Проводимые экономические
преобразования разделили предприятия
на две группы, резко различающиеся
по условиям хозяйственной деятельности.
Одни - это производства по преимуществу
топливно-сырьевых отраслей. Они конкурентоспособны
и могут сбывать свою продукцию
на мировом рынке. Другие в основном
работающие на конечного потребителя,
- ненадолго останутся неконкурентоспособными
на внутреннем рынке.
2. Приоритеты индустриально-инновационной
политики Республики Казахстан
до 2015 года.
Стратегия индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003-2015
годы формирует государственную
экономическую политику Казахстана
на период до 2015 года и нацелена на достижение
устойчивого развития страны путем
диверсификации отраслей экономики
и отхода от сырьевой направленности
развития.
Производство конкурентоспособных
и экспортоориентированных товаров,
работ и услуг в обрабатывающей
промышленности и сфере услуг
является главным предметом государственной
индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации
мировой экономики экономика
Казахстана сталкивается с рядом
проблем. К основным проблемам
относятся: сырьевая направленность,
незначительная интеграция с
мировой экономикой, слабая межотраслевая
и межрегиональная экономическая
интеграция внутри страны, невысокий
потребительский спрос на товары
и услуги на внутреннем рынке
(малая экономика), неразвитость
производственной и социальной
инфраструктуры, общая техническая
и технологическая отсталость
предприятий, отсутствие действенной
связи науки с производством,
низкие расходы на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(далее - НИОКР), несоответствие менеджмента
задачам адаптации экономики
к процессам глобализации и
переходу к сервисно-технологической
экономике.
Для решения проблем
и достижения поставленных целей
и задач в рамках Стратегии
предполагается помимо активизации
функционирования Банка Развития
создание таких специальных институтов
развития, как Казахстанский инвестиционный
фонд, Корпорация по страхованию
экспорта и Инновационный фонд.
При этом данные
институты будут проводить политику
инвестирования в создание новых
и развитие действующих производств
с высокой добавленной стоимостью
и поддержку научных и научно-технических
исследований и разработок на
основе комплексного анализа
перспективных отраслей, выявления
наиболее важных их элементов.
Приоритетами индустриально-инновационной
политики являются развитие и
создание потенциально конкурентоспособных,
в том числе экспортоориентированных,
производств, работающих в отраслях экономики
несырьевой направленности. В целях решения
долгосрочных стратегических задач особое
внимание необходимо уделять созданию
условий для развития наукоемких и высокотехнологичных
производств.
Данный подход
не закрывает для предпринимателей
различных отраслей экономики
путь к техническому и организационному
совершенствованию действующих
производств и созданию новых
видов продукции экспортной ориентации.
Конкретные предложения
должны возникать в частном
секторе, а банки второго уровня
и создаваемые инвестиционные
государственные институты развития
на основе специальных методик
будут анализировать предложения
в целях их потенциальной реализации
в партнерстве с частным сектором.
К работе по оценке предложений
будут привлекаться отечественные
и иностранные специалисты.
Законодательство
стран с рыночной экономикой,
в том числе и Республики
Казахстан, запрещает направлять
бюджетные средства на оказание
финансовой и инвестиционной
поддержки частным предприятиям.
В соответствии с этим финансовая
поддержка конкретных частных
компаний расценивается как проявление
государственной коррупции. Практика
показала правильность данного
подхода.
Как правило,
государство не может и не
должно заниматься непосредственной
финансовой поддержкой конкретных
компаний, но оно может и должно
выступать катализатором и инициатором
в вопросах повышения конкурентоспособности
экономики и способствовать модернизации
частных предприятий, вовлекая
их в инновационные процессы
и создавая и улучшая производственный
и конкурентный потенциал.
Таким образом, основными направлениями
инвестиционно-инновационной политики
в Казахстане являются:
1. Содействие
в формировании высокотехнологичных
производств, в том числе в
создании эффективной системы
трансферта технологий как зарубежного,
так и межотраслевого.
2. Создание
и поддержка деятельности современных
элементов научной и инновационной
инфраструктуры (технопарков, национальных
научных центров, научно-технологических
зон и т.п.) в городах, где
имеется сеть научно-технических
и промышленных организаций и
предприятий с высоким научно-технологическим
потенциалом.
3. Использование
существующего научно-технического
потенциала в развитии передовых,
с точки зрения постиндустриальной
экономики, отраслей.
Казахстан
уже сегодня обладает научной
базой, позволяющей развивать наукоемкие
производства на основе отечественных
разработок по ряду направлений, в том
числе биотехнологии (новые сорта
и генотипы сельскохозяйственных культур)
ядерные технологии; космические
технологии; создание новых материалов,
химических продуктов и др.
4. Создание
необходимых условий для проведения
исследований в области современных
научно-технических направлений,
таких, как новые материалы
и химические технологии, информационные
технологии.
5. Совершенствование
законодательной базы, направленное
на стимулирование инновационной
деятельности научно-технических
и производственных организаций
и предприятий, привлечение инвестиций
в сферу науки и инноваций,
скорейшее вхождение инноваций
в промышленность и сферу услуг.
В целом
в результате реализации Стратегии
к 2015 году экономика страны должна быть
подготовлена к переходу к сервисно-технологическому
развитию.
То есть диверсификация предполагает
изменение вида производимой продукции,
расширение ассортимента, освоения новых
производственных мощностей и снижения
финансовых рисков, предотвращения банкротства.