Промышленные кластеры как прибор инновационного и инвестиционного развития малых и средних предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Рассматривая механизмы и экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса можно отметить следующее. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах её становления);

Файлы: 1 файл

Промышленные кластеры как прибор инновационного и инвестиционного развития малых и средних предприятий.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Промышленные  кластеры  как прибор инновационного и инвестиционного развития малых  и средних предприятий.

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Экономические науки в России и за рубежом»

В секцию 2. Экономика  и управление народным хозяйством

Королёва Ю.В.

Аспирант Современной  Гуманитарной Академии, город Москва

Рассматривая механизмы  и экономическое содержание интеграционного  взаимодействия малого и крупного бизнеса  можно отметить следующее. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах её становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов - различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры и т.д.).

Если взаимодействие малой и  крупной фирм базируется на получении  взаимной выгоды и носит устойчивый характер, то между предприятиями образуется экономический симбиоз. Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий – партнёров по бизнесу, взаимовыгодных для обеих сторон. Иными словами – это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое даёт положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности оказывается больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющей лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причём в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В тоже время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы – сателлиты.

Одним из механизмов взаимодействия двух предприятий – малого и крупного на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдаётся лицензия на производство или продажу товара под её маркой малой фирме. Более сложный механизм взаимодействия малых и средних предприятий с лидером (крупной компанией) в случаи, если они входят в состав кластера. При этом лидер в некоторых случаях может финансировать их инновационный процесс или инвестировать их развитие.

 

Никакая страна не может  быть конкурентоспособной во всех сферах деятельности одновременно. Международная конкурентоспособность во всех промышленно развитых странах изначально развивалась вокруг отдельных кластеров. Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и на некоторые смежные отрасли-потребители, например производство спичек. Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от существования в стране высокоразвитых производителей компонентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, где развиты отраслевые комбинации: металлообработка-режущий инструмент, мода-дизайн, кожа-обувь, деревообработка-мебель[1].

 

В России за семьдесят лет плановой экономики практика кластеризации  была практически полностью забыта. Кластеризация существовала в начале столетия, когда в стане происходила  промышленная революция; в советское же время было сформировано несколько больших кластеров, в основном вокруг монополистов-поставщиков, но в целом промышленное разнообразие было подавлено монокультурной практикой.

Во многих динамично развивающихся  странах есть общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в приделах географически ограниченных территорий. Одним из примеров процесса создания кластеров может служить опыт японской экономики, первоначально основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трёх уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции, самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последнего уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы «Тойота» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тысяч субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку, однако чисто ценовое соображение при закупке компонентов способствуют оптимизации производства.

В условиях глобализации и возрастающей международной 

 

 


Информация о работе Промышленные кластеры как прибор инновационного и инвестиционного развития малых и средних предприятий