Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:28, контрольная работа
Цель работы – раскрыть особенности измерения производительности труда в торговле.
Основные задачи работы:
– дать понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
– перечислить показатели производительности труда в торговле.
Производительность труда в торговле – показатели, основные факторы, влияющие на ее величину
Тема данной работы, несомненно, актуальна, так как производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства.
Цель работы – раскрыть особенности измерения производительности труда в торговле.
Основные задачи работы:
– дать понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
– перечислить показатели производительности труда в торговле.
Производительность труда – это результативность, эффективность труда в процессе производства.
Производительность труда является показателем экономического роста, то есть показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни.
Повышение производительности труда во многом предопределяет изменение всех качественных показателей, характеризующих эффективность производства: прибыль, рентабельность, материалоемкость и прочее.1
Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства.
Для планирования, учета, анализа производительности труда необходимы количественные характеристики данного экономического явления. В связи с этим разработаны соответствующие показатели производительности труда и методы ее измерения.
Резервы роста производительности труда – это возможность более полного использования производительной силы труда, всех факторов повышения его производительности за счет совершенствовании техники, технологии, улучшения организации производства, труда и управлений.2
Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:
- производительность труда;
- затраты времени покупателей;
- качество обслуживания и др.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.3
В торговле производительность труда измеряется:
– количеством товаров (в натуральном или денежном выражении), произведенной одним работником за фиксированное время (час, день, месяц, год);
– количеством времени, затраченным на производство единицы товарной продукции;
– объемом продаж в течение конкретного временного промежутка (день, месяц, год).
Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.4
Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели:
- численность персонала прошлого и отчетного годов (Ч0, Ч1);
- товарооборот прошлого и отчетного годов (Т0, Т1);
- производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – В0, В1).
При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.
Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности.
Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (Чтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:
Чтр = Ч1–Т1/(В1*Iтр),
где Iтр – индекс трудоемкости.
Для непосредственной оценки рациональности использования трудовых ресурсов на торговых предприятиях применяются показатели производительности труда.5
Производительность труда характеризует выработку на одного работника в единицу времени и измеряется различными методами в зависимости от особенностей учета на конкретном предприятии. При наличии возможности натурального учета реализации производительность труда может измеряться по следующей формуле:
ПрТ = q / T ,
где ПрТ – производительность труда работников предприятия;
q – объем выполненных работ в натуральном выражении;
Т – суммарные затраты времени на выполнение данных работ.6
Вывод: Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары.
На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.
Задача
Начислите заработную плату фасовщику супермаркета, работающему на повременно-премиальной системе оплаты труда за месяц. Рассчитать размер страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования. Также определить сумму, которая будет выдана работнику по расчетной ведомости.
Должностной оклад работника 12000 руб. Согласно представленному табелю учета рабочего времени отработал 18 дней вместо 24 по графику, в том числе два дня праздничных.
В соответствии с положением о премировании, фасовщику должна быть выплачена премия, состоящая из двух частей. Первая часть составляет 5% от оклада и выплачивается за качество фасовки (вес, целостность упаковки). Вторая часть зависит от выполнения плана товарооборота за месяц в целом по магазину и предусмотрена в размере 3% за каждый процент перевыполнения плана.
По итогам месяца замечаний на работу данного работника не поступало.
Бухгалтерия представила следующие данные о выполнении плана товарооборота по отделу:
план |
факт | |
товарооборот тыс. руб. |
20000 |
22500 |
Решение.
Оклад за фактически отработанное время составит 9000 руб. (12000х18/24). По условию задачи, работник отработал 2 праздничных дня. Согласно статье 153 ТК РФ, работа в праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере.
9000/18 = 500 руб. (за один рабочий день). 500х2 = 1000 руб. (за праздничный день).
Фасовщик отработал 16 рабочих дней и 2 праздничных. Следовательно:
16х500+2х1000 = 10000руб. составляет оклад данного работника за фактически отработанное время.
Рассчитаем размер премии работника:
10000х5% = 500 руб. (первая часть премии).
По условию задачи, вторая часть премии предусмотрена в размере 3% за каждый процент перевыполнения плана.
Рассчитаем процент перевыполнения плана товарооборота по отделу.
20000–100%
22500–x %
Х = 112,5.
Следовательно, отдел перевыполнил план на 12,5%.
12,5х3 = 37,5% – такой процент премии за перевыполнение плана товарооборота положен данному работнику.
10000х37,5% = 3750 руб.
Итак, заработная плата фасовщика супермаркета составит:
10000+500+3750 = 14250 руб.
Сумма, которую работник получит по расчетной ведомости составит (после удержания НДФЛ в размере 13%):
14250 – 13% = 12397,5 руб.
Рассчитаем размер страховых взносов.
Ставка ПФР в 2013 году– 22%. Следовательно, 14250х22% = 3135 руб.
Ставка ФСС в 2013 году–2,9%. Следовательно, 14250х2,9% = 413,3 руб.
Ставка ФФОМС в 2013 году–5,1%. Поэтому, 14250х5,1% = 726,8 руб.
Список литературы
1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б. М. Генкин.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра–М, 2009. – 412с.
2 Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В.Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 601с.
3 Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов /Р. П. Валевич, Г. А. Денисова. –М.: КНОРУС, 2010.–322с.
4 Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов /Р. П. Валевич, Г. А. Денисова. –М.: КНОРУС, 2010.–322с.
5 Карпенко Е. А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие / Е.А. Карпенко и [и др.] – М.: ИНФРА-М, 2011. – 224с.
6 Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов /Р. П. Валевич, Г. А. Денисова. –М.: КНОРУС, 2010.–322с.