Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Моя контрольная работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения В данной работе я рассмотрю сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………...3
1. Понятие занятости населения…………...……………….………….4
1.1. Проблемы занятости населения………………………….………...6
2.1.Показатели и типы безработицы............................…………………9
3.Причины возникновения безработицы……………………………....21
Список используемой литературы……………………………………..23

Файлы: 1 файл

эконом.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Безработица,по определению Международной организации труда, это  «наличие в стране контигента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период»[1]. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Следует иметь ввиду то, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда:

·     Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;

·     Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течении которого лицо не имеет работы.

Для решения проблемы безработицы  существенно важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.

Существует множество классификаций  безработицы. Это разнообразие объясняется  неодинаковостью подходов к исследованию безработицы. Например, при исследовании причин безработицы может использоваться одна классификация, а при выявлении методов ее сокращения – другая

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места.

Если человеку предоставляется  свобода выбора рода деятельности и  места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается  в положении, когда они уже  оставили прежнюю работу, но еще  не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. 

Поскольку инициатива увольнения в  данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается  неизбежной и, как утверждают некоторые  экономисты, желательной, так как  многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в  свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов  для труда. 

По существу фрикционная безработица  является добровольной, а возникающая  при этом временная незанятость  гражданина не носит принудительного  характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы  охвачено 2-3 % экономически активного  населения. Фрикционная безработица  считается неизбежной, так как  обусловлена естественным ходом  жизни.

Высокий уровень фрикционной безработицы  указывает на высокую эффективность  функционирования рынка труда, хотя, надо заметить, от большой текучести  кадров в целом национальная экономика  может нести большие убытки, в  частности, в форме огромных потерь рабочего времени из-за временной  незанятости трудовых ресурсов.

Содержание фрикционной безработицы  определяет методы государственных  служб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.

Структурнаная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу.  Этот тип безработицы является следствием структурных изменений в национальной экономике.

Так как в стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных  технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием  новых хозяйственных объектов. В  этой связи осуществляется набор  и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть  сотрудников может быть высвобождена.

Высвобождаемые кадры не сразу  могут решить свои проблемы на рынке  труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых  профессий, в результате чего структура  предложений труда не отвечает структуре  рабочих мест и оказывается, что  у некоторых работников нет таких  навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной  техники, вычислительных машин, которые  заменили и высвободили большое  количество младшего обслуживающего персонала  из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых  других профессий.

Проблема структурной безработицы  должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической  политики государства и прежде всего  тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда  и имеют непосредственное отношение  к осуществляемым структурным изменениям. Необходимо принимать определенные меры по ее ограничению. Это программы  развития определенных сфер экономической  деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных  из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном  секторе экономики.

Совокупность структурной и  фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат  динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке  труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - есть тот общественно  минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который  соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.

    Сезонная безработица – результат колебаний на труд из – за сезонных изменений в производстве и занятости. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы  происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Циклическая безработица возникает вследствии неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Она является результатом недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из – за снижения темпов экономического роста.

Для сглаживания негативных последствий  такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных  программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы.

Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного  спроса на рабочие места.                

 Также, исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуска.        

 Существует еще так называемая безработица по обследованию – «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения».

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. 

 

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан

Из них безработных

всего

в том числе  безработных, которым назначено  пособие по безработице

январь 
2004г.

справочно

январь 
2004г.

справочно

январь 
2004г.

справочно

январь 
2003г.

декабрь 
2003г.

январь 
2003г.

декабрь 
2003г.

январь 
2003г.

декабрь 
2003г.

Российская Федерация

1859,7

1791,4

1823,1

1639,6

1550,2

1638,9

1286,7

1340,0

1304,9

Центральный 
федеральный округ

288,5

298,7

286,9

226,7

234,4

231,4

199,9

211,2

205,3

Белгородская область

10,8

9,8

10,7

9,5

8,5

9,8

8,3

7,5

8,8

Брянская область

13,8

14,7

13,2

13,1

14,0

12,9

11,6

12,7

11,5

Владимирская область

19,6

21,0

19,5

18,4

19,6

18,7

16,4

18,0

16,6

Воронежская область

27,7

23,3

27,4

24,8

19,3

26,3

24,2

18,3

25,4

Ивановская область

11,7

12,0

11,5

10,8

11,2

10,8

9,9

10,3

10,0

Калужская область

4,7

5,8

4,4

4,2

5,1

4,1

3,9

4,9

3,9

Костромская область

5,5

6,3

5,3

5,0

5,8

5,1

4,2

5,1

4,5

Курская область

10,1

10,5

10,1

9,8

10,1

10,0

8,0

8,9

8,3

Липецкая область

5,0

5,1

5,0

4,2

4,2

4,3

3,6

3,7

3,8

Московская область

44,9

49,8

44,7

35,2

38,4

36,1

30,1

34,2

31,0

Орловская область

7,5

7,2

7,0

7,1

6,6

6,9

6,4

6,0

6,2

Рязанская область

7,5

9,5

7,4

5,9

6,1

6,0

5,1

5,4

5,2

Смоленская область

6,0

6,5

5,5

4,7

4,9

4,6

4,2

4,6

4,2

Тамбовская область

15,2

17,2

14,7

14,0

16,1

13,8

11,8

14,2

11,9

Тверская область

6,3

7,3

6,2

5,4

6,3

5,6

5,0

5,5

4,8

Тульская область

12,4

11,2

12,2

10,5

9,9

10,8

9,1

9,0

9,6

Ярославская область

13,1

13,3

13,3

11,5

11,4

12,0

10,9

11,0

11,3

г.Москва

66,9

 

