Процесс вступления КНР в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Модель экономического развития КНР можно отнести к общей модели свойственной странам Юго-Восточной Азии. Ее главные принципы – внешняя ориентация производственной базы на мировой спрос, последовательное планирование индустриальной структуры, партнерство государства и бюрократии с бизнесом, распределение результатов экономического роста среди различных слоев населения.

Файлы: 1 файл

wto2.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


Глава 1.

1.1  Процесс вступления КНР в ВТО




Модель экономического развития КНР можно отнести к общей модели свойственной странам Юго-Восточной Азии. Ее главные принципы – внешняя ориентация производственной базы на мировой спрос, последовательное планирование индустриальной структуры, партнерство государства и бюрократии с бизнесом, распределение результатов экономического роста среди различных слоев населения.

Китай подписал документы о присоединении к ГАТТ в 1947 г. и до 1949 г. был представлен там правительством Гоминьдана. После образования КНР в 1949 г. правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай выразил пожелание восстановить членство и получил статус наблюдателя. В том же году Китай начал участвовать в многосторонних торговых переговорах Уругвайского раунда. В 1987 г. была образованна рабочая группа по рассмотрении китайской заявки об участии в Организации. В 1995 г. она была преобразована в рабочую группу ВТО.

Процесс вступления КНР в ВТО занял пятнадцать лет и потребовал больших усилий. Необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной в отдельности об условиях вступления. Кроме того, после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьюторская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс, требуя осторожного и взвешенного подхода. В целом для Китая вопрос стоял о выработке хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участниц.  

В августе 1997 г. было достигнуто первое двустороннее соглашение по условиям присоединения к ВТО, которое Китай подписал с Новой Зеландией, а в ноябре 1999 г., после тринадцати лет сложных переговоров, - с США. Это означало вступление переговорного процесса в заключительную стадию.

В мае 2000 г. в Пекине было подписано двустороннее соглашение с Европейским союзом. В сентябре 2001 г. рабочая группа ВТО по Китаю, заседание которой проходило в Женеве, утвердила все документы по присоединению страны к ВТО. В ноябре того же года на министерской конференции в Дохе (Катар) Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника.

Наиболее сложно проходили двусторонние пе реговоры с представителями США. На них об­суждались трудные для КНР вопросы доступа на китайский рынок американских товаров и услуг, а также сроки выполнения принятых на себя при вступлении в ВТО обязательств. Взамен на Китай должны были распространиться все преимущест ва, которыми пользуются в торговле с Соединен ными Штатами другие участники ВТО. В случае противоправных действий со стороны США или другого члена Организации Китай после вступле ния в ее состав получал право подать соответст вующую жалобу в ВТО, решения которой обяза тельны для исполнения на национальном уровне. Переговоры с США охватывали практически все сферы, регулируемые нормами и правилами ВТО, - торговля промышленными и сельскохо­зяйственными товарами, услугами (банковские, страховые, дистрибьюторские, аудио-визуаль­ные, профессиональные услуги, ценные бумаги, туризм), защита прав интеллектуальной собст­венности, инвестиционный режим.

Одним из наиболее сложных был вопрос о предоставлении Китаю режима нормальных тор говых отношений на постоянной основе. Предо ставление и соответственно получение этого ре жима является важнейшим элементом в отноше ниях между странами - членами ВТО.

В 2000 г. конгресс принял решение о предоставлении Китаю режи ма нормальных торговых отношений на постоян ной основе после его вступления в ВТО. Тем са мым США лишались одного из сильнейших рыча гов давления на Китай, использовавшегося в 90-е годы не только в экономических, но и в политиче ских целях.

Результатом многолетних китайско-амери канских переговоров стала выработка большого количества обязательств, которые должен был выполнить Китай для вступления в ВТО. Основ ная их часть вошла в заключительный протокол рабочей группы ВТО по Китаю в 2001 г. В свою очередь, Китай добился статуса развивающейся страны с соответствующими преимуществами, включая получение переходного периода для по этапной либерализации внешнеэкономической деятельности и приведения национального зако нодательства в соответствие с нормами ВТО при сохранении определенных льгот в области госу дарственного регулирования и субсидирования.
 

1.2 Вступление в ВТО – цели и проблемы




Экономика Китая вышла на новый этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование внешнеэкономических отношений.

Важная роль в реализации этих задач отводится государственному регулированию, призванному обеспечить производителям благоприятные условия деятельности с учетом специфики страны и ситуации в глобальной экономике. В дальнейшем значение государства будет, очевидно, возрастать в обстановке усиления международной конкуренции и взаимозависимости стран

 Главная проблема при вступлении Китая в ВТО заключалась не столько в доступе на его рынок, сколько в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие: отмена системы директивного планирования и директивного выполнения экспортно-импортных планов; переход ценообразования на рыночные рельсы; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования, рынка государственных закупок; либерализация доступа на внутренний рынок услуг для зарубежных предпринимателей; отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства.

Наряду с тем, что Китай готовится извлечь немалую пользу из участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. В целом ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:

Снижение тарифов 

· Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7 процентов. 

· Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14 процентов. 

Обязательства, касающиеся услуг 

· Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги. 

Системные реформы 

· Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразного применения законов и судебного надзора помогут действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров. 

Соблюдение условий существующих соглашений ВТО 

· Китай берет на себя обязательства, предусмотренные целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры. 

Положения о либерализации торговли, касающиеся только Китая 

· Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет. 

· Право заниматься распределением всех товаров в Китае не позднее трех лет с момента вступления (за исключением того, что химические удобрения, сырая нефть и нефтепродукты могут распределяться на уровне оптовой торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления, а химические удобрения могут продаваться на уровне розничной торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления). 

· Разрешения на осуществление инвестиций и импорта больше не должны быть предметом искажающих торговлю требований, в том числе о передаче технологий, валютной сбалансированности, увязке импорта с объемом экспортных валютных поступлений и обязательном использовании местных ресурсов. 

· Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране. 

· Постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции, имея в виду, что несоответствующие правилам ВТО НТМ должны быть отменены до 1 января 2005 года. 

· Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров. 

· Требование о том, что государственные предприятия должны производить закупку и продажу исключительно на основе коммерческих соображений. 

· Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирования экспорта промышленных товаров. 

Еще одной проблемой, по мнению экономистов, являются "Особые условия" вступления Китая в ВТО, они справедливо отмечают, что в результате страна оказалась открыта для иностранного бизнеса в гораздо большей степени, чем иностранные рынки открылись для Китая. Теперь КНР грозит наплыв на внутренний рынок импортных товаров, значительное усиление конкурентной борьбы на многих его секторах, в том числе на финансовом и страховом, а также неизбежный рост безработицы.

Возросшую конкуренцию ощутит на себе в первую очередь автомобильная отрасль. Сейчас в Китае действуют фактически запретительные пошлины на импорт автомобилей - 80-100%. Но теперь уже в ближайшие два года пошлины на автомобили должны быть снижены до 60-80%, а через пять лет - до 25%. 

Серьезные проблемы могут возникнуть и в сельском хозяйстве, тем более что Китай по-прежнему остается страной с преобладающим сельским населением. Качество местной сельскохозяйственной продукции не очень высоко, поэтому ей сложно будет выдержать конкуренцию с импортной. По некоторым позициям (например, по мясу) у китайских производителей нет и ценового преимущества. 

Что касается остальной территории страны, то здесь существует серьезная угроза протекционизма на уровне провинций. Многие аналитики сомневаются, что центральному правительству удастся преодолеть молчаливое сопротивление местных элит и распространить правила ВТО на всю территорию страны, в том числе обеспечить доступ иностранных инвесторов к собственности и исполнение принятого Пекином обязательства бороться с производством подделок и соблюдать правила ВТО по защите интеллектуальной собственности. 

