Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
История свидетельствует: рубежи веков в России всегда сложны, наполнены чрезвычайными событиями, но они же, как правило, становятся новым этапом развития страны, затрагивающим судьбы и интересы многих миллионов людей, меняющим существенно их образ жизни, систему отношений. Всякий раз в такой ситуации возникает проблема способности и готовности людей принять эти изменения, адаптироваться к новым условиям, но не путем простого приспособления, а через обновление знания, интенсификацию процесса познания, творческого осмысления перспектив развития общества, т.е. путем приведения системы и содержания образования в соответствие с состоянием и тенденциями развития общества.
Введение 3
Прогнозирование в сфере образования 4
Заключение 6
Литература 7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Прогнозирование региональной экономики
Контрольная работа на тему: Прогнозирование развития образования.
Выполнила:
ст-ка: гр. СП – 06С:
Юрченко И.О.
Проверил:
кандидат географических наук, доцент
Меркушев С.А.
Содержание
Введение
Прогнозирование в сфере
образования
Заключение
Литература 7
Введение
История свидетельствует:
рубежи веков в России всегда сложны,
наполнены чрезвычайными событи
Изменение системы – всегда мучительный процесс для ее субъектов, требующий таких способов управления системой, чтобы, с одной стороны, не возобладали эмоции, и с другой, чтобы рационалистический подход не сделал жизнь целого поколения особенно тяжкими. К сожалению, в России на рубеже XX и XXI веков попытка преобразовать страну на основе сугубо прагматического теоретического подхода, без учета истории, традиций, менталитета народа вылилась в длительный и тяжёлый путь, по которому двигалась страна, народ и, естественно, система образования.
Но даже в этих условиях всегда есть возможность для определения наиболее оптимального способа движения и решения задач накопления и развития потенциала. Это особенно важно в системах, работающих с новым поколением, детьми и подростками, юношеством, ибо у них нет времени ждать определенной стабилизации, они растут и развиваются каждый день, им нельзя сказать «Потерпите до завтра», потому что завтра для них и есть сама жизнь, они должны быть способны занять в ней собственное место.
«Если вплоть до XIX века развитие образования на концептуальном уровне происходило в основном в системе педагогического знания, то затем интерес к нему стали проявлять философы, писатели, широко мыслившие социальные и политические деятели, а в XX столетии сфера образования стала объектом пристального внимания и исследовательского интереса социологов, экономистов, психологов и др.»
Прогнозирование в сфере образования
Долгосрочное прогнозирование
в сфере образования - дело одновременно
и легкое, и бесперспективное. Легкое
- потому что основные педагогические
идеи и принципы сформулированы давно
и в течение десятилетий
В России в начале ХХ века можно выделить два подхода к прогнозированию в сфере образования. Один - социально-педагогический. Так, в 1911 г. Государственная Дума приняла законопроект "О введении всеобщего обучения". Согласно ему, намечалось ежегодно в течение десятилетия прибавлять к смете по 10 млн. и к началу 1920-х гг. создать материальную базу для достижения всеобщей грамотности и введения обязательного бесплатного начального образования. Это был существенный шаг к реализации идеи П.А.Столыпина о том, что процветание и стабильность России обеспечат мощный слой грамотных хозяев. Как известно, в начале 20-х гг., в силу политических катаклизмов, в нашей стране закрылись школы, появились миллионы беспризорных, произошло резкое сокращение финансирования просвещения. Разумеется, странно было бы винить в этом авторов прогнозов.
Второе направление
В советское время долгосрочные прогнозы в сфере образования не поощрялись. Считалось, что все определено в решениях партийных съездов и постановлениях, а школе и педагогической науке необходимо только их выполнять. Естественно, что составлялись планы на пятилетку и даже на более длительное время. Но это опять-таки компиляция партийных решений. Сейчас нельзя без улыбки читать книгу "Прогноз развития общеобразовательной школы в 1981-2000 гг.", созданную в 1978 г., в которой в качестве базового основания для прогноза утверждается, что в эти годы "будут претворяться в реальность фундаментальные и долговременные идеалы и задачи коммунизма".
Оживление научных исследований
в сфере прогнозирования
В 90-е гг., особенно по мере приближения к началу третьего тысячелетия, появилось множество прогнозов в сфере образования, которые называются "Школа 2010", "Школа 2100" или более обобщенно - "Школа ХХI века". Их авторы, конечно, значительно более трезво смотрят на развитие российского образования, но все равно безудержная вера в прогресс, в линейное развитие истории преобладает. А ведь сейчас все больше сторонников у синергетического подхода к прогнозированию: будущее уже существует в материальном виде, а значит, и протекающие сейчас процессы в сфере образования определяются не столько его прошлым, сколько грядущим.
Впрочем, для педагогического прогнозирования есть и вполне устойчивые основания. Это проекты, которые делают учительские коллективы. В них выделяются такие тенденции, как дальнейшее развитие компьютерных технологий, достижение функциональной грамотности, раннее и систематическое изучение иностранных языков, национально-культурное содержание образования.
Заключение
Итак, образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.
Динамичные изменения
социально-экономических
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, одобренными Правительством Российской Федерации, являются Концепция модернизации российского образования; Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, которые опираются на следующие базовые принципы:
- открытость к общественным
запросам и требованиям
- привлечение общества
к активному диалогу и
- повышение качества профессионального образования;
- обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России;
- переход на современные образовательные технологии;
- развитие современной
системы непрерывного
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- переход на принципы
подушевого финансирования и
формирование эффективного
В Саратовской области активно развивается система высшего образования. Отрицательные значения имеют показатели общего числа учреждений дошкольного и дневного общего образования, а также число обучающихся в них.
Литература
1.
Алексеев А.И., Ковалев С.А., Ткаченко
А.А. География сферы
2. Народонаселение: Энциклопедический словарь./ Ред. кол.: Меликян Г.Г. (гл. ред.) др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 639 с.
11. Социальная статистика: Учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с.
12. Трефилов
А.Н. Новые информационные