Прогнозирование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:49, реферат

Описание работы

Следовательно, на макроуровне, должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Показатели уровня жизни населения и направления социальной политики.3
2.Социальные нормы и нормативы…………………………………………...…4
3. Уровень жизни населения как объект прогнозирования……………………5
4.Показатели, используемые при разработке прогнозов уровня жизни населения……………………………………………………………………….…6
5. Общественные фонды потребления. Прогнозирование реальных доходов населения. Способы построения прогнозов доходов населения……………...7
6.Способы расчета прогнозных значений денежных доходов населения……9
7. Построение прогнозов на основе баланса денежных доходов и расходов населения…………………………………………………………………………11
8. Разработка прогнозов величины прожиточного минимума………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

макроэкономическое планирование и прогнозирование.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Н - налоги.

Если из полученной суммы  ЛРД вычесть сбережения населения, то получим сумму доходов населения, которая может быть использована на потребление духовных и материальных благ и услуг.

Второй способ осуществления  прогнозных расчетов доходов населения  носит название «расчет по составным элементам». Рассмотрим методику его применения.

На первом этапе рассчитываются денежные доходы населения, складывающиеся из следующих составных элементов:

а) заработная плата;

б) доходы от собственности;

в) поступления из финансовой системы;

г) пенсии, стипендии;

д) прочие поступления

На втором этапе определяются денежные расходы населения (обязательные и добровольные), формирующиеся из следующих элементов:

а) налоги, сборы и другие обязательные платежи;

б) взносы в общественные организации;

в) приобретение ценных бумаг;

г) выплаты процентов по кредитам, займам;

д) прочие нетоварные расходы;

Третий этап предусматривает  анализ прироста сбережений населения.

На четвертом этапе  определяются денежные доходы населения, используемые на приобретение товаров  и услуг:

 ДП=ДД –ДР+(-)С,

где ДП – размер денежных доходов населения, используемых на приобретение товаров и услуг;

ДД - размер всех денежных доходов  населения;

ДП – размер денежных расходов населения, за исключением  расходов на приобретение товаров и  услуг;

С – сбережения населения.

На пятом этапе определяются натуральные доходы, полученные населением от домашних, фермерских хозяйств, предприятий, организаций.

Шестой этап формирует  размер бесплатно предоставляемых  услуг.

Седьмой этап. На нем рассчитывается проигрыш (выигрыш) населения от динамики цен.

На восьмом этапе определяются конечные (реально используемые доходы населения):

 КД=ДП+НД+БУ+(-)ДЦ,

где КД – конечные (реально  используемые) доходы населения;

ДП - размер денежных доходов  населения, используемых на приобретение товаров и услуг;

НД – размер натуральных  доходов, полученных населением от домашних, фермерских хозяйств, предприятий и  организаций;

БУ - размер бесплатно предоставляемых  услуг;

ДЦ - проигрыш (выигрыш) населения  от динамики цен.

 Третий способ расчета  прогнозных значений денежных  доходов и расходов населения  основан на использовании баланса  денежных доходов и расходов  населения.

 

 

 

 

7. Построение прогнозов на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов  и расходов населения разрабатывается  в целом по стране, регионам и  отдельным социальным группам населения. Он отражает денежный оборот между  населением, с одной стороны, и  предприятиями, учреждениями, организациями - с другой. На его основе определяется сумма средств, направляемых на покупку  товаров, рассчитываются реальные доходы населения, устанавливаются пропорции  между величиной денежных средств  и товарных ресурсов, а также платных  услуг, регулируются оплата труда и  другие доходы, производство товаров. В доходной части баланса основную долю занимает оплата труда. Она включает все виды оплаты труда всех категорий  работников. На прогнозируемый ᴨȇриод  доходы населения определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо - и микроуровнях. В расходной  части баланса, оплата услуг (коммунальных, бытовых, транспорта, связи, спорта и др.) определяется на прогнозируемый ᴨȇриод на начальных этапах методами экстраполяции, на последующих - на основе данных организаций, оказывающих услуги. Обязательные платежи (налоговые) рассчитываются нормативным методом.

Баланс денежных доходов  и расходов населения позволяет  спрогнозировать общий размер доходов  населения, их структуру, общий размер расходов населения и их структуру, реальный, номинальный, и реально  используемые денежные доходы населения, покупательную способность, размер доходов на душу населения.

Типовая схема баланса  денежных доходов и расходов населения  страны

 Статьи доходов./Удельный вес в общей структуре доходов населения./Статьи расходов./Удельный вес в общей структуре расходов населения.

1. Оплата труда, включая  доходы населения от предприятий  и организаций помимо оплаты  труда – 40% .

1. Покупка товаров и оплата услуг:

а) жилье и коммунальные услуги,

б) бытовые услуги,

в) услуги системы образования, культуры, транспорта, связи и т.д. – 69%.

2. Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) –  15%.

а) Обязательные платежи и добровольные взносы (налоги, сборы, взносы в организации, возврат ссуд, процентов) – 9%.

3. Доходы от собственности  – 6 %.

а). Прирост сбережений населения  по вкладам и ценным бумагам – 2%.

4. Доходы от предпринимательской  деятельности, от продажи сельскохозяйственной  продукции – 39%.

а). Покупка валюты, недвижимости – 20%.

 Всего денежные доходы- 100%.    Всего денежные расходы- 100%

Баланс денежных доходов  и расходов населения разрабатывается  в целом по стране, а также по отдельным регионам и по социальным группам населения.

Номинальные доходы – это  сумма всех поступления по доходной части баланса.

Реальные доходы – это  размер номинальных доходов за вычетом  стоимости обязательных услуг и  платежей (за жилье и коммунальные услуги и т.д.).

Реально – используемые доходы – это затраты населения  на приобретение материальных благ и  услуг.

Размер среднедушевых  доходов населения страны – это  частное от деления размера доходной части баланса денежных доходов  и расходов населения на среднегодовую  численность населения страны.

Размер среднедушевых  расходов населения страны – это  частное от деления размера расходной  части баланса денежных доходов  и расходов населения на среднегодовую  численность населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Разработка прогнозов величины прожиточного минимума.

Прожиточный минимум –  это уровень дохода, необходимый  для приобретения человеком количества продуктов питания не ниже физиологических  норм, а также удовлетворения на самом низком уровне его потребностей в одежде, обуви, оплате жилья, транспортных услугах, предметах санитарии и  гигиены.

Существует несколько  способов расчета величины прожиточного уровня:

1. Статистический - прожиточный  минимум устанавливается по уровню  доходов, которыми располагают  10-20 % самых малообеспеченных граждан  страны;

2. Нормативный - прожиточный  минимум определяется по фактической  стоимости товаров и услуг,  входящих в потребительскую корзину;

3. Комбинированный или  нормативно-статистический – в  этом случае расходы на питание  определяются по нормативам, расходы на непродовольственные товары исходя из затрат на эти цели самых малообеспеченных граждан страны;

4. Субъективный – расчет  прожиточного минимума осуществляется  исходя из мнения граждан страны, выявленного по итогам социологических  опросов;

5. Ресурсный – прожиточный  минимум, рассчитывается, исходя из реальных возможностей экономики страны, обеспечить минимальный стандарт проживания;

6. Медианный – прожиточный  минимум, берется равным половине среднедушевого показателя доходов населения страны;

7. Социальный минимум  – при данном способе расчет  прожиточного минимума опирается на утвержденную потребительскую корзину, однако перечень непродовольственных товаров более расширен.

Госкомстат РФ использует комбинированный способ расчета  прожиточного минимума, используя продовольственный  набор, обоснованный институтом питания  Российской академии наук, исходя из принятых в мире стандартов потребления продуктов  питания и национальных традиций.

В продовольственный набор  ПМ входят около 25 наименований товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи и  д.т.

