Прогнозирование уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

Содержание работы

Введение 3
Показатели уровня жизни и их характеристика 5
Реальные доходы населения и методика их расчета 15
Система социальной защиты населения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курс1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

Ситуация на рынке труда за годы экономических  реформ существенно изменилась: выросла  безработица, поменялась структура  занятости по отраслям и секторам экономики. Существует сложное положение  на предмет занятости женщин и 

 

молодежи. Для  преодоления негативных явления  в сфере занятости необходимо: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, более полное использование имеющихся рабочих  мест плюс создание новых; разработка генеральной схемы развития рабочих мест; разработка специальных программ для стабилизации занятости в регионах и отраслях; развитие новых гибких форм занятости; полный пересмотр системы выплаты пособий; новые пути поиска работы безработным; создание социальных программ, направленных на расширение занятости отдельных социальных групп (молодежи, инвалидов и др.).

Можно привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые  государством населению: минимальный  размер оплаты труда, минимальный размер пенсий по старости, единовременное пособие  при рождении каждого ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

 

Размеры социальных гарантий в соотношении с величиной  прожиточного минимума в рублях.       Таблица 5

 

 

2001

2002

2003

2004

Минимальный размер оплаты труда

250,0

400,0

487,5

600,0

Тарифная  ставка 1-го разряда ЕТС оплаты труда  в бюджетной сфере

262,5

450,0

487,5

600,0

Минимальный размер пенсии по старости

-

600,0

600,0

660,0

Ежемесячное пособие на детей

500,0

500,0

500,0

500,0

Минимальная стипендия :

В высших учебных заведениях

140,0

140,0

140,0

-

В средних  и начальных 

70,0

70,0

140,0

-


 

Российский статистический ежегодник: Стат.сб.М.: Финансы и статистика, 2004г.

 

Как видно из таблицы 5 минимальные размеры соцгарантий  гораздо ниже, чем величина прожиточного минимума. Причем за последние годы эти значения существенно снизились. Значительная часть соцвыплат достается семьям с высоким и средним достатком. Удельный вес средств, поступающих населению, живущему за чертой бедности в общем объеме соцвыплат составляет 19 % (в развитых странах 50 %).

В сфере соцпособий необходимо ввести адресную соцпомощь.  Например, пособие на детей по своему размеру не значительно,  они предназначены  всем семьям без относительно к доходу конкретной семьи. Если же перераспределить пособия для тех, кто в них нуждается и тем самым увеличить размеры, то это должно повысить социальную защищенность  детей из бедных семей.

В системе социально-культурного  страхования одним из элементов  не эффективного расходования средств  является частичная компенсация затрат на санаторно-курортное лечение. Эти средства попадают к тем, кто и так может оплатить часть путевки, и не достаются тем, кто может оплатить путевку даже со скидкой. Так происходит дотирование высокооплачиваемых работников.

В области соцстраха необходимо создать устойчивую финансовую систему, обеспечивающую гражданам государственные гарантии. Реформирование системы соцвыплат должно осуществляться по двум направлениям:

  • Установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем зарплаты. Стажем размером, перечисленных страховых взносов.
  • Осуществление принципа в соответствии с которым при наступлении страхового случая, страховые выплаты осуществляются только при утрате заработка.

В этой области  должна быть дифференциация тарифов страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования.

 

Размеры назначенных  пенсий      Таблица 6

 

2001

2002

2003

2004

Реальный  размер назначенной пенсии в % к предыдущему  году

121

116

105

106

Средний размер месячных пенсий в % к величине прожит.минимума

90

100

102

106

Средний размер месячной пенсии в % к ср.размеру  зарплаты

31,6

31,6

29,8

28


 

Институт экономики  РАН, Реформы пенсионного обеспечения.

 

В последнее  время в стране сложилась сложная  ситуация с пенсионным обеспечением. Размер пенсии довольно низок (Табл.6), выплата пенсии осуществляется регулярно. Действующая пенсионная система не обеспечивает тесную зависимость размера пенсии с трудовым вкладом работника и, следовательно заинтересованность работника в формировании бюджета пенсионного фонда.

В области пенсионного  обеспечения необходимо:

  • Активизировать работу по мобилизации средств в пенсионный фонд.
  • Осуществлять индексацию пенсий не только с учетом роста цен, но и с учетом роста среднемесячной зарплаты, обеспечить соответствие величины минимальной пенсии величине прожиточного минимума.
  • Разработать механизм учета зарплаты для исчисления и пересчета пенсий.
  • Развитие негосударственных пенсионных фондов, при усилении государственной поддержки и защиты плательщиков взносов.

Предоставление  пенсионных льгот работникам в связи  с тяжелыми условиями труда подлежит реформированию путем постепенного переноса ответственности за финансирование таких льгот на работодателей  посредством создания профессиональных пенсионных систем. В пенсионной системе уже введен персонифицированный учет страховых взносов каждого работника.

В сфере соцобслуживания  наблюдается недостаточная материально-техническая  база и финансирование отрасли. Необходимо принять меры по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в стационарных условиях и на дому. Важна разработка стандартов социального обслуживания населения и порядка лицензирования этой деятельности. Должна быть продолжена работа по расширению сети учреждений.

Существуют  также  установленные законодательством  нормативы бюджетных расходов на:

  • образование – не менее 10% национального дохода;
  • высшее образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;
  • науку – не менее 4% расходной части федерального бюджета;
  • культуру и искусство – не менее 2% расходной части федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство.  Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности  финансовых ресурсов необходимо перейти  от принципа социальной помощи всем гражданам  к адресной помощи тем, кто в ней  действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств  внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Надеюсь, что политика вновь избранного Президента РФ  Путина В.В. в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

    1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебник под редакцией Т.Г. Морозовой, Москва, ЮНИТИ.1999г.
    2. Государственной регулирование экономики и социальный комплекс. Учебное пособие под редакцией профессора Т.Г. Морозовой и доцента А.В. Пикулькина. Москва. Финстатинформ,1997.
    3. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. Бек.1997
    4. Черныш Е.А., Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А., Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ.2004
    5. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. Москва.2004
    6. Федеральный закон №123-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в РФ»
    7. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2004 г.

 


Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения