Проблемы занятости в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1
Экономическая природа занятости.……………………………………4
Глава 2.
Проблемы занятости в мировой экономике……………………………6
Глава 3.
Занятость населения и ее виды…………………………………………9
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы:………………………………….15

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                  КОНТРОЛЬНАЯ       РА Б О Т А

 

                         По дисциплине:  Мировая экономика.

                 На тему:  Проблемы занятости в мировой экономике.

 

 

 

 

 

                                                Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1

 Экономическая природа занятости.……………………………………4

Глава 2.

Проблемы занятости в  мировой экономике……………………………6

Глава 3.

Занятость населения и  ее виды…………………………………………9

Заключение……………………………………………………………….14

Список  использованной литературы:………………………………….15

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение.

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных  явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее  проблемы занятости населения, но и  появились новые, связанные с  изменением потребностей предприятий  в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой  безработицы, отсутствием надлежащего  учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет  возможности эффективного противодействия  росту безработицы, поддержания  занятости, обеспечения социальной защиты граждан. 
    Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

 

 

 

 

 

                          Глава 1. Экономическая природа занятости.

     Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэкономических показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).  
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости.

    Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей.  
Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной сферой общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.

Принцип исключительного  права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности.

    Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.  
Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.  
Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участников общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства.


 

                        Глава 2.  Проблемы занятости в мировой экономике.

   Высокие темпы прироста населения развивающихся стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы (до 2000 г. необходимо создать почти 1 млрд. рабочих мест). По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. - в развивающихся странах.

  Осуществить это практически невозможно по многим причинам. Одна из них НТР, которая при всех своих положительных результатах имеет и негативные, в том числе - увеличение безработицы в результате вытеснения живого труда. Например, в Японии каждый робот лишает работы 3-4 человек. Во Франции до 2000 г. внедрение микроэлектроники приведет к сокращению численности промышленных работников на 40%, служащих - на 1/3 (при уровне безработицы в 1994 г. - 9-10%). По данным МОТ наиболее остро от безработицы страдают Испания, Боливия и Пуэрто-Рико, где более 20% активного населения - безработные. Различия между странами большие - от 3% в Японии до 23% в Испании.

   В соответствии с определением МОТ к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных ведется путем обследований домашних хозяйств, регистрацией безработных или учета выплат по безработице. В число занятых МОТ включает лиц, которые работают не менее 1 часа в неделю и учитываются в отчетных документах.

   Увеличение безработицы произошло в результате увеличения предложения рабочей силы, которое определялось увеличением трудоспособного населения, и прежде всего пополнением рабочей силы женщинами.

    Положение с занятостью резко ухудшилось в странах Западной Европы, где уровень безработицы превзошел уровень США на 1/6, т.к. они не смогли обеспечить создание рабочих мест соответствующими темпами. Но т.к. США создавало новые рабочие места за счет низкооплачиваемой рабочей силы в сфере услуг, это способствовало замедлению производительности труда по сравнению с Западной Европой.

    Обострение проблем занятости, структурные сдвиги в хозяйстве приводят к пересмотру уже сложившихся форм использования рабочей силы и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, в первую очередь, частичной и временной, которые позволяют с наименьшими издержками регулировать уровень занятости на предприятиях в зависимости от спроса. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 20%, в странах ЗЕ - до 15%.

  Примерно в половине стран возросли различия в зарплате в пользу высокооплачиваемых категорий. Повышение образовательного уровня затормозилось в большинстве ведущих промышленно развитых стран, что сопровождалось повышением оплаты более образованных. Ряд стран сократил системы выплат по безработице, уменьшил или ликвидировал минимальные зарплаты. Характер занятости послужил одной из причин увеличение разрыва в оплате мужского и женского труда (в развитых странах зарплата женщин составляет 66-90% от зарплаты мужчин).