Состав и стоимость  продовольственной корзины меняется по восьми климатическим зонам страны.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание  включает расходы на непродовольственные  товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются  исходя из средних фактически сложившихся  затрат в бюджете самых низко-доходных семей.

 

Заключение.

Российское государство  по своим конституционным характеристикам  ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые характеристики определяют их весомое экономическое  и политическое значение в современном  мире.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация (РФ) - социальное государство (ст. 7 ч. I). Его конституционные  функции: создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека (ст. 7 ч. I); с помощью  экономической политики достигать  социальные цели (ст. 7 ч. II); обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической  деятельности (ст. 8 ч. I) и др. В Конституции  РФ подробно определена компетенция  высших исполнителей экономической  политики РФ - Президента РФ (ст. 80 ч. II-IV, 83, 84); Федерального Собрания (ст. 102-106); Правительства РФ (ст. 114).

Планирование - это не воскрешение  прошлого, а проектирование желаемого  будущего общества и изыскание путей  его достижения. В этом смысл и  конституционное назначение государства. Все органы государственной власти, и прежде всего органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики  и социальных процессов в обществе. Но инструмента "систематизации и  концентрации" этих мероприятий  и организации их целенаправленной реализации у Российского государства  нет. Поэтому все эти решения  оказываются частными паллиативными  мерами, с помощью которых мы надеемся поправить "пошатнувшееся здоровье" нашей экономики.

В соответствии с Федеральным  законом "О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации" *(16) государственное прогнозирование  социально-экономического развития - это  система обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного  хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в  области социально-экономической  политики государства. Прогнозы разрабатываются  на долгосрочную, среднесрочную и  краткосрочную перспективу, исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  страны, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных  факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической  структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической  обстановки, социальной структуры, а  также систем образования, здравоохранения  и социального обеспечения населения.

Правовое регулирование  государственного прогнозирования - это  тема, которая заслуживает самостоятельного освещения. Но для того чтобы уяснить  конституционное значение указанной  деятельности, достаточно сказать, что  без разработки и представления  в Правительство Российской Федерации  прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если не осуществить комплексный  анализ и прогноз уровня жизни  населения с учетом дифференциации по группам населения, если не рассмотреть  вопросы о совершенствовании  налоговой системы и ее воздействия  на темпы экономического развития, если не исследовать ценовые соотношения  в смысле воздействия предстоящих  изменений цен на сырьевые ресурсы  и продукцию естественных монополий, потребительские цены и на динамику цен, проект федерального бюджета на соответствующий год составить  невозможно. И это лишь один, возможно, не самый главный, из одиннадцати  разделов прогноза.

Таким образом, прогнозы социально-экономического развития страны представляют собой  экономическую базу, на основе которой  составляются проекты федеральных  бюджетов. Подготовка прогнозов и  все то, что с ними связано, - одно из важнейших направлений деятельности Правительства РФ *(17).

Результаты прогнозирования  наряду с другими научно-практическими  разработками используются Правительством РФ при принятии решений в области  социально-экономической политики государства и по другим вопросам. Руководящими документами при государственном  прогнозировании, подготовке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации являются Послания Президента РФ, с которыми он ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

Правовая неопределенность прогнозирования и использования  его результатов показывает, что  необходимы конституционные предпосылки  функции планирования в духе закрепления  этого института в конституциях экономически и политически значимых стран с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://e-lib.biz/ekonomicheskaya-teoriya/prognozirovanie-urovnya-jizni-19745
  2. Ковачев  Д.А.. Конституционное право -320с, 2005
  3. Борисевич В. И. и  др. Прогнозирование и планирования экономики - 2008
  4. Котляров В. П. Основы бизнеса М 2008
  5. Кузык Б. Н. Прогнозирование стратегическое, планирование и национальное программирование

       6. Петров  А.Н. Теория планирования: первое приближение: Изд-во “Знание”,   2007                             

 


Информация о работе Прогнозирование уровня жизни населения