Процесс воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы обусловлена прежде всего тем, что начиная с 2001 года в российской экономике наметился устойчивый рост основных экономических показателей развития, что прежде всего было связано с установлением высоких цен на нефть на мировом рынке. По мнению члена РАН Абалкина в настоящее время российская экономика имеет наиболее благоприятные предпосылки для проведения экономических реформ.
По своей экономической сущности финансы - объективная экономическая катего¬рия. Но в практике хозяйствования они могут сознательно исполь-зоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития.

Содержание работы

введение. 3
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность финансов……………………………………………...5
1.2 Функции финансов…………………………………………………………...8
1.3 Финансы и расширенное воспроизводство………………………………..12
2. значение финансов в процессе воспроизводства ВВП и национального дохода.. 17
2.1 Экономические формы конечного продукта: содержание, структура….22
2.2 Национальное богатство и национальный доход. 17
2.3 Объективные предпосылки и возможности использования финансов в процессе воспроизводства ВВП и национального дохода. 332
3. процесс воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода.. 27
3.1 Роль финансов в воспроизводственном процессе 27
3.2. Функции финансов в воспроизводственном процессе ………………….33
3.3 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...42
список использованной литературы.. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного  развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля —  проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

1.3 Финансы  и расширенное воспроизводство

Расширенное воспроизводство  включает непрерывное возобновление  и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части  — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс  через финансирование отдельных  предприятий и отраслей народного  хозяйства, социальных мероприятий  и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной  системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем не установленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка  всей системы финансовых отношений  в народном хозяйстве. Государственные  финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

1. За счет  централизованных фондов обеспечиваются  потребности расширенного воспроизводства на макро уровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Надо отметить, что расходы из федерального бюджета  на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 1990-е годы сократилось. Так, в Федеральном бюджете РФ на 1998 г. они составляют 41 млрд. руб., или 8% общей суммы расходов бюджета против 33—34% в условиях административно-командной системы.

2. С начала 1992 г. по 1998 г. отмечалось замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.

Инвестиционная  деятельность особенно сокращается  в производственной сфере во всем народнохозяйственном комплексе. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексе. Для инвесторов более предпочтительной является непроизводственная сфера, в частности, успешно развивающееся жилищное строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве  предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства  для предприятий в рыночной экономике  облегчаются вследствие возросшей  доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате проведенной в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997 гг. переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

Доля собственных  средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превысила бюджетные ассигнования на эти цели.

Следует иметь  в виду, что падение производства нельзя остановить без увеличения инвестиций в российскую экономику. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях:

1) дальнейшая  децентрализация инвестиционного  процесса на основе развития  многообразных форм собственности,  повышения роли внутренних (собственных)  источников накоплений предприятий  для финансирования их инвестиционных проектов;

2) государственная  поддержка предприятий за счет  централизованных инвестиций при  переносе центра тяжести с  безвозвратного бюджетного финансирования  на кредитование (на возвратной  и платной основе). Сохранение  безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

3) размещение  ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных  проектов производственного назначения  строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

4) усиление  государственного контроля за  целевым расходованием средств  федерального бюджета, направляемых  на инвестиции в форме безвозвратного  финансирования и кредитования;

5) значительное  расширение практики совместного  (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов;

6) использование  части централизованных (кредитных)  инвестиционных средств на реализацию  особо эффективных и быстро  окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

7) совершенствование  нормативной базы в целях привлечения  иностранных инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной  инвестиционной активности предприятия.

3. Большое воздействие  на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство.

4. Финансы выступают  важным элементом воспроизводства  рабочей силы, в стоимость которой  помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада  производства и экономический рост возможны только в условиях резкого  увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий 

2. значение  финансов в процессе воспроизводства  ВВП и национального дохода


.