Тем не менее китайцы рассчитывают на то, что преимущества от вступления в ВТО все же окажутся более весомы, чем потери. Прежде всего, членство в ВТО означает снятие ограничительных квот для дешевых китайских товаров, которые в условиях замедления роста мировой экономики будут пользоваться возрастающим спросом. Вступив в ВТО, Китай надеется, что ему удастся реализовать свое самое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Например средняя зарплата в Китае составляет около $780 в год (для сравнения, в Малайзии - более $3 тыс., Южной Корее - более $8 тыс.).

Кроме того, в течение пяти лет с момента вступления в ВТО КНР обязана выполнить все взятые на себя обязательства. В общих чертах они выглядят следующим образом. В сельском хозяйстве они включают снижение тарифов на производимые продукты с 19 до 14,5%, увеличение тарифных квот на ключевые продукты (пшеница, кукуруза, рис, хлопок), устранение всех нетарифных барьеров на импорт, снижение субсидий до уровня 8,5% от общего объема продукции сектора. Правительство будет снижать среднюю тарифную ставку импортируемых промышленных товаров в течение пяти лет с 15 до 10%, последовательно устранять процедуры лицензирования и квотирования. В сфере услуг иностранным инвесторам предоставляется право владеть до 49-50% капитала предприятий розничной и оптовой торговли, транспорта, ремонта и эксплуатации, телекоммуникации и др. В финансовой сфере иностранный капитал допускается на рынок банковских услуг, страхования, ценных бумаг; будут сняты ограничения на географическое размещение и число иностранных банков.  

Глава 2. Китай после вступления в ВТО

2.1  Китай и ВТО: итоги последних лет




Экономика Китая в последние годы постоянно приковывает к себе внимание зарубежных экономистов и предпринимателей. Динамичный экономический рост, увеличивающиеся объем экспорта, импорта и инвестиций — все это привлекает пристальные взгляды всего мира.  В настоящее время Китай вышел на новый этап экономического развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 года. Вступление КНР в ВТО привело к глубоким изменениям не только в экономической, но и в социальной жизни Китая. В течение 4 лет КНР продолжает претворять в жизнь программу либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО. 

Агросфера 

Вступление Китая в ВТО крайне обострило проблему конкурентоспособности китайских товаров, особенно продукции сельского хозяйства. Низкое качество и высокая себестоимость продукции агросферы — серьезная преграда на пути расширения экспорта. По этой же причине вот уже более семи лет наблюдается переизбыток этой продукции на внутреннем рынке. Кроме того, Китай испытывает дефицит многих специализированных сортов и видов сельскохозяйственной продукции, которые не производятся в стране. Так, существует острая нехватка спецсортов пшеницы (твердые пшеницы), отсутствуют сорта кукурузы, отличающиеся высокими пищевыми качествами. Нынешняя структура в условиях рынка и изменившегося характера спроса уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности потребителей. Соответственно, со вступлением Китая в ВТО в страну хлынул широкий поток дешевой импортной сельхозпродукции. 

По прогнозам, импорт сельхозпродукции увеличится более, чем вдвое: с 5 % в 1995-м до 12 % к 2010 году. Импортная продукция все более свободно конкурирует с национальными товарами на внутреннем рынке Китая. Увеличивается влияние мирового рынка на ассортимент производимой продукции. В связи с этим с 2003 года реализуется экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых зон должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда. 

Спустя два года после вступления в ВТО китайские специалисты, в соответствии с динамикой развития мирового рынка, отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы, специализированные виды кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко и др. Поставлена также задача всемерно расширять экспорт сельскохозяйственных продуктов. Сюда отнесены яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция рыбного промысла и др. Осуществление программы будет способствовать ускорению темпов развития агросферы основных сельскохозяйственных регионов и увеличению доходов крестьян. 

Со вступлением в ВТО под ударом оказались некоторые районы КНР. Внедрение данной программы хотя еще не дало масштабных результатов в силу ряда причин, но оно позволяет отработать концепцию реструктуризации отрасли, придать нужную направленность реформе, обеспечивая научное и рациональное размещение производительных сил в сельском хозяйстве. Эта программа решает также проблему оптимизации структуры производства и ассортимента зерновых, что позволит преодолеть затоваривание, поднять внутренний спрос, стимулировать рост рыночных цен на качественную продукцию. Это в свою очередь, должно привести к увеличению производства зерна. 
Промышленность 

Китай взял обязательства поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на широкий спектр товаров. В 1999 году они составляли в среднем 24,6 %, а в 2005 году, в соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами, сократились до 9,4%. Также с 1999 года происходило ежегодное увеличение существующих ввозных квот на 15 %, что означает постепенное расширение рынка сбыта импортных товаров. В 2005 году отменено большинство квот на промышленную продукцию. 

В 2005 г. наиболее высокие темпы роста наблюдались в производстве миникомпьютеров, цветных телевизоров, мобильных телефонов, автомашин, кондиционеров, химических волокон, металлопродукции, добыче угля. Экспорт промышленной продукции увеличился на 23,4 % и составил 1 трлн. 991 млрд. 630 млн. юаней, что на 9,9 % больше, чем было в 2004 году. Наибольший рост экспорта приходился на продукцию электроники и коммуникационного оборудования, энергетического машиностроения, текстильной промышленности и одежды. Год от года наблюдается улучшение в структуре выпускаемых промышленных товаров. Так, заметно выросла пропорция товаров народного потребления высокого качества с высокой добавленной стоимостью. 
Рынок капитала 

Известно, что важным фактором ускоренного развития китайской экономики с середины 1990-х гг являются иностранные инвестиции. В соответствии с обязательствами перед ВТО, рынок капитала также подлежит рыночной трансформации. С середины 1990-х гг. КНР занимает ведущие позиции среди крупнейших в мире реципиентов иностранного капитала. В последние годы Китай даже выдвинулся на первую позицию. За годы реформы, т.е. начиная с 1979 года, общая сумма иностранных инвестиций к 2003 году составила 828,06 млрд. долларов, объем фактически использованных зарубежных инвестиций достиг 447,97 млрд. долларов.

       Всего на территории КНР учреждены 424 196 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Годовой приток прямых иностранных инвестиций в последние годы составляет, как правило, 45-55 млрд. долл. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой пререработке сырья. 

Причины очевидных успехов КНР в области привлечения иностранных инвестиций хорошо известны. Это поддержание в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличие емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведение активной национальной инвестиционной политики, постоянное совершенствование и либерализация юридической базы в направлении создания благоприятного режима для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90% которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае. 

Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций в последние годы придают планы проведения в Китае крупных международных мероприятий (Олимпийские игры 2008 года в Пекине, Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае). С учетом высокой динамики заключения новых инвестиционных соглашений, в КНР рассчитывают, что к 2010 году размеры накопленных иностранных инвестиций достигнут1 трлн. долл. 
Среди основных иностранных инвесторов лидируют Гонконг, Виргинские острова, Япония, Корея, США, Тайвань, Сингапур, Германия и др. 

Около 2/3 притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения, в том числе в рамках их участия в реструктиризации государственных предприятий КНР посредством полного либо частичного выкупа активов. Опережающими темпами возрастают инвестиции в полностью иностранные предприятия. В 2002 году на долю инвестиционных соглашений о создании полностью иностранных предприятий пришлось 69,2 % годового притока прямых иностранных инвестиций против 27 % в 1994 году. Все это является наглядным подтверждением улучшения инвестиционного климата, прогрессирующего снижения уровня экономических и политических рисков инвестирования в китайскую экономику. 

Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto,China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки. В 1991-2003 гг. только от размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже Гонконга компании КНР получили 27 млрд. долл. С учетом высокого международного интереса к размещаемым за рубежом акциям крупных компаний эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие. Не случайно Лондонская фондовая биржа планирует открыть свои представительства в Гонконге и КНР, а также ведет переговоры с фондовой биржей Гонконга о взаимном признании листинга китайских компаний. 

Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей. 

В целях активного привлечения иностранных инвестиций в Китае в настоящее время действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны. 

В настоящее время, после четырехлетнего периода деятельности в рамках правил ВТО, мы видим первые позитивные результаты. Можно смело сказать, что присоединение Китая к ВТО в качестве полноправного члена укрепило его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструментарий ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. Однако не следует считать, что аналогичные процессы смогут быть автоматически запущены во всех странах, присоединяющихся к ВТО. Успех Китая во многом зиждется на его уникальной специфике. 

2.2 Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО



. В чем состоит главная заинтересованность КНР в членстве в ВТО? Какие мотивы и интере сы толкают страну на большую открытость ми ру? Главную задачу руководство КНР видит в пре­вращении страны в одного из основных экспорте ров продукции с глубокой степенью переработки, с высокой долей добавленной стоимости и техно логического содержания. КНР получает под "зон­тиком" ВТО унифицированный и прозрачный до ступ на рынки стран-участниц, без специфичес ких дискриминаций и барьеров, что прежде всего даст новые возможности для существенного ук­репления экспортного сектора и экономики стра ны в средне- и долгосрочной перспективе.

Во-первых, можно ожидать дальнейшего уве личения экспорта сектора высокотехнологично го промышленного бизнеса, который очень при влекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке. В своих выступлениях политические и экономи­ческие лидеры называют XXI век веком "эконо мики знания и технологии" и стремятся всячески способствовать развитию научной и технологи ческой базы производства и экспорта. За послед ние 10 лет высокотехнологичный сектор эконо мики КНР прошел стадию становления, способен развивать конкурентоспособность и отвечать вы зовам международного рынка. Число малых и средних предприятий в нем выросло с 2.5 тыс. в 1992 г. до 36 тыс. в 2000 г., а занятость составляет около 5-6 млн. человек. Продукция экспортирует ся главным образом в развитые страны. Например, экспорт в США, страны ЕС и Японию элект роаппаратов, машинного, офисного и телекомму­никационного оборудования в 2000 г. оценивается в 70 млрд. долл. - более 30% всего китайского экспорта в эти страны. В целом на них пришлось общего товарного экспорта Китая.

Во-вторых, ожидается дальнейший рост тра диционных статей китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потреби тельские товары). Он возможен за счет рынков как развитых стран, так и "азиатских тигров" (экспорт в Малайзию, Таиланд, Сингапур, Индо незию и др. в 2000 г. составил 17.2 млрд. долл., или 6.9% общего объема товарного экспорта). Кроме того, есть еще рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО (Болгария, Че хия, Словакия, Венгрия, Польша и др.). Доля экспорта в эту группу стран составила в 2000 г. около 5%.

В-третьих, динамично растет сектор коммерче ских услуг - туризм, транспортные, коммуникаци­онные, компьютерные и информационные и про чие услуги. КНР занимает 3-е место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гон конга и 8-е место в мире. Сумма экспорта по дан ной статье составила в 2000 г. свыше 30 млрд. долл.

На институциональном уровне углубление процессов либерализации в рамках ВТО обусло вит развитие конкуренции не только на внешнем рынке, но и между самими китайскими предприя­тиями, ибо постепенно будут снижаться барьеры, сдерживавшие конкуренцию госпредприятий со стороны негосударственных внутренних товаро производителей. Несмотря на рост в последние годы частного сектора, государственные пред приятия остаются ключевыми в промышленном секторе, охватывая 1/3 национального производ ства, более половины общих активов корпора тивного сектора, 2/3 занятости городского насе ления и почти 3/4 инвестиций . Глобализация бу дет способствовать укреплению корпоративного управления через акционирование и приватиза цию государственных предприятий.