68,8

32,6

36,8

33,6

27,3

32,1

28,3

Северо-Западный 
федеральный округ

170,0

194,7

170,3

129,5

145,6

131,9

108,3

128,9

111,5

Республика Карелия

13,1

12,9

12,6

12,1

11,7

12,1

11,0

11,0

11,1

Республика Коми

17,0

17,4

16,5

15,7

16,2

15,8

13,3

14,0

13,6

Архангельская область

18,3

21,1

18,9

17,0

19,8

17,9

13,6

16,9

14,4

в том числе Ненецкий авт.округ

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

Вологодская область

12,6

15,3

12,8

11,8

14,7

12,3

9,8

13,1

10,3

Калининградская область

11,0

12,0

10,5

8,6

9,8

8,6

7,3

8,8

7,5

Ленинградская область

11,2

15,4

10,6

9,5

13,2

9,3

8,1

12,0

8,0

Мурманская область

23,6

24,5

23,2

22,5

23,3

22,9

18,2

20,1

18,8

Новгородская область

5,1

5,5

5,0

4,7

5,1

4,8

4,1

4,8

4,2

Псковская область

9,8

10,5

9,2

9,2

10,0

9,0

7,8

9,0

7,8

г.Санкт-Петербург

48,4

60,0

51,1

18,4

21,9

19,3

15,1

19,2

15,6

Южный 
федеральный округ

553,6

421,3

542,1

527,0

392,1

521,9

328,3

307,5

331,4

Республика Адыгея

8,1

6,5

7,6

7,8

6,2

7,5

6,0

5,2

5,8

Республика Дагестан

56,8

54,9

54,9

54,9

53,4

54,1

44,3

42,5

43,7

Республика Ингушетия

26,6

24,2

26,9

23,7

21,5

24,4

22,3

20,0

23,1

Кабардино-Балкарская Республика

21,3

13,5

20,6

20,1

12,6

19,7

17,4

9,7

16,4

Республика Калмыкия

5,1

4,6

4,7

4,8

4,4

4,6

4,6

4,4

4,2

Карачаево-Черкесская Республика

2,8

3,0

2,8

2,7

2,6

2,7

2,5

2,5

2,5

Республика Северная Осетия-Алания

5,5

6,2

5,3

4,4

4,7

4,5

4,1

4,1

4,1

Чеченская Республика

333,6

211,8

330,0

324,1

200,3

321,0

153,3

140,9

157,5

Краснодарский край

17,9

21,8

17,4

16,6

20,3

16,8

14,6

18,0

14,9

Ставропольский край

15,5

14,1

14,5

14,0

12,8

13,9

12,0

11,5

12,0

Астраханская область

12,3

12,6

11,6

11,6

11,8

10,6

11,0

11,1

9,9

Волгоградская область

18,1

21,1

17,8

16,3

18,6

16,7

14,2

16,5

14,8

Ростовская область

30,0

26,8

28,2

26,0

22,8

25,4

22,3

21,2

22,5

Приволжский 
федеральный округ

258,1

302,8

250,7

231,1

267,5

230,5

202,5

242,3

204,8

Республика Башкортостан

29,2

39,2

28,4

27,1

36,2

27,2

24,0

31,5

24,3

Республика Марий Эл

10,4

10,4

10,3

9,8

9,7

10,0

8,8

9,0

9,3

Республика Мордовия

8,3

9,3

8,2

7,5

8,3

7,5

7,2

8,0

7,2

Республика Татарстан

27,2

27,4

26,3

24,8

25,0

24,5

21,8

23,4

21,6

Удмуртская Республика

19,9

19,8

18,4

16,5

16,4

15,9

15,6

15,6

15,3

Чувашская Республика

14,2

15,4

13,8

13,3

14,4

13,1

11,7

13,2

11,8

Кировская область

25,2

33,9

23,7

22,0

26,8

22,4

18,7

24,2

19,5

Нижегородская область

16,1

18,7

15,0

14,0

16,0

13,5

12,4

14,8

12,1

Оренбургская область

8,3

9,3

7,9

7,0

7,8

7,1

6,3

7,0

6,4

Пензенская область

12,7

21,4

13,0

11,8

20,2

12,4

9,9

17,8

10,8

Пермская область

22,3

23,9

20,7

18,4

20,1

17,8

29,2

17,1

15,4

в том числе Коми-Пермяцкий  авт.округ

2,2

2,0

2,1

2,2

1,9

2,0

2,0

1,9

1,9

Самарская область

27,4

33,0

29,1

25,3

28,4

25,5

19,8

25,8

20,7

Саратовская область

19,8

23,7

19,3

18,2

22,3

18,1

16,7

20,6

16,6

Ульяновская область

17,0

17,4

16,7

15,5

16,0

15,6

14,0

14,5

13,8

Уральский 
федеральный округ

133,8

134,3

131,4

118,0

118,2

117,6

103,2

105,2

104,1

Курганская область

11,2

12,9

10,9

10,5

12,0

10,4

9,2

11,0

9,5

Свердловская область

45,8

47,4

45,8

38,6

40,2

38,9

33,6

36,3

33,9

Тюменская область

44,5

40,6

42,3

41,8

37,8

40,7

36,1

31,9

35,7

в том числе: 
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

25,1

22,7

24,1

23,9

21,3

23,4

20,3

17,4

20,4

Ямало-Ненецкий авт.округ

8,5

9,7

8,2

7,8

8,9

7,7

6,5

7,6

6,4

Челябинская область

32,4

33,5

32,4

27,1

28,3

27,6

24,3

25,9

25,0

Сибирский 
федеральный округ

331,1

316,7

320,8

298,7

285,3

298,4

249,2

250,9

253,7

Республика Алтай

3,8

3,2

3,7

3,2

2,5

3,0

2,6

2,2

2,6

Республика Бурятия

10,9

9,4

10,1

9,9

8,5

9,8

9,7

8,2

9,7

Республика Тыва

17,7

12,8

17,1

14,8

10,9

14,5

9,6

9,6

9,6

Республика Хакасия

9,7

9,8

9,6

9,2

9,3

9,3

7,6

8,0

7,7

Алтайский край

55,1

50,0

51,9

45,5

42,5

44,7

35,9

35,4

35,8

Красноярский край

61,2

54,1

59,5

56,8

48,5

56,5

44,1

41,7

45,5

в том числе: 
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ

1,7

1,5

1,7

1,7

1,4

1,7

1,2

1,2

1,2

Эвенкийский авт.округ

0,4

0,5

0,4

0,3

0,4

0,4

0,3

0,4

0,3

Иркутская область

33,2

33,0

32,2

29,6

29,1

29,8

26,1

26,3

26,6

в том числе Усть-Ордынский  Бурятский авт.округ

1,7

1,7

1,7

1,6

1,6

1,5

1,6

1,6

1,5

Кемеровская область

51,2

51,5

50,4

51,2

47,7

47,9

46,2

46,0

46,2

Новосибирская область

18,7

20,8

18,5

18,7

19,0

17,7

15,9

18,2

16,6

Омская область

24,9

22,1

24,0

24,9

20,6

23,0

18,0

17,6

19,0

Томская область

24,6

23,6

24,2

24,6

21,6

23,2

17,7

18,3

18,5

Читинская область

20,1

26,5

19,6

18,9

25,0

19,2

15,4

19,6

16,0

в том числе Агинский Бурятский  авт.округ

2,5

2,4

2,4

2,3

2,1

2,2

1,3

1,8

1,3

Дальневосточный 
федеральный округ

124,6

122,9

120,8

108,7

107,1

107,0

95,3

94,0

94,1

Республика Саха (Якутия)

7,6

9,3

7,1

6,8

6,8

6,5

5,7

6,0

5,4

Приморский край

42,5

44,1

41,9

38,9

40,7

38,7

33,7

35,5

33,5

Хабаровский край

31,5

26,8

30,9

23,1

19,8

22,8

21,7

17,9

21,4

Амурская область

17,3

14,4

16,5

16,2

13,4

15,9

14,1

11,5

14,1

Камчатская область

10,3

10,5

9,7

9,3

9,7

9,1

7,8

8,3

7,8

в том числе Корякский  авт.округ

2,0

2,0

1,8

1,9

1,9

1,8

1,8

1,8

1,7

Магаданская область

6,1

6,3

5,8

5,9

6,1

5,7

4,6

5,0

4,5

Сахалинская область

6,7

8,7

6,4

6,0

7,9

5,9

5,5

7,5

5,4

Еврейская авт.область

1,4

1,6

1,3

1,4

1,6

1,3

1,3

1,5

1,2

Чукотский авт.округ

1,2

1,1

1,2

1,2

1,0

1,1

0,9

0,8

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Прогноз показателей  занятости и безработицы в  Российской Федерации[6]

(в среднегодовом исчислении)

Наименование показателя

Ед.изм.

2004 г.

2005 г.

Численность экономически активного  населения

млн.чел.

72,8

72,9

73,0

73,6

Численность занятых в экономике

млн.чел.

65,8

66,0

65,5

66,0

Численность безработных  граждан(по методологии МОТ)

млн.чел.

7,0

6,9

7..5

7,6

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в службе занятости

млн.чел.

1,4

1,3

1,5

1,65

Уровень общей безработицы (поМетодологии МОТ)

% к ЭАН

9,6

9,5

103

103

Уровень зарегистрированной безработицы

% к ЭАН

1,9

1,8

2,0

23

Доля численности зарегистрированных безработных в общей численности  безработных

%

20,0

18,8

21,4

23,9


Исходя из этого решение  проблемы поддержания занятости  требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Причины возникновения безработицы.

 

Вообще, анализ причин безработицы  дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в  труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века ) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

Информация о работе Проблемы занятости в России