия без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Сегодня это 60 млн. рублей – для микропредприятий и 400 млн. рублей – для малых предприятий, для средних - 1000 млн. рублей (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Таким образом малыми предприятиями в России на сегодняшний день являются предприятия, где среднее число работников за календарный год не превышает ста человек и выручка от реализации товаров не превышает 400 млн. рублей.
Одной из разновидностей малого бизнеса является венчурный бизнес, имеющий уже почти полувековую историю.
Сама суть венчурного бизнеса частично отражена в его названии, в переводе с английского «venture» - «рискованное предприятие, рискованная затея или начинание».
И так,венчурный
бизнес - рискованный бизнес, ставший
основной формой технологических нововведений.
Характерен для условий коммерциализации
результатов научных
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.
Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности .
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные «карманные структуры», крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д.
Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах.
Другими словами,
малый бизнес - достаточно сложное
и неоднородное образование, каждый
сегмент которого имеет свои проблемы
и нуждается в специфических
моделях взаимодействия с государством.
Между тем сегодня
Кроме того, малые предприятия способствуют росту стабильности в обществе, так как они уменьшают рост безработицы в стране. Например в США на малых предприятиях занято около 53% всего населения страны.
В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.
Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм.
3.1 Налогообложение малого бизнеса
Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов: