Прогнозирование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Любая деятельность независимо от отраслевой и региональной принадлежности требует определенных затрат – материальных, трудовых и финансовых. Каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность, является плательщиком налогов и сборов, часть из которых относится к издержкам производства.

Содержание работы

Вопрос 34. Прогнозирование уровня жизни населения……………………......2
Вопрос 56. Планирование себестоимости продукции………………………….9

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование контрольная.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача прогнозирования  уровня жизни состоит в том, чтобы, как минимум, определить условия, препятствующие в перспективе падению жизненного уровня населения, а также условия, необходимые для роста народного  благосостояния.

В условиях возрастающей роли развития техники и технологии, появления новых потребительских  стоимостей (полезностей) важнейшей  проблемой прогнозирования уровня жизни становится прогнозирование  изменения (движения) потребностей (спроса) как в количественном, так и качественном выражении. В процессе разработки прогнозов уровня жизни используется система комплексных показателей:

  • демографических, в том числе трудовых: прироста населения и отдельных социальных групп, продолжительности жизни, занятости, безработицы и ее структуры;
  • социальных:

а) численность населения  по различным уровням образования, доля средств в федеральном бюджете  и в совокупных расходах населения  на здравоохранение, образование и  культуру, отражающих уровень удовлетворения потребностей в развитии личности;

б) уровня и качества обеспеченности населения жильем и коммунальными услугами;

  • экологических: показатели окружающей среды, отражающие уровень удовлетворения потребностей в здоровой среде обитания;
  • экономических: производство ВНП (ВВП), ЧИП и НД на душу населения.

Прогнозируются комплексные  показатели доходов домашних хозяйств (семей), их расходы на конечное потребление  товаров и услуг. При этом доходы населения прогнозируются по различным  группам. Прогнозируются также объемы потребления важнейших материальных благ в натуральном выражении.

Доходы населения складываются из множества позиций (источников дохода). Основные из них: оплата труда и различные  доходы от организаций, дивиденды, пенсии и пособия, стипендии, а кроме  того, поступления от продаж продуктов личного подсобного хозяйства, поступления из финансовой системы (включая страховые возмещения, различные ссуды, проценты по вкладам) и прочие поступления от продажи личного имущества.

Все доходы, полученные населением страны, делятся на три категории: номинальные доходы, реальные и реально использованные (конечные) доходы.

В состав номинальных  доходов включаются: денежные (оплата труда плюс трансфертные платежи); натуральные (в том числе от семейного и  фермерского хозяйства); косвенные доходы населения (получаемые путем использования бесплатных услуг учреждений социальной сферы).

Реальные доходы населения  получаются путем вычета из номинальных  доходов оплаты услуг, обязательных платежей и налогов.

Конечные доходы определяются путем вычета из реальных доходов добровольных платежей и взносов, прироста сбережений, сокращения задолженности населения за товары и имущество, купленные в кредит. Конечные доходы рассчитываются в сопоставимых ценах с целью выявления темпов изменения доходов и доходов на душу населения без учета инфляции.

Для прогнозирования  дохода населения основное значение имеет величина личного располагаемого дохода (ЛРД) населения, в том числе  оплата труда (заработная плата плюс надбавки) и трансфертные платежи (ТП), включающие выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице и т.д. Это основная часть номинальных доходов — денежные доходы. Для начисления личного располагаемого дохода используются прогнозные значения ВВП и объема амортизационных отчислений (АО), а также объем косвенных налогов (КН).

Расчет ведется по формуле:

ЛРД = ВВП - АО - Пр + ТП –  КН.

Для прогнозирования  доходов необходимо прежде всего  определить основной источник — среднемесячную заработную плату по стране. Для  этого используется показатель (индекс) роста производительности труда в производственной сфере.

Показатель производительности труда исчисляется как отношение  объема продукции в сопоставимых ценах к численности работающих в производственном секторе экономики. Для расчетов используется индекс — соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты и производительности труда. Индекс устанавливается обычно экспертным путем на основе его нормативного прогноза по отраслям, использования отраслевых данных по объему производства продукции.

Оn = ЗП + АО + Пр + КН,

отсюда

ЗП = Оn – АО – Пр - КН,

где ЗП — годовая заработная плата работающих; АО — объем  амортизационных отчислений; Пр —  балансовая прибыль; КН — косвенные  налоги.

На основании среднегодового фонда заработной платы по прогнозируемым коэффициентам исчисляется объем социальных трансфертных платежей.

Аналогичным образом  рассчитывается среднемесячная зарплата в сфере услуг, а также косвенные  доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых  бесплатно учреждениями социальной сферы, обслуживающих население.

Для решения проблемы финансирования данной сферы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства.

Таким образом, прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Библиографический список

 

  1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
  2. Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. –М.: ПРИОР, 1999.
  3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. – Минск: Новое знание, 2000.
  6. Парсаданов, Г.А.. Прогнозирование национальной экономики: Учебник/Г.А. Парсаданов, В.В. Егоров. — М.: Высш. шк., 2002. - 304 с.
  7. www.forum.prognoz.ru
  8. www.webways.ru/analitics/way

 




Информация о работе Прогнозирование уровня жизни населения