Проблемы регулирования рыночной экономики в российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:56, творческая работа

Описание работы

Рыночная экономика - это система организации народного хозяйства, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно, а не государством посредством плана производства и распределения результатов производства. Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.

Файлы: 1 файл

Esse-Mikroekonomika.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО «Гуманитарный  Университет»

Факультет бизнеса  и управления

 

 

 

Проблемы регулирования  рыночной экономики в российских условиях

Эссе по «Микроэкономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

    Научный  руководитель:

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

С переходом  страны от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения. Эти  изменения затронули не только государственную  экономику, но и микро экономику, коснулись каждого из нас.

Рыночная экономика - это система организации народного хозяйства, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно, а не государством посредством плана производства и распределения результатов производства. Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса. Она создает оптимальную систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности. Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью. Масштабы и способы государственного вмешательства в рыночную экономику остаются дискуссионным вопросом на всем протяжении развития экономической мысли. Несмотря на наличие противоречивых мнений, и различных теорий, современная действительность показывает наличие проблем, которые не может решить рынок с помощью механизма саморегуляции, что составляет объективную необходимость государственного регулирования экономики. Следует учитывать также, что происходящий рост экономики имеет стихийный, неуправляемый характер и не позволил пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. 

Практически во всех отраслях сохраняется высокий  физический и моральный износ  основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности  большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем. Современная российская экономика имеет большое количество проблем, многие из которых связаны с потерей доверия к системе государственного регулирования. Решить их можно только расширением государственного вмешательства в рыночную экономику. Так, проблемы монополий, коррупции требуют ужесточения законодательства. Проблему тяжелого экологического состояния можно решить с помощью увеличения штрафов за загрязнение окружающей среды и других мер. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей, отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов.

В мировой экономике  продолжается длительный период неопределенности, и, как следствие, ожидается, что  рост ВВП России в 2013 году замедлится. Кроме того, для нашей страны нестабильность международных финансовых рынков означает, что отток капитала, скорее всего, продолжится, и проблема фондирования банков будет оставаться одной из самых актуальных. С другой стороны, если темпы роста ВВП будут замедляться, то снижение инвестиционного спроса на кредиты позволит банковской системе сбалансировать спрос и предложение и улучшить ситуацию с краткосрочной ликвидностью.

 «Болевая точка» российской экономики и банковского сектора - мировые цены на нефть,  на долю которой приходится около 70% российского экспорта. Именно опасения резкого снижения цен на этот ресурс порождают негативные ожидания. По прогнозу Минэкономразвития, если цена упадет до уровня 60 долларов за баррель, доллар США будет стоить около 46 рублей. Для розничного банковского сектора это будет означать резкое снижение стоимости активов при существенном ухудшении их качества, на что, по данным МВФ, помимо падения стоимости рубля окажут влияние рост инфляции, сокращение денежного предложения и снижение доходов населения. Основные проблемы рыночных отношений в современной России:

- Низкий уровень  культуры рыночных отношений.

- Недостаточное  законодательно-правовое и нормативное  обеспечение.

- Склонность  контрагентов к нарушению взаимных  обязательств.

- Недостаточное  развитие инфраструктуры товарных  рынков.

- Большие транспортные издержки.

- Высокая степень  монополизации экономики.

- Несовершенство  системы финансовых и кредитных  отношений.

- Функционирование  внутренних товарных рынков в  условиях взаимных неплатежей.

- Неравномерность  расположения посреднических организаций на территории России.

- Низкий удельный  вес реализации товаров при  посредничестве организации оптовой  торговли в общем объеме отгружаемой  изготовителями продукции (около  25%).

- Отсутствие  качественной надежной и полной  информации, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных.

- Несовершенство  товарно - упаковочной индустрии,  что ведет к большим потерям  товарной продукции. 

Становление и  совершенствование рыночной экономики  в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей,  в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России.

Некоторые эксперты прогнозируют стагнацию рынка пива в РФ, другие, напротив, утверждают, что из-за подорожания вина потребление пива вырастет.

Пивоваренная  индустрия в России — динамичная и важная часть экономики. В ней  заняты десятки тысяч человек  — 50 тысяч непосредственно в отрасли  и свыше 600 тысяч человек — в смежных отраслях. Пивовары приносят миллиарды рублей в качестве инвестиций, заработной платы и налогов в бюджет (около 100 миллиардов рублей в год только акцизных сборов).

Данная индустрия  вносит свою лепту и в развитие сельского хозяйства в России: более 80% ячменя, используемого в пивоварении, местного происхождения. Пивоваренная отрасль в России практически прозрачна, собираемость налогов у пивоваренных компаний составляет 97,7%, а уровень нелегального оборота стремится к нулю.

Однако, несмотря на это, последние 3-4 года условия для нас становятся все менее благоприятными вследствие изменений, которые инициирует Росалкогольрегулирование.

Во всем мире по отношению к пиву и алкоголю действуют разные правила регулирования, призванные сократить потребления крепкого алкоголя, смещая акцент на слабоалкогольные напитки. В частности, это означает, что акциз на крепкий алкоголь обычно в 3-7 раз выше, чем акциз на пиво или натуральное вино. В России ситуация иная. В последние годы условия для развития пивоваренного производства претерпели серьезные изменения, что оказывает дополнительное давление на отрасль и препятствует ее развитию. За период с 2009 по 2012 год ставка акциза на пиво была увеличена в четыре раза — с 3 до 12 рублей за литр. Вследствие принятия законодательных ограничений и запретов, регулирование пивоваренной отрасли в России на текущий момент является одним из самых жестких в мире. Усиление налоговой нагрузки и административного давления привело к сокращению объемов производства.

По данным Росстата за 2011 год, доля населения, потребляющая крепкий алкоголь, составила 69%, соответственно 31% потребителей предпочел пиво. При этом цифры основаны на официальных статистических данных и не включают информацию по незаконным рынкам, которые потенциально составляют около 40% от доли разрешенного крепкого алкоголя. Стремление государства сократить уровень потребления алкоголя невозможно осуществить за счет давления на пивную индустрию — это нанесет ей огромный вред и лишь переключит потребителей на водку.

А можно ли оценить влияние запрета рекламы на российский рынок пива?

Чтобы оценить  адекватность каких-либо мер, в первую очередь нужно задаться вопросом, какую проблему они призваны решить? Неоднократно говорилось о том, что  мировой опыт показывает неэффективность запрета на рекламу пива и не уменьшает потребление алкоголя. Вспомните Францию, которая запретила рекламу алкоголя на ТВ в 1991 году. Закон остается в силе, несмотря на доклады правительства, доказывающие, что запрет неэффективен в качестве меры по снижению употребления алкоголя. Запреты рекламы алкоголя относятся к числу наименее эффективных способов борьбы с употреблением алкоголя среди несовершеннолетних. Реклама может только повлиять на вашу приверженность к тому или иному бренду, не более. Очевидно: одной из наиболее эффективных мер по снижению употребления алкоголя является обучение населения, которое должно вестись на всех уровнях общества, начиная со школы.

В 2013 году пиво запрещено продавать в уличных  киосках, палатках.

Опять же возникает  вопрос — какую проблему призвана решить эта мера? Сократить объемы потребления пива?

Кроме того, запрет на продажу в киосках также  нарушает закон о правах потребителя. Большое количество городов, поселков, деревень не могут похвастать развитой инфраструктурой, на большинстве подобных территорий отсутствуют торговые сети, в которых может продаваться пиво, следуя букве законопроекта.

Так же вызывает опасения социальный эффект от такого запрета: в стране более 50 тысяч нестационарных торговых объектов, доля реализации пива в которых составляет в среднем 40% от общей выручки с продаж. При этом в данном секторе официально трудоустроено порядка 200 тысяч человек, с зарплаты которых производятся налоговые отчисления. А учитывая предлагаемые нововведения, большинство киосков будут лишены практически половины своей выручки, что приведет к закрытию большинства из них, а также к очевидному росту безработицы в этом секторе экономики. Этот факт явно идет вразрез со стратегией по поддержке малого и среднего бизнеса, который во всем мире является основой экономики.

У нас в России все быстро меняется, но нужно приспосабливаться  к любым условиям, быстро реагировать, и тогда у нас есть все шансы  на успех.


Информация о работе Проблемы регулирования рыночной экономики в российских условиях