Проблемы внешней задолженности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный путем приобретения импортного оборудования, сырья, топлива; в процессе производства в форме кредитования под незавершенное производство; при реализации товаров на мировых рынках. Источниками международного кредита служат: временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме; денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками. Международный кредит отличается от внутреннего межгосударственной миграцией и укрупнением этих традиционных источников за счет их привлечения из ряда стран. В ходе воспроизводства на определенных участках возникает объективная потребность в международном кредите. Это связано с: кругооборотом средств в хозяйстве; особенностями производства и реализации; различиями в объеме и сроках внешнеэкономических сделок; необходимостью одновременных крупных капитало-вложений для расширения производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Функции, роль и формы международного кредита……………….5
Функции международного кредита…………………………………...5
Роль кредита…………………………………………………………….6
Формы международного кредита……………………………………..6
1.3.1. По назначению…………………………………………………………6
1.3.2. По видам………………………………………………………………...7
1.3.3. По технике предоставления……………………………………………7
1.3.4. По валюте займа………………………………………………………..8
1.3.5. По срокам……………………………………………………………….8
1.3.6. По обеспечению………………………………………………………..8
1.3.7. В зависимости от категории кредита…………………………………9
1.3.8. По объектам кредитования…………………………………………...10
1.3.9. По источникам………………………………………………………...10
1.3.10. Лизинг………………………………………………………………...11
1.3.11. Факторинг…………………………………………………………….12
1.3.12. Форфейтинг…………………………………………………………..13
1.3.13. Вексельный кредит…………………………………………………..14
1.3.14. Акцептный кредит…………………………………………………...14
Глава 2. Кредитование экспорта и импорта………………………………..16
2.1. Кредитование экспорта…………………………………………………16
2.2. Кредитование импорта………………………………………………….18
2.3. Кредитование экспорто-импортных операций в России……………..20
Глава 3. Международные валютно-кредитные организации……………..22
3.1. Международный валютный фонд……………………………………...22
3.2. Банк международных расчетов………………………………………...25
3.3. Всемирный банк………………………………………………………...25
Глава 4. Проблемы внешней задолженности России……………………..27
Заключение…………………………………………………………………...32
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 80.24 Кб (Скачать файл)

2.2 Кредитование импорта

      Кредитование импорта также имеет формы коммерческого и банковского кредита.

Коммерческие, или фирменные, кредиты подразделяются на два вида:

    1) Соглашение о кредите по открытому счету может касаться отдельной партии товара или же регулярно осуществляемых поставок. Если соглашение касается отдельной партии товара, то сторонами оговаривается, что уплата по счету производится в определенный срок после отправки товара или его приемки: через месяц, в конце месяца поставки или в конце месяца, следующего за месяцем поставки, и т.д. При регулярных же поставках товара стороны договариваются, как правило, что расчеты между ними будут осуществляться не по каждой отдельной партии товара, а в определенные сроки - обычно в конце месяца или квартала.

Расчеты по открытому счету используются довольно редко с ограниченным числом партнеров, так как такие расчеты  связаны с повышенным доверием экспортера к своему контрагенту, а следовательно, с повышенным коммерческим риском. В связи с этим кредитование по открытому счету применяется главным образом в отношениях: 1) между филиалами одной и той же фирмы, находящимися в разных странах; 2) между самостоятельными фирмами, имеющими длительные и систематические связи, в особенности, когда отдельные поставки товара производятся в относительно небольших количествах; 3) по комиссионным и консигнационным операциям.         Предоставление кредита на таких условиях требует соответствующих записей в контракте и на счетах - суммы основного долга, процентов, общей суммы платежа, сроков погашения и графика платежей. Получение платежей по открытому счету экспортером может быть обеспечено платежной банковской гарантией.

      Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах:

- частного  страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачивают их долговые обязательства отечественным экспортерам;

-  государственных  гарантий, когда риск берет на себя государство.

     2) вексельный кредит, при котором экспортер, заключая сделку о продаже товара в кредит, выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получи» товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательств оплатить вексель в указанный срок.

Банковские  кредиты по импорту подразделяются на:

1) акцептный  кредит;

2) акцептно-рамбурсный  кредит.

       С конца 50-х — первой половины 60-х годов распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора: второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы.

Кредит  покупателю составляет до 80 — 85% контрактной  цены. Остаток импортер финансирует за счет дополнительных источников. Для экспортеров поставки в рамках таких кредитов означают оплату наличными.

Кредиты покупателю обычно сопровождаются предоставлением банковских гарантий и страховых полисов специализированных страховых учреждений.

2.3 Кредитование экспортно-импортных  операций в России

      Традиционно в практике Внешэкономбанка СССР существовали два вида кредитования внешнеэкономической деятельности:

предоставление  валютных кредитов;

кредитование  в рублях экспортно-импортных операций.

Порядок предоставления и погашения кредитов в иностранной валюте советским предприятиям и организациям действовал в последней редакции с 1986 г. и предусматривал выдачу валютных кредитов на срок до 8 лет на цели создания экспортного производства или расширения экспортной базы и на срок до 2 лет на цели текущей деятельности.

Указанный порядок предусматривал представление  в банк заемщиком обоснованного ходатайства, технико-экономического обоснования, расчета окупаемости кредитуемых затрат и ряда других документов. Кроме того, выдача валютных кредитов осуществлялась всегда под гарантию, как правило, вышестоящей организации - министерства или ведомства.

Кредитование  в рублях экспортно-импортных операций базировалось на системе внебалансового учета валютных фондов предприятий. Объектами кредита являлись товары, отгруженные на экспорт; оплаченные, но неполученные импортные товары; расчетные документы по экспортно-импортным операциям. После закрытия с 1 января 1991 г. внебалансовых счетов предприятий исчезла и экономическая база этого вида кредитования.

     В настоящее время в практике коммерческих банков наибольшее распространение получили рублевые кредиты под залог валютных ценностей и краткосрочные валютные кредиты.

В отличие от сложившейся практики Внешэкономбанка СССР, выдававшего долгосрочные валютные кредиты, связанные с реконструкцией производства, сегодня валютные кредиты носят краткосрочный характер и выдаются банками коммерческим структурам для осуществления сделок по распространенной схеме:

Валюта

Импортные товары


Рубли


Валютный кредит




 

В последние  годы во внешней торговле России существенно  возросло значение кредита, т.е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров. Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

      Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как       Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

      Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке.

Международные и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3.1 Международный валютный фонд

       Международный валютный фонд (МВФ) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

      МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1444 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руководящий орган МВФ - в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Директорат – исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

      Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 — 1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976 — 1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттонвудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов в соответствии с установленными квотами, величина которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле.

      Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

1) кредиты,  предоставляемые в пределах резервной  позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую.

2) кредиты,  предоставляемые сверх резервной  доли. Ссуды выдаются после предварительного  изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.

Страны-члены  МВФ обязаны представлять ему  информацию об официальных золотых  запасах и валютных резервах, состоянии  экономики, платежного баланса, денежного  обращения, заграничных инвестициях и т.д.

     Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование  сбалансированному росту в области  валютной политики;

— способствование  сбалансированному росту мировой  торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

— поддержание  стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации  валют из соображений конкуренции;

— участие  в создании многосторонней системы  платежей, а также устранение ограничений  на трансферт валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и  межгосударственного платежного оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

— обязательство  проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство  каждой страны учитывать в своей  политике интервенций интересы своих  партнеров, в особенности тех, в  валюте которых она осуществляет свои интервенции.

3.2 Банк международных расчетов

     Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

     Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 33 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами-участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

Таким образом, БМР содействует межгосударственному  регулированию валютно-кредитных  отношений.

3.3 Всемирный банк

     Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

Состав  и организационная структура  Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции и развития -МБРР выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация - МФК, которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциации развитии - MAP, предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций - МАГИ, основанного в I988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.

Рост  потоков прямых иностранных инвестиций обусловит создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС, связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран - заемщиц.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности России