Прогнозирование потенциального банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описать особенности прогнозирования потенциального банкротства предприятия.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
исследовать теоретические основы прогнозирование банкротства предприятия;
– раскрыть особенности анализа угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки;
− описать анализ вероятности банкротства по российским методикам;
− оценить вероятность потенциального банкротства;
− дать рекомендации по улучшению финансового состояния.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования банкротства предприятия
1.1 Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства
1.2 Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки
1.3 Анализ вероятности банкротства по российским методикам
2. Анализ потенциального банкротства ОАО «Живая вода»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ потенциального банкротства предприятия по модели Альтмана
3. Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1.docx

— 87.87 Кб (Скачать файл)

Для снижения дебиторской задолженности можно использовать различные инструменты, в том числе факторинг.

Высокая степень финансового риска приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

диверсификация;

  • − приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • − лимитирование;
  • − самострахование;
  • − страхование;
  • − страхование от валютных рисков;
  • − хеджирование;
  • − приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
  • − учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Конечно не стоит останавливаться на оптимизации структуры капитала за счет прибыли, которая перекрывает в случае необходимости все слабые места, особенно пристально стоит отнестись к общей модели повышения эффективности бизнеса, за счет снижения затрат, увеличения продаж и как, следствие обеспечить рост той самой прибыли.

Рекомендации по управлению финансовой устойчивостью предприятия необходимо согласовать с учетом отраслевой специфики торговой организации. Так как элементы отраслевой специфики и факторы влияют на ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, финансовую устойчивость. Поэтому приведенные ниже предложения по совершенствованию существующих и разработке новых методов по управлению ликвидностью, рентабельностью, оборачиваемостью и финансовой устойчивостью учитывают сферу деятельности ОАО «Живая вода».

Прежде всего, необходимо разработать и построить эффективную систему управления запасами, основанные на оптимальном размере заказа с установленной периодичностью и в расчете на каждый месяц года. Данная систем управления запасами, должна иметь двухуровневую складскую систему: распределительный центр или центральный склад – это основной склад компании (1 уровень), снабжающий все ее отделения основные склады и магазины (2 уровень). В зависимости от того, на какой склад производится заказ, рассчитывается оптимальный размер заказа.

Модель оптимального размера заказа на основе установленной периодичности основана на выявленной закономерности, что в розничных магазинах структура продаж по части неалкогольных напитков приходящихся на каждый день недели повторяется. Следовательно, можно сделать вывод, что доля продаж каждого месяца в году также одинакова. К тому же от времени года зависит объем продаж того или иного продукта. Например, летом лидером продаж среди прохладительных напитков являются напитки с большим весом, зимой же наоборот – напитки с большим весом. Такую же зависимость можно проследить и для холодного чая, прохладительных и неалкогольных напитков, практически для всех групп товаров. Следовательно, на каждый конкретный месяц и день недели необходим свой оптимальный объем заказа и запаса. На основе этого можно предложить использовать корректировочные коэффициенты, которые показывают долю каждого дня недели, месяца в общей структуре продаж за аналогичный период. Чтобы рассчитать, оптимальный объем заказа необходимо среднегодовой объем продаж в натуральных единицах скорректировать на корректировочный коэффициент месяца, сумму корректировочных коэффициентов дней недели и разделить данное произведение на количество данных дней недели в месяце (например, количество понедельников). Было определено, что страховой запас на складах 1 уровня не требуется, так как уже существует определенный резерв товара на складах 2 уровня. Даже если товар закончился на центральном складе, это не значит, что продажи данного товара прекратились, так как этот товар еще есть на складах 2 уровня. Таким образом, резервный запас – это запас товаров на складах 2 уровня. Резервный запас отличается от страхового запаса тем, что его уровень постоянно меняется. Страховой же запас подразумевает снижение уровня запаса в редких случаях. Величина страхового запаса определяется:

в виде процента от спроса во время выполнения заказа;

  • − на основе дневного потребления;
  • − экспертным путем;
  • − на основе среднего отклонения.

Поддержание страхового запаса какого-либо товара требует определенных затрат. Для некоторых товаров предоставляемая страховым запасом гарантия не стоит этих затрат. К таким товарам относятся товары с небольшими сроками хранения от 24 часов до нескольких дней, элитная продукция высокой стоимостью и низкой оборачиваемостью:

напитки, позиционируемые, как энергетические;

  • − напитки, основанные на травяных настойках и т.д.

Представленную модель необходимо применять в тех случаях, когда точно известно, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц по определенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенное время. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случае возникновения отклонений в работе системы, например задержке в поставки следующий размер заказа корректируется. Модель с установленной периодичностью заказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитывает сезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данной модели эффективно, если отсутствует систематические сбои в поставке и реализации товаров.

Методика расчета оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года дополнена определением корректировочных коэффициентов месяца. При использовании данной методики оформление заказа производится при достижении запасом порогового уровня. Величина порогового уровня зависит от того на склад первого или второго уровня происходит заказ. При заказе на склад 1 уровня страховой запас не требуется.