   Переход к рыночным отношениям стран Восточной Европы и стран СНГ происходит на фоне спада производства, структурной перестройки экономики и сопровождается увеличением безработицы и, как следствие, ростом эмиграционных процессов. Уже в 1991 г. уровень безработицы составил от 3% (в Румынии) до 12% (в Болгарии, Польше) экономически активного населения (средний показатель по странам ОЭСР- Организация экономического сотрудничества и развития - 7%). В ближайшее время уровень безработицы в странах Восточной Европы достигнет 15% и будет еще увеличиваться.

    Первые шаги к рынку в странах СНГ вызвали возрастающую нестабильность занятости, увеличение масштабов высвобождения рабочей силы. В 1994 г. в России насчитывалось 223,7 тыс. официально зарегистрированных безработных (реальное число их гораздо выше), в 1995 реальных безработных по прогнозам Комитета по занятости насчитывалось от 7 до 10 млн.

   

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

              Глава 3. Занятость населения и ее виды.

Знание рынка труда  требует внимательного и тщательного  изучения структурных сдвигов в  трудовой деятельности, обусловленных  тенденциями развития НТП и изменениями  в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в  быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время  в индустриально развитых странах  мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых  вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода  трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более  позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное  увеличившимися сроками обучения и  профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной  специальности хватало на всю  оставшуюся жизнь, то в настоящее  время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы  неразрывно связана с происходящими  структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также  имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций  на рынке труда показывает, что  ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных  рабочих мест.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности соседствует не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий  для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения  этой задачи и даже ее постановка несколько  различаются.

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать  особенности занятости различных  социально-демографических групп  населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических факторов.

 Принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретает статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

Представляется возможным  и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные  привилегии и дающих возможность  числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где  он приносит доход, предоставляет возможность  самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе  экономики, унизительность предпринимательской  деятельности, непочитаемость работ, которые  в государственной экономике  с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией  непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и  общественных деятелей, а удовлетворятся всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления  российского рынка притягательны  иные профессии и виды деятельности.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений , социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1)Содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2)Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

3)Организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

4)Содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5)Содействие занятости социально слабо защищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

В условиях растущей коммерциализации мотивационная география частного труда определяется его доходностью. Поэтому новый производительный труд расширил свои границы далеко за пределы, определенные теориями трудовой стоимости. Выходя из материального  производства, он проникает сферу  неординарного интеллектуального, творческого труда, в ранее дотационную  социальную и строго регламентированную бюджетную сферу. Буквально на глазах возникло предельно коммерциолизированная  и персонифицированная индустрия  информации, культуры, спорта и развлечения, мутиплицирующая и ставящая на «поток»  занятость лиц «свободных» профессий. Вместе с этим расширяется пространство эффективного приложения труда. Однако все острее встает вопрос: формируется  ли в условиях новой экономики  человеческий капитал, обеспечивающий эффективность производства и свободу  труда? Противоречивость преобразований в социально-трудовой сфере обуславливает  необходимость выяснения характера  изменений, происходящих на пути от государственной  регламентации занятости к свободному высокопроизводительному труду.

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заключение.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед  многими странами, что не удивительно, т.к. состояние экономики сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

   Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе  рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.

Есть основания считать, что динамика безработицы останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.

Активное использование  этих механизмов в развитых странах, особенно общественных работ и других гибких форм занятости, обеспечивает высокую  мобильность безработных и существенно  снижает продолжительность безработицы.

                            Список  использованной литературы.

 

  1. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной

    государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.

2.Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице.

 // Человек и труд. 1996. № 9.

3. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период. // 
        Российский экономический журнал. 1994. № 4

4. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. 
     // Вопросы экономики. 1995. № 5.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – 
      Москва: «Финансы и статистика», 1998. – 368 с.: ил.

6. Куликов В. В. Безработица  в России несопоставима со  спадом           производства. // ЭКО. 1998. № 1.

7. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. М.,1991г.

8. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в

   переходной экономике. // Человек и труд. 1999. № 3.

9. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. 
      Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997. – 608 с.

10. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка

 труда. // Человек и труд. 1999 № 2.

 

 

   
 
 
 

 

 
 
 

 


 

 

 

  

 

  


 




Информация о работе Проблемы занятости в мировой экономике