Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 14:24, контрольная работа
Развитие экономики, к сожалению, не всегда бывает устойчивым. В качестве главных проявлений макроэкономической нестабильности, прежде всего называют периодические спады производства, безработицу и инфляцию. Существование и периодический рост в обществе безработицы – это такое положение, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму
Введение
1. Рынок труда
1.1 Неоклассический подход
1.2 Кейнсианский подход
2. Занятость, актуальные проблемы
Безработица, Закон Оукена
Государственная политика в сфере занятости
Статистика
Заключение
Список использованной литературы
Системный анализ законодательства о занятости, сложившийся за многие годы трудоустройства неработающих граждан, свидетельствует о сохраняющемся приоритете одного вида занятости - работы по трудовому договору перед другими видами. Соответственно, в литературе по трудовому праву сформировался стереотип понимания занятости граждан, согласно которому имеет место только «трудовая занятость», ассоциируемая с занятостью граждан, работающих исключительно по трудовому договору. С этим видом занятости – «деятельностью граждан, приносящей заработок, трудовой доход» - связывается информация о рабочих местах, деятельности субъектов по их формированию, учету, отчетности, квотированию, бронированию и пр., а также аттестация рабочих мест, проводимая в целях обеспечения их соответствия требованиям правил по охране труда и социальному страхованию.
Словосочетание «трудовая занятость» надо понимать условно - как вид занятости граждан, работающих исключительно по трудовому договору в качестве наемного работника. С развитием рынка труда стали расширяться иные виды занятости граждан и, соответственно, масштабы формирования рабочих мест, которые, однако, учитываются и регламентируются государственными органами в меньшей степени, чем рабочие места, занимаемые при трудоустройстве граждан в качестве наемных работников. Между тем в интересах повышения эффективности труда занятых работников многие западные компании допускают «внутреннюю миграцию» форм занятости, которая проявляется в сдвиге: от постоянной занятости - к временной, от полной - к неполной, от работы непосредственно на предприятии - к работе на дому, от работы в штате организации - к работе вне штата, от работы на крупном предприятии - к работе на малом, от работы на одного работодателя - к труду у нескольких работодателей, от работы по трудовому договору - к работе по договору гражданско-правового характера. Прослеживается тенденция уменьшения типичных трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок, и увеличения доли работников, оформляющих трудовые отношения на определенный срок (срочные договоры) или заключающих различные виды атипичных договоров (атипичная форма занятости).
Как показывает практика, эффективность работы многих современных организаций все чаще определяется совместным трудом работников разных форм и видов занятости. Это наемные работники, занятые на постоянной и временной основе, совместители, заемные работники, лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (самозанятые, фрилансеры), индивидуальные предприниматели. Такой конгломерат трудящихся у одного работодателя - реальное проявление изменений и тенденций, происходящих в экономике труда и управлении персоналом.
Организации, стремящиеся к уменьшению своих размеров, повышению производительности труда, испытывают потребность в сокращении долгосрочных, дорогостоящих обязательств и концентрации усилий на трудовой деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества. В этих целях чаще дешевле и удобнее купить стандартные услуги, знания и опыт «свободных» специалистов. Исследователи пришли к выводу: в современных условиях ни одна компания не может гарантировать своим работникам постоянную (длительную) занятость. По прогнозам экономистов, специализирующихся в области экономики труда и управления персоналом, около 50% всех наемных работников через 10 лет будут работать по контракту, совместительству или временно.
В числе мероприятий, проводимых государственными органами, некоторые направлены на развитие такого прогрессивного вида занятости, как самозанятость, ведущая к созданию и развитию среднего класса, формированию структуры гражданского общества в России. За рубежом самозанятые граждане, «свободные трудящиеся» успешно трудятся совместно с наемными работниками на одном предприятии, у одного работодателя, входя в единый трудовой коллектив. Видимо, наступает время для упрощения перехода трудящихся граждан из одного вида занятости в другой, из одной группы (категории) работников в другую с сохранением (изменением) социально-правового статуса и связанных с ним гарантийных и компенсационных выплат.
Выступая за расширение категории рабочих мест в сторону их признания в любом трудовом процессе, организуемом работодателем (заказчиком) на основе трудового или гражданского договора, нельзя обойти молчанием много лет существующий порядок формирования трудовых правоотношений с участием иностранных граждан, приезжающих в Россию на работу. Базовым документом, регламентирующим вопросы организации занятости иностранцев, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предоставляющий этим гражданам право свободно распоряжаться своей способностью к труду на территории России, заниматься трудовой деятельностью, выбирая ее юридическое оформление - заключать трудовой договор либо работать по гражданско-трудовому договору, имея в виду конкретного работодателя (заказчика), конкретное рабочее место. Закон не противопоставляет один договор другому, а наделяет работодателя правом выбирать (вместе с гражданином) его вид. Такой порядок трудоустройства иностранных работников существует во многих странах.
Схема свободного выбора участниками трудовых отношений вида договора для регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории России расширяет диапазон их интересов (наряду с предпринимательскими и иными интересами), выводя их за рамки отношений, оформляемых исключительно трудовым договором. Облегчается и положение работодателя (заказчика) в вопросах формирования фронта работ (рабочих мест) для приглашения и использования иностранного контингента. К тому же работодатель (заказчик) получает возможность маневрировать системой договоров в зависимости от характера работы (услуги) и содержания рабочих мест.
Интересен опыт некоторых европейских стран (Франции, Швейцарии, Нидерландов), где договор с работником-мигрантом о труде заключается сначала на непродолжительную по времени работу с определенными условиями и ограничениями, а затем, если предприниматель докажет, что на данное рабочее место нет претендентов из коренного населения, гражданско-правовой договор (договор частного права) трансформируется в трудовой. Такой правовой механизм замещения рабочих мест весьма продуктивен и может быть использован в отечественном трудовом праве не только при регулировании занятости иностранных работников.
Тесной связи положений и статей Закона о занятости и ТК РФ нет. Сказались разрыв во времени принятия этих документов, этапы социально-экономических преобразований, развитие рынка труда и пр. Ученые и специалисты неоднократно обращали внимание на необходимость и целесообразность соединить идеи и задачи этих двух важных источников правового регулирования социально-трудовых отношений. Подготовка специалистов по трудовому праву давно идет по такому пути, учебники по предмету «Трудовое право» включают разделы (главы), касающиеся вопросов занятости и трудоустройства. Настало время отразить это обстоятельство в Трудовом кодексе РФ.
3. БЕЗРАБОТИЦА, ЗАКОН ОУКЕНА
Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.
Продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников.
Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж. М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обуславливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары.
Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнению Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить не инфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.
Западные экономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны. В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
Эта проблема находится в диалектическом содействии с такими экономическими категориями, как рост цен и инфляция, совокупные расходы и объем производства, заработная плата и производительность труда, налогообложение и организация производства, инвестиции и сбережения. То есть, она затрагивает огромный спектр экономических проблем, которые напрямую связаны с вопросами улучшения благосостояния людей. Изучение этой проблемы с точки зрения создания стабильной политической и правовой среды является основным условием высокой экономической активности субъектов хозяйствования, имеет огромное народно-хозяйственное значение. Существует прямая зависимость между уровнем безработицы и размерами теневой экономики. Чем выше ее уровень, тем больше создается благоприятных условий для расширения сфер деятельности теневой экономики. И как следствие, меньше поступлений в государственный бюджет, сокращение или не эффективное финансирование социальных программ государства, сокрытие доходов, рост коррупции в государственных органах, социальная и политическая напряженность в обществе, отсутствие внешних и внутренних инвестиций, рост внешних заимствований и формирование огромного национального долга, на обслуживание которого затрачиваются существенные финансовые ресурсы государства.
Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Можно сказать, что безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при "нормальных" темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5, или 2:5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Как сильно может вырасти безработица при нынешней эластичности и некоем разумном прогнозе снижения ВВП? Минэкономразвития в своем прогнозе ожидает снижения годового показателя ВВП в 2013 году на 2,2%, предполагая, что падение производства будет идти как минимум первые два квартала.
Важно отметить, что фактический объем национального продукта иногда может превышать потенциальный объем.
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы - социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;