Недостатком данной модели управления запасами является постоянный учет запасов на складе. В случае значительных колебаний спроса и систематических перебоях в поставках, наиболее эффективной является модель оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года. Надо отметить, что при использовании данной модели управления запасами их общий уровень несколько выше. Однако, использование данной системы позволяет избежать сбоев в реализации продукции.

Применение модели оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года позволит не создавать неликвидные товарные запасы. Отсутствие неликвидных запасов, в свою очередь, повышает, ликвидность, оборачиваемость, рентабельность (высвобождающиеся средства могут приносить дополнительный доход), следовательно, финансовую устойчивость предприятия.

Повысить уровень финансовой устойчивости можно за счёт сбалансированного ценообразования, позволяющим не только увеличить рентабельность предприятия, но и оборачиваемость. Суть сбалансированной системы торговой наценки заключается не только в выборе товаров – «убыточных лидеров продаж», на которые устанавливается минимальная наценка, но и определение таких номенклатурных позиций, на которые наценка максимальна. Можно дать рекомендации по выбору товаров, на которые устанавливается минимальная и максимальная наценка. К «убыточным лидерам продаж» можно отнести:

напитки, пользующиеся устойчивым, повышенным спросом на предприятиях розничной торговли;

  • − напитки повседневного спроса.

К номенклатурным позициям, на которые наценка максимальна можно отнести:

  • − напитки премиум класса (элитные товары);
  • − напитки, которые пользуются устойчивым, но относительно не высоким спросом;
  • − напитки, основные покупатели которых, как правило, не обращают внимание на цену.

Дополнительную прибыль можно получить за счет следующих операционных способов:

более активного использования грузового транспорта, для осуществления перевозок грузов сторонних заказчиков;

  • − освободившиеся пространства складов, в результате внедрения предложенной модели, сдавать в аренду;
  • − доход от оказания маркетинговых услуг;
  • − производство напитков под частные торговые марки розничных сетей;
  • − сдача в аренду торговых площадей для проведения промо-акций, дегустаций, розыгрышей призов и т.д.;

организация подразделения на имеющихся ресурсах для оказания качественных мувинг-услуг физическим и юридическим лицам;

  • − продажа эфирного времени на внутреннем радио для рекламы товаров, продающихся в магазине;
  • − продажа места в корпоративной газете для рекламы товаров, продающихся в магазине;

Таким образом, реализация представленных рекомендаций позволит:

  • − максимально снизить негативное воздействие внутренних факторов, влияющих на финансовую устойчивость, поскольку полученная структура затрат будет наиболее эффективна для получения максимальной прибыли, потребность в основных средствах оптимальна;
  • − иметь оптимальные значения размеров страховых и сезонных запасов, ассортимента продукции, необходимые для достижения поставленных результатов;
  • − исключить низкую ликвидность активов, поскольку их структура определяется на основе модели по оптимизации деятельности, которая формирует активы с учетом их максимальной прибыльности, а модель по оптимизации финансовой устойчивости формирует оптимальную структуру капитала под эти активы;
  • − исключить чрезмерно высокую долю заемных средств, высокий удельный вес краткосрочных источников привлечения заемного капитала, необоснованный рост дебиторской задолженности, негативно влияющий на финансовую устойчивость;
  • − сформировать оптимальную структуру капитала под существующие активы;
  • − избежать перерасхода инвестиционных ресурсов, поскольку они формируются исключительно под потребности расширения торговой сети для обеспечения максимальной прибыли.

 

 

 

Заключение

 

Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества финансовых показателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающих банкротство.

Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана. Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию в стране. В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации.

В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией предприятий-банкротов. Правительство РФ приняло постановление от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В постановлении утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий уполномоченных органов.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:

коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;

  • − коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;

коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.

В ходе анализа финансового состояния неплатежеспособного предприятия выявляются причины ухудшения его финансового состояния. Исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналитическими показателями других предприятий отрасли. Можно выделить следующие этапы анализа.

1. Анализ динамики валюты  баланса.

2. Анализ структуры пассивов  предприятия.

2.1. Анализ источников  собственных средств.

2.2. Исследование структуры  краткосрочной кредиторской задолженности.

3. Анализ структуры активов  предприятия.

3.1. Анализ основных средств  и прочих внеоборотных активов.

3.2. Анализ структуры оборотных  средств.

4. Анализ результатов  финансовой деятельности.

Акционерное общество «Живая вода», в дальнейшем именуемое «общество», (зарегистрированное ранее как АООТ «Оренбургвинводпром») является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Общество создано без ограничения срока его деятельности.

Место нахождения общества: г. Оренбург, ул. Чичерина, 22.

Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает несколько направлений – производство, торговля, сфера услуг.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода» является производство экологически чистой питьевой воды и на её основе безалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.

В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков не изменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды для офисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.

Основные финансово-экономические показатели компании отражают умеренно-негативную динамику показателей предприятия за последние 3 года.

В 2006 году произошел резкий взлет основных показателей, а затем по итогам 2007 года их значительное снижение.

Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношению к 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобную динамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в 2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимость незначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.

Информация о работе Прогнозирование потенциального банкротства предприятия