Проблемы развития рынка чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 02:19, реферат

Описание работы

Чай – один из самых древних, а также самый популярный в мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
В России чай впервые появился в 1638 году. Он был прислан в подарок царю Михаилу Фёдоровичу, основателю династии Романовых. Но первоначально чай употребляли в качестве лечебного напитка. В число повседневных напитков на территории нашей страны чай вошел в XIX веке. Привозили его преимущественно из Китая.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАЯ.docx

— 392.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

На тему: «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2012

Обзор рынка чая

Чай – один из самых древних, а также самый популярный в  мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая  – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».

В России чай впервые появился в 1638 году. Он был прислан в подарок  царю Михаилу Фёдоровичу, основателю династии Романовых. Но первоначально  чай употребляли в качестве лечебного  напитка. В число повседневных напитков на территории нашей страны чай вошел  в XIX веке. Привозили его преимущественно  из Китая.

На сегодняшний день чай  является привычной частью ежедневного  рациона. Подобное пристрастие можно  объяснить климатическими особенностями  нашей страны (Чай – сезонный товар. Как и для всех рынков горячих  напитков, самый высокий сезон  для рынка чая приходится на зимний период). Чай – природный энергетик. Так, недавно Ассоциация диетологов США включила черный и зеленый  чаи в перечень важнейших функциональных продуктов питания, среди тех, которые  поддерживают здоровье нашей кожи и  обеспечивают должный водный баланс организма.

По типу чайного растения выделяют три разновидности чая:

- китайская разновидность (китайский, японский, вьетнамский, индонезийский, грузинский и др.);

-  ассамская разновидность (индийский, цейлонский, кенийский и др.);

-  камбоджийская разновидность (выращивается в некоторых районах Индокитая).

На сегодня чай выращивают около 37 стран. Основные производители: Китай, Индия, Кения, Шри Ланка. На эти 4 страны приходится более 50% от общего объема производства чая. Хотя на данном рынке появляются и новые сильные  игроки: Индонезия, Вьетнам, некоторые  африканские страны.

Основными видами чая являются: черный чай, зеленый чай, мате и прочие виды. Основные поставщики черного  чая в Украину: Шри-Ланка, Индия, Индонезия; зеленого – Китай, Шри-Ланка; мате –  Аргентина и Бразилия.

В Украине в структуре  импорта за 2005-2010 гг. около 84% составляет черный чай. Удельный вес зеленого чая  – около 16%. В структуре экспорта за 2005-2010 гг. наблюдается тенденция  уменьшения доли черного чая и  увеличения доли экспорта зеленого чая  на 14%.

Цена за 1 т импортированного на территорию Украины чая с 2005 по 2010 гг. увеличилась в 2 раза, в среднем  увеличиваясь на 15% в год. Наибольший скачок в 35% наблюдался в 2009 году. В то время как в 2010 году рост цен составил всего 4%.

Из упаковок наиболее популярны  картонная и фильтр-пакеты. Причем, в 2011 году объем ввезенного пакетированного  чая в Украину значительно  увеличивается относительно предыдущих годов. (Согласно стандарту Британского  института стандартов «ВS 6008: Метод  приготовления чайного настоя», пакетик должен содержать 2 г чайных листьев для заваривания одной  чашки чая (200 мл)).

Больше всего пьют чай  в Киеве. В целом, в территориальном  разрезе преобладает потребление  чая в Юго-Восточной Украине: Харьковской, Днепропетровской, Одесской областях, а также г. Севастополе. Это исторически  сложившаяся закономерность, т.к. Западная Украина более тяготеет к взаимозаменяемому  напитку – кофе.

 

Производство

На территории Украины  чай не выращивают. Всё производство чая в Украине – это расфасовка и упаковка импортированного сырья.

В целом, объем производства чая в Украине с 2005 по 2010 гг. увеличился почти вдвое. Снижение уровня производства наблюдалось лишь в 2008 году. Это связано  не только с кризисными явлениями  в мировой экономике, но и с  изменением общемировых тенденций  рынка чая. В 2009 и 2010 году наблюдался значительный рост производства чая  в Украине (на 27% и 29% соответственно).

В 2011 году сохраняется тенденция 2010 года. За 9 месяцев 2011 года объём производства чая в Украине вырос на 3% относительно 9 месяцев 2010 года. Наибольший темп прироста в 16% относительно показателей аналогичного периода 2010 года соответствует апрелю.

 
 

В 2010 году на рынке Украины  присутствовали 18 производителей чая. Крупнейший производитель – ООО  «Эксимтрейд», на долю которого приходится 30% от общего объёма производства чая на территории Украины в 2010 году. Второе место занимает совместное украинско-британское ООО «Украинская чайная фабрика – Ахмад Ти», с долей на рынке 21%. Также к украинским производителям чая со значительной долей на рынке относятся: СП ООО «СолоМия», ООО «Майский чай», ООО «Добрыня-Дар», и ООО «Мономах».

 
Импорт

Украинский рынок чая  полностью зависит от импортных  поставок. Тенденции импорта в  целом повторяют тенденции производства, и до 2008 года характеризуются постоянным приростом. С 2005 по 2010 гг. объём ввезенного чая на территорию Украины увеличился на 32% (натуральный показатель). В  то же время, ценовой показатель импорта  чая увеличился почти на 81% в 2010 году, относительно уровня 2005 года. Наибольший прирост ценового показателя наблюдался в 2008 году (27% относительно аналогичного показателя 2007 года). 2008 год ознаменовался  коррекцией общемировых тенденций  рынка чая. По данным Продовольственной  и сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization, FAO), потребление чая в мире выросло в 2008 году до 3,85 млн. тонн (темп прироста 4,8% относительно данных за предыдущий период), а производство увеличилось всего на 1,2% – до 3,78 млн. тонн.

В 2009 году тенденция превышения спроса над предложением сохранилась. Этот год запомнился достижением  исторического максимума цены на мировом рынке чая – 3,75 доллара  за килограмм на крупнейших в мире чайных торгах в кенийском городе Момбаса. Это произошло на фоне сокращения объемов производства чая на 10%, спровоцированного  засухой в крупнейших странах-производителях: Индии, Шри-Ланке, Кении. В 2010 году объем  импорта вернулся на докризисный  уровень, в то время как ценовой  показатель остался ниже уровня 2008 года. Это связано с предпочтением  украинцев в сторону более  низкого ценового сегмента чая во время кризиса.

 

Всего насчитывается порядка 40 стран, поставляющих чай в Украину. Основная доля импорта принадлежит  Шри-Ланке. В 2010 году доля импорта чая  из этой страны составила 34% от общего объема поставок чая на территорию Украины. Второе место занимает Российская Федерация. Это страна не выращивает чай, но здесь находятся крупные  фасовочные фабрики. Также значительный удельный вес (от 5 до 11%) в объёме импорта  чая в Украину принадлежит  Китаю, Индии, США, Вьетнаму.

 

 

 
Экспорт

Украина занимается переработкой импортированного сырья и поставкой  чая за рубеж. Доля экспорта невысока и составляет около 1% от объема импорта  чая.

До 2008 года наблюдался стабильный рост объемов экспорта. Наибольший темп прироста (48%) наблюдался в 2008 году. После чего в 2009 году последовал спад экспорта на 60%, что связано с общемировыми тенденциями рынка чая. В 2010 году объем экспорта чая увеличился, однако докризисного уровня не достиг.

 

Основными импортерами чая  из Украины являются близлежащие  страны: Молдова, Российская Федерация, Беларусь. Основное направление экспорта чая за пределы Украины – Молдова. Доля поставок в Молдову в 2010 году составила 73% от общего объема экспорта. Вторым по значимости импортером чая  из Украины является Российская Федерация (с удельным весом в 21% от общего объема экспорта чая всех видов).

 

В первом полугодии 2011 года импорт чая на территорию Украины  сократился на 14% относительно аналогичных  показателей за 2010 год. Объем производства показал небольшой рост, около 4%, относительно данных за первое полугодие 2010 года. Объем же экспорта увеличился почти вдвое.

 

 

Чай и кофе являются взаимозаменяемыми  напитками со схожими свойствами. В Украине в 2010 году уровень потребления  чая был немного меньшим относительно уровня потребления кофе (47% к 53%). С  точки зрения потребления этих напитков в региональном разрезе, лидерские  позиции уверенно занимает Киев. Так, в 2010 году доля Киева в общем объеме потребления чая на территории Украины  составила 12% (анализируя показатели потребления  чая на 100 чел. населения региона). Второе место занимает Харьковская  область с показателем 9 % от общего объема потребления. Третье место делят  Днепропетровская и Одесская области (по 7% от общего объема потребления  чая в Украине в 2010 году).

 
Основные игроки

Наиболее крупным игроком  рынка чая в Украине является ООО «Юниливер-Украина». ООО «Юниливер-Украина» – это представительство в Украине транснациональной англо-голландской компании Unilever. С 2001 года ООО «Юниливер-Украина» входит в состав так званого функционального объединения «Unilever RUB» (Россия, Украина, Беларусь). На рынке чая в Украине компания представлена следующими брендами: Lipton, Brooke Bond и Беседа.

Следующая по величине компания украинского рынка чая – ООО  «Эксимтрейд», которая входит в состав торгово-производственного холдинга «Орими Трейд Украина». На сегодняшний день ассортимент чая «Орими Трейд Украина» представлен торговыми марками: «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита». А также данная компания – единственный представитель в Украине премиальных английских торговых марок чая «Greenfield» и «TESS». ООО «Эксимтрейд» является крупнейшим украинским производителем чая.

Еще одним производителем чая на территории Украины выступает  совместное украинско-британское предприятие  «Украинская чайная фабрика Ахмад  Ти», эксклюзивным партнером которого в Украине является украинско-кипрское предприятие «Пирамида» (дистрибьютор торговых марок Ahmad Tea, Grace!, ТЕТ). Чай Ахмад Ти продается на рынках более чем 70 стран мира на 5 континентах. На украинском рынке чай Ахмад Ти появился в 1994 году, а в 1999 году в Харькове была открыта одна из чайных фабрик Ahmad Tea London, которая фасует чай Ахмад Ти для украинских потребителей.

К украинским производителям чая относится и украинско-английское совместное предприятие ООО «СолоМия», входящие в группу компаний концерна Stoik. Компания была создана в 1998 году и являлась первым сертифицированным производством чая в Украине. На сегодняшний день ООО «СолоМия» занимается фасовкой чая торговых марок «Batik», «Аскольд» и «Домашний чай», а также производством бумаги для порционных чайных пакетов.

Значительное место на рынке чая Украины занимают чаи  российской компании «Май» («Майский чай», «Лисма», CURTIS), зарегистрированной в России в 1991 году. На рынках Украины и Молдовы компания представлена предприятием с иностранными инвестициями ООО «Майский чай», являющейся дочерней структурой компании «Май».

Один из достаточно крупных  производителей чая в Украине  – ОАО «Мономах». Компания представлена на рынке Украины с 1991 года. На сегодняшний  день чайно-кофейная фабрика ООО  «Мономах» производит в месяц  более 300 т продукции. А помимо основной деятельности занимается производством  нейлоновых пакетиков-пирамидок. На рынке  Украины компания представлена торговыми  марками «Мономах», «Три слона», «Fruits», а также занимается производством продукции под частными торговыми марками (Private Label).

Прогнозы и  перспективы

2011 год характеризуется  положительной динамикой производства  и экспорта чая. Однако, объемы  украинского рынка чая за последние  несколько лет изменялись совсем  немного, что свидетельствует  о насыщение рынка. К тому  же, основные мировые бренды уже  представлены на украинском рынке  чая. А появление новых игроков  с большой вероятностью характеризуется  непостоянством и локальностью, нежели возможностью существенного  перераспределения рынка.

Относительно цен на чай, здесь значительной составляющей является не столько инфляционное увеличение стоимости и удорожание логистики, сколько мировая динамика цены чайного  листа.

Чай высокого качества выращивают только 4 страны: Шри-Ланка, Индия, Кения  и Китай. Именно эти страны и формируют  цену на чай на мировых рынках. С  одной стороны, неблагоприятные  климатические условия и политико-экономическая  нестабильность стран-импортеров могут  спровоцировать дефицит рынка чая  и, следовательно, увеличение его стоимости (как это произошло в 2008 году). С другой стороны, снижение поставок из одной страны (к примеру, прогнозируемый дефицит поставок из Индии во II квартале 2011 гг. – 100 тыс. т) компенсируется увеличением  импорта из других стран (Кении, Шри-Ланки) и дает возможность выхода на мировой  рынок новых игроков с относительным  сохранением стабильности цен на чай.

Кризис коснулся и предпочтения украинцев в сторону более  дешевого и удобного пакетированного  чая, доля которого имеет тенденцию  к постоянному увеличению (особенно в 2011 году). На это незамедлительно  реагируют ассортиментные линейки  основных пяти игроков чайного рынка  Украины. Именно в этом сегменте появляется больше всего новинок, в т.ч. и сегмента премиум. К таким можно отнести чай Curtis (компания «Май») и Grace! (компания «Пирамида»). Хотя на сегодняшний день в основном чаи в пакетах относятся именно к эконом и среднеценовому сегментам, однако в дальнейшем эта тенденция может измениться.

Что касается вида чая, то в  этом вопросе сохраняется доминирование  черного чая над зеленым.


Информация о работе Проблемы развития рынка чая