Эксперты отмечают, что вступление КНР в ВТО знаменует новую стадию развития экономи­ческих реформ. Влияние на экономические про цессы внутри КНР будут масштабными, учиты­вая интерес мирового бизнеса к ее рынку, а также наличие в стране дешевой рабочей силы, расту щую квалификацию труда, достаточное развитие инфраструктуры. На этом этапе произойдет пе реход от селективной к комплексной либерализа ции экономики. В стратегии роста упор будет делаться на повышение продуктивности факторов производства.

2. В то же время руководство КНР осознает мас штаб сложностей, возникающих для финансовой системы и экономики страны в рамках реализа ции многосторонних соглашений ВТО. Китай ские специалисты отмечают вероятность нега тивных последствий. По их мнению, на макро уровне они проявятся в дефляционном давлении относительно дешевых импортных товаров, сни жении занятости в неконкурентных госпредприя тиях, сокращении профицита текущего платеж ного баланса, а также увеличении баланса счета капитала, что повысит риски управления финан совым рынком. На уровне секторов наиболее вы соки риски в капиталоемких отраслях - машино строении, химической, нефтяной и др.

Действительно, либерализация импорта, хотя и постепенная, вызовет острую конкуренцию со стороны иностранных товаров. В первые годы эксперты допускают ухудшение торгового балан са. Наиболее слабые секторы экономики - сель ское хозяйство, химическая и фармацевтическая промышленность, машиностроение - могут со кратить производство и занятость. По предвари­тельным оценкам значительно возрастет импорт иностранного текстиля и зерновых, что приведет к банкротству малых и средних предприятий. По мимо этого, рост импорта обусловит последую щее давление на обменный курс национальной валюты.

Что касается либерализации притока капита ла, то здесь наиболее высоки риски для внутрен них финансовых институтов, которые по менедж менту и стандартам заметно проигрывают иност­ранным банкам и страховым компаниям. Приток в эту сферу иностранного капитала создаст серь­езную конкуренцию внутренним банковским и финансовым институтам, вызовет увеличение внутренней денежной массы. Практически пра вительству придется решать новые проблемы в макроэкономической и финансовой политике.

В финансовой системе КНР доминируют госу дарственные коммерческие банки, на которые в 1999-2000 гг. приходилось около 60% депозитов и ссуд, а также почти 70% всех активов финансовой системы. Банковская система обеспечивает необ ходимыми кредитными ресурсами государствен ные предприятия. Разумеется, меры по либерали зации банковской и финансовой системы должны быть скоординированы с реформой предприятий реального сектора, снижение эффективности ко торых в последние годы обострило проблему "плохих долгов". Только в 1999 г., по официаль ным данным, они составляли около 20% в кредит ном портфеле коммерческих банков.

Таким образом, меры по либерализации фи нансовых услуг приведут к достаточно глубокой реструктуризации банковской и финансовой сис темы. На первых этапах неизбежна дальнейшая концентрация рисков государственных коммер ческих банков, которые обслуживают счета гос­предприятий и выдают им кредиты. В этой связи важную стабилизирующую роль должны сыг рать, как считают специалисты, реструктуриза ция "плохих долгов", внедрение эффективных правил банковского надзора, разгосударствление банков и укрепление банковского менеджмента.

Специальный доклад, подготовленный экс пертной группой АСЕАН накануне вступления КНР в ВТО, отмечает, что при существующем в стране значительном разрыве в уровне доходов различных групп населения ускорение либерали зации и конкуренции может обострить социаль ные проблемы. 

Согласно оценкам Все мирного банка, в Китае не имеют работы от 16 до 18 млн. горожан, а с учетом безработных в сель ской местности общая цифра достигает 140 млн.7. Кроме того, примерно 100 млн. человек, занятых в сельском хозяйстве, работают только на сезон ной основе. Именно крестьяне больше всего по страдают от присоединения страны к ВТО. По оценкам, около 10 млн. человек будут вынужде ны покинуть деревню. В наиболее сложной ситу ации окажутся производители пшеницы, кукуру зы, риса и хлопка. Трудная ситуация в ближайшей перспективе будет складываться в неэффектив ных отраслях промышленности - сталелитейной, алюминиевой, автомобилестроении, нефтехимии, цементной. По мере выполнения обязательств, взятых при вступлении в ВТО, им придется в бук вальном смысле сражаться за выживание в услови ях снижения государственных субсидий, развития внутренней и внешней конкуренции. Многие предприятия будут закрыты или поглощены более сильнымию

Даже без давления со стороны ВТО одной из сложнейших задач, стоящих перед китайским правительством, является реформа госпредприя тий. С учетом предстоящего усиления конкурен ции со стороны иностранных компаний до 40% предприятий государственного сектора, которые являются убыточными, стоят перед лицом реор ганизации или банкротства. По оценкам прави­тельства, в годы десятой пятилетки (2001-2005) потеряют работу около 3 млн., занятых в государ­ственном секторе промышленности. Поэтому главным приоритетом на ближайшие годы станет решение проблемы занятости и развитие системы социальной защиты как в городе, так и в деревне. В сельском хозяйстве предполагается стимулиро вать перепрофилирование и проводить переподго­товку крестьян, занятых в зерноводстве, ориенти руя их на выращивание, например, овощей или птицы. Значительное число крестьян включится в строительство объектов инфраструктуры в сельской местности.

В долгосрочной перспективе вступление стра ны в ВТО и последовательное открытие эконо мики будут способствовать повышению занятос ти, особенно в трудоемких секторах сферы услуг. В девятой пятилетке (1996-2000 гг.) в сфере услуг было создано 27 млн. новых рабочих мест, или 81% от их общего количества. Ожидается, что к 2007 г. откроется еще не менее 8 млн. новых ва кансий. К этому прибавятся 5.4 млн. рабочих мест в конкурентоспособных отраслях промышленно сти (швейной, текстильной, производстве игру шек и обуви). В сельском хозяйстве появятся но вые возможности для производителей фруктов, овощей и мяса, что связано с предполагаемым расширением их экспорта. По официальным оценкам, в этих секторах в ближайшие годы бу дет создано 2 млн. новых рабочих мест. По мере снижения роли госсектора важным источником создания рабочих мест станут частные предприя тия, иностранные и совместные компании. В по­следние годы более 95% прироста новых рабочих мест давал именно частный сектор экономики.

Выполнение обязательств, взятых при вступ лении в ВТО, неминуемо встретит сопротивление отраслевых министерств, целого ряда крупных предприятий и местных властей. Их основной ар гумент в пользу сохранения протекционизма - не обходимость защиты национальных производи телей, пока они не станут конкурентоспособны ми. В этом есть рациональная основа, но только в отношении тех предприятий и отраслей, которые действительно демонстрируют позитивную дина мику развития.

Американские эксперты выделяют еще одну существенную трудность в выполнении Китаем договорных обязательств. Это необходимость подготовить и принять большое количество но вых законов и нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. Законотворческий процесс может столкнуться с нежеланием чиновников на центральном и провинциальном уровнях разраба тывать и выполнять положения, направленные на укрепление рыночной среды и усиление него­сударственных секторов экономики. В условиях неразвитой и высоко политизированной правовой системы КНР трудно ожидать, что новые законы, полностью соответствующие требованиям ВТО, начнут применяться достаточно быстро и эффек тивно.

Остается открытым вопрос: как использовать опыт вступления Китая в ВТО в условиях российской экономики; а главное – является ли перспектива вступления России в ВТО выгодной, обоснованной как с экономической точки зрения, так и в плане политической и социальной стабильности. Не менее важным представляется осознание тех требований, которые могут предложить нынешние члены ВТО по отношению к нашей стране
 



Информация о работе Процесс вступления КНР в ВТО