2.1 Экономические  формы конечного продукта: содержание, структура


Совокупный общественный продукт, по определению, есть также сумма промежуточного и конечного продукта общества. Конечный продукт есть совокупный отечественный продукт за вычетом промежуточного продукта. Эти определения крайне важны, их необходимо усвоить прочно, т. к. от них зависит понимание законов макроэкономики. Выразим их в виде формальных тождеств, которые справедливы для любой экономики, будь она плановой или рыночной:

3 С. Жуков  Россия: экономическое развитие  и императивы глобализации // МЭМО  – 2005 - №1 – с. 25-34.

4 Кэмпбелл  Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю  "Экономикс" т.1. 3-е издание,  Москва, "Экономика", 1996 г.

5 Л. Л. Любимов,  И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2005.

6 Н. Лебедев.  Российская экономика в 2005 г. // Общество и экономика – 2006 - №1 – с.28-40.

7 В. Морозов.  Программа стабилизации экономики  и финансов. // Вопросы экономики  - 2005 - №1 – с.4-68.

8 Максимова  В. Ф., Шишов А. Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2., Москва, Соминтэк, 2004.

9 Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /Под ред. Луссе А. –СПб.: «Питер», 2004.

10 Макроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук. Е. В.Красниковой – М:  ТЕИС, 2003.

11 Олейник А.  Н. Институциональная экономика.  Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.

12 В. Соколов.  Общеэкономические тенденции в  2002-2004 гг. // ЭКО – 2004 - № 9 - с. 3-34.

13 Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 389.

14 Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.

15 Финансы / Под ред. И. И. Ясневой. М.: ЮНИТИ, 2004.

16 Янова П.  Р. Финансовая стабилизация в  России. М.: Прогресс - Академия, 2004.

17. Долан Эдвин  Дж. "Деньги, банки и денежно-кредитная политика". Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 2005.

18. В. Соколов.  ЭКО-новости. // Интерфакс ВРЕМЯ –  2000 - №6.

19. В. А. Москвин.  Финансовая система России: основные  факторы и экономическая политика // Деньги и Кредит – 1998 - №8.

20.В. Д. Речин. Кризис финансовой системы России.// Вопросы экономики – 1998 - №11.

21. Строев Е.  Н. О новых ориентирах экономической  политики //Вопросы экономики - 2006 №5

22. В. Соколов.  “Проблема-2000” по-российски // Интерфакс  ВРЕМЯ. – 2000 – №6

23. Блуцевская Ю. А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики - 2003 - №6

24. http://www. gks. ru/

25. www. csr. ru

26. www. budgetrf. ru

27.www. minfin. ru

14 Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.

10 Макроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук. Е. В.Красниковой – М: ТЕИС, 2003.

5 Л. Л. Любимов, И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2005.

5 Л. Л. Любимов, И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2005.

14 Л. Л. Любимов, И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2005.

7 В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики - 2005 - №1 – с.4-68.

1 Долан Эдвин Дж. "Деньги, банки и денежно-кредитная политика". Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 2005.

9 Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /Под ред. Луссе А. –СПб.: «Питер», 2004.

4 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс" т.1. 3-е издание, Москва, "Экономика", 1996 г.

10 Макроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук. Е. В.Красниковой – М: ТЕИС, 2003.

4 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс" т.1. 3-е издание, Москва, "Экономика", 1996 г.

15 Финансы / Под ред. И. И. Ясневой. М.: ЮНИТИ, 2004.

9 Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /Под ред. Луссе А. –СПб.: «Питер», 2004.

5 Л. Л. Любимов, И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2005.

10 Макроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук. Е. В.Красниковой – М: ТЕИС, 2003.

15 Финансы / Под ред. И. И. Ясневой. М.: ЮНИТИ, 2004.

16 Янова П. Р. Финансовая стабилизация в России. М.: Прогресс - Академия, 2004.

3 С. Жуков Россия: экономическое развитие и императивы глобализации // МЭМО – 2005 - №1 – с. 25-34.

14 Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.

11 Олейник А. Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.

7 В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики - 2005 - №1 – с.4-68.

Информация о работе Процесс воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода