Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:35, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы – выявить перспективные меры борьбы с
отмыванием денег и финансированием терроризма на основе исследования
международного опыта в данной сфере.
Для реализации поставленной цели, по нашему мнению, необходимо
осуществить следующие конкретные задачи:
• Рассмотреть проблемы организации работы с отмыванием денег и
финансированием терроризма;
• Проследить тенденции отмывания денег и финансирования терроризма как в
России, так и за рубежом;
Файлы: 1 файл
2
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и
финансировании терроризма
Асланян Лиана Саркисовна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
Введение
На сегодняшний день, проблема легализации (отмывании) денег за
последние 20 лет стала одной из основных проблем глобального характера, к
решению которых привлечены многие ведущие страны мира. Использование
финансового мониторинга – это один из основных путей решения данных
проблем. Процедура легализации (отмывания) денег характерна практически
для всех форм организованной преступности, которая искажает процесс
принятия экономических решений, подрывает финансовые учреждения,
обостряет социальные проблемы и, что самое основное, способствует
коррупции.
На сегодняшний день прибыль, полученная преступным путём
используются во многих целях, например: для покрытия затрат связанных с
преступлениями, для инвестиционных вложений в сфере деятельности
преступных организаций, для развития криминального бизнеса, для
инвестирования в легальную экономику. Очевидно вся та часть доходов,
которая подлежит инвестированию в легальные отрасли экономики и
размещению на международных финансовых рынках, нуждается в
отмывании (легализации).
Актуальность проблемы противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма возрастает в
виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения
расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора,
3
дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-
кредитной политики.
Исследования на тему отмывания денег и финансирования терроризма
сейчас представляют особую остроту, и подтверждается переменами,
происходящими в национальных системах финансового мониторинга:
- увеличение числа агентов финансового мониторинга;
- усложнение мероприятий, направленных на противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и
др.
Создаются специальные международные и региональные организации,
что обуславливают изменения в правовом регулировании общественных
отношений в данной сфере как на уровне отдельного государства, так и на
международном уровне. Одним из важнейших стратегических направлений
обеспечения экономической безопасности страны является борьба с
легализацией преступных доходов, которая включает их обнаружение,
изъятие и конфискацию. Так или иначе, она будет способствовать решению
следующих задач:
• страны-участники должны серьёзно относиться к легализации (отмывании)
денег как к преступлению, за которое обязательно должна предусматриваться
ответственность;
• финансовые организации должны проверять всех своих клиентов без
исключения и вести соответствующий мониторинг за ними;
• страны-участники должны осуществлять меры по противодействию
отмывания денег и финансирования терроризма, которые прописаны в новой
редакцией Рекомендаций ФАТФ (февраль 2012 г.).
Цель данной работы – выявить перспективные меры борьбы с
отмыванием денег и финансированием терроризма на основе исследования
международного опыта в данной сфере.
4
Для реализации поставленной цели, по нашему мнению, необходимо
осуществить следующие конкретные задачи:
• Рассмотреть проблемы организации работы с отмыванием денег и
финансированием терроризма;
• Проследить тенденции отмывания денег и финансирования терроризма как в
России, так и за рубежом;
• Разработать комплекс мер по противодействию отмывания денег и
финансирования терроризма.
Объект исследования – деятельность финансово-кредитных институтов
и государственных надзорных органов по противодействию отмывания денег
и финансирования терроризма.
Предметом исследования выступают экономические отношения,
связанные с отмыванием нелегального капитала
и финансированием
терроризма, и противодействием этим процессам.
Теоретико-методологической основой работы явились нормативно –
правовые акты, монографии российских специалистов, материалы
периодической печати, посвящённые проблемам противодействия отмывания
денег и финансирования терроризма.
Эмпирическую базу исследования составили данные Счётной Палаты
РФ,
Федеральной
службы
по
финансовому
мониторингу
(Росфинмониторинг), Министерства внутренних дел РФ, Азиатско-
Тихоокеанской группы (в авторском переводе с английского языка).
5
1.
Теоретико-методологические основы организации борьбы с отмыванием
денег и финансированием терроризма
ПодJлегализацией (отмыванием)Фдоходов,пполученныхппреступным
путем,пвпРоссийскомпзаконодательствеппонимаетсяпсовершениепдействий,
направленныхпнапприданиепправомерногопвидапвладению,ппользованиюпи
распоряжениюпденежнымипсредствамипипинымпимуществом,пполученным
отптакихпвидовппреступлений,пкакпнезаконнаяпторговляпнаркотиками,
созданиепфирм-однодневок,ввструктуризацияввиввраспылениеввкадров,
финансовыевмошенничествавивдругие
1
.
Легализация..(отмывание)..доходов,..полученных..преступным..путём,
раскрывается…в…четырех…основных…направлениях:…материальном,
процедурном, ..экономическом ..и ..правовом. Операции и сделки различного
рода с имуществом раскрывает материальный аспект. Переход денежных
средств в наличной или безналичной форме и иного имущества из теневой
экономики
в
легальную
раскрывает
экономическое
направление.
Процедурной аспект легализации (отмывании) преступных доходов
позволяет выявить изначальное происхождение и истинных владельцев
имущества, полученного в результате совершения преступления, в целях
исключения любого из видов преследования (административного,
уголовного). И наконец, с правовой точки зрения отмывание преступных
1
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ(ред. от 20.07.2012)"О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"- ст. 3.
6
доходов следует рассматривать как юридически значимые действия в
отношении имущества для придания видимой легитимности источникам
происхождения данного имущества в целях сокрытия его преступного
происхождения.
Финансирование терроризма необходимо рассматривать как
деятельность по аккумулированию и предоставлению денежных средств или
иного имущества, а также обеспечению получения материальной выгоды
лицами, осуществляющими террористическую деятельность, путем оказания
услуг и выполнения работ для целей создания и функционирования
террористических организаций или осуществления террористической
деятельности.
В числе основных факторов, способствующих ОД, можно назвать:
- несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой
деятельности, несовершенство механизмов контроля и мониторинга за
деятельностью финансовых институтов;
- распространение коррупции, прежде всего, среди государственных,
исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти;
- ограниченные возможности обмена финансовой информацией с
иностранными органами власти и др.
Процесс легализации (отмывании) доходов, полученных преступным
путём, включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника
финансовых активов, но в целом все эти операции входят в одну из трёх
стадий общественной модели.
Легализация преступных доходов представляет собой сложный
процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых
разнообразными методами, которые постоянно преобразовываются. Прежде
чем привести анализ причин и условий, способствующих отмыванию
доходов, полученных преступным путем, рассмотрим одну из основных схем
7
Размещение
В традиционных
финансовых
учреждениях
В нетрадиционных
финансовых
учреждениях
В розничной
торговле
За рубежом
Интеграция
Продажа
недвижимости
подставной
компании
Подчинение
иностранных
банков
Имитация доходов
от нерентабельного
бизнеса
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём.
Трехфазовая модель является самой распространенной и предполагает
выделение в процессе легализации следующих стадий (см. рис. 1).
I этап
II этап
III этап
Этапы отмывания криминальных доходов
Расслоение
Электронный перевод
фондов
Превращение
наличных денег в
денежные
Продажа имущества,
приобретённого за
наличные
Незаконные
операции с валютой
Приобретение
имущества за
наличные деньги
Незаконный
физический вывоз
валюты
Использование
корреспондентских
отношений банков
Незаконное
использование
исключений
Структурирование
наличных операций
Контроль
финансовых
учреждений
Создание ложного
бумажного следа
Слияние законных и
незаконных фондов
8
Рис.1.Этапы и методы отмывания криминальных фондов
2
Трёхфазовая модель является базовой и рассматривается в качестве
хрестоматийной. Анализ трехзвенной модели легализации преступных
доходов указывает на ее сходство с моделью, описанной Ж. Бодрийяром:
первая фаза - введение "грязных денег" в легальный оборот; вторая фаза -
деньги отделяются от источника их происхождения, теряют следы; третья
фаза - деньги обретают новый легальный источник происхождения и
инвестируются в законную экономику
3
.
Рассмотрим закономерности классических моделей отмывания
доходов через призму российских национальных условий и воспроизведём
модели отмывания денег в этих условиях. Выделяют два варианта
национальной модели отмывания доходов: в форме наличных и безналичных
денег. Незаконные доходы, имеющие форму наличных денег, хорошо
описываются классической трёхфазовой моделью отмывания доходов.
Отмывание денег традиционно ассоциируется с незаконной прибылью, в
частности, от уличной торговли наркотиками (см. Приложение 1). Главная
особенность модели отмывания доходов в форме безналичных денег в том,
что источником незаконных доходов здесь является законная деятельность.
Доходы приобретают незаконный характер в силу неправомерности их
получения. Криминальные деньги изначально имеют безналичную форму, т.
е. украдены с банковского счёта жертвы. В зону риска входят финансовые
пирамиды и нецелевое использование бюджетных средств. Например, по
2
Составлено автором. Источник данных: Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб, 2009 г. – С. 48-50.
3
См.: Иванов Э.А. Система международно - правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем: дис. ... д - ра юрид. наук. М., 2008. С. 60
9
информации Контрольного управления Администрации Президента РФ,
потери государственного бюджета от закупок по завышенным ценам в 2012
году составило 275 млрд. рублей
4
. В рамках данной модели мы выделяем
две основные группы операций: операции на территории РФ и операции,
связанные с выводом капитала за пределы территории РФ ( см. рис. 2).
Инвестирование в развитие инфраструктуры
Мошенничество, хищение,
злоупотребление положением
РОССИЯ
Транзитные операции
МИР
4
http://nrpz.ru/press/page/ria_novosti.html // Дата обращения: 26.02.2013
Инвестирование в развитие легального бизнеса
Обналичивание
Размещение на четах в
уполномоченных банках
Законная
деятельность
Незаконные доходы
в безналичной форме
на счетах в банках
п
о
с
р
е
д
н
и
к
и
Перевод собственных средств в
оффшорные банки / фиктивные
операции с нерезидентами
Размещение на счетах в
финансовых учреждениях
иностранных государств и
международном рынке ссудных
капиталов
Операции в легальном секторе
экономики ( в том числе
инвестирование в развитие
легального бизнеса за рубежом)
п
о
с
р
е
д
н
и
к
и
10
Рис.2. Модель отмывания преступного дохода, полученного в
безналичной форме
5
Получив доход в виде суммы на счёте в банке, преступникам
необходимо разорвать связь этих денег с первоначальным преступлением,
для чего используется одна из двух стратегий: после серии транзитных
операций с использованием фирм-однодневок деньги выводятся за рубеж или
снимаются наличными.
Предложенные модели описания процесса легализации преступных
доходов через российскую банковскую систему позволяют выделить
основные источники риска для банка, которые возникают при оказании
банковских услуг клиентам с непрозрачной структурой собственности или
сомнительными источниками происхождения капитала.
В 1989 году была создана специальная группа разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая является
межправительственным органом, по решению министров государств —
членов. Мандат ФАТФ предусматривает установление стандартов и
содействие эффективному применению правовых, регулирующих и
оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием
терроризма. Результатом их исследований явились 40 рекомендаций ФАТФ.
В феврале 2012 г., завершив третий раунд взаимных оценок стран-членов,
группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)
пересмотрела и обновила свои рекомендации (см. Приложение 2). Внесённые
изменения учитывают новые угрозы и риски, выявляют и усиливают многие
из существующих обязательств. По мнению ФАТФ, страны-члены должны
вначале выявить, оценить и осмыслить риски отмывания денег и
5
Каратаев М.В. Современные тенденции легализации преступных доходов и российская специфика //
Банковское дело. – 2011. - № 4. – С. 79-85.
11
финансирования терроризма, а затем принять соответствующие меры по их
устранению.
Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам
следует иметь для того, чтобы:
■ определять возможные риски и укреплять прозрачность и доступность
информации;
■ применять предупредительные меры для финансовых учреждений;
■ обеспечивать международное сотрудничество;
■ проводить на постоянной основе проверок деловых отношений клиента и
тщательного изучения его операций и др.
В России создана система противодействия легализации преступных
доходов, центральное место в которой занимает Федеральная служба по
финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Статус члена ФАТФ
позволяет России участвовать в разработке международных стандартов
борьбы с легализацией преступных доходов.
Но, несмотря на принимаемые меры, противодействие легализации
преступных доходов в России еще недостаточно эффективна в силу ряда
обстоятельств. В качестве факторов, способствующих легализации
преступных доходов, В.М.Алиев выделяет политико-экономические,
опосредованно воздействующие на легализацию преступных доходов;
социально-правовые - влияющие на сферу, в которой непосредственно
легализуются
преступные
доходы;
нравственно-психологические
-
определяющие соответствующее преступное поведение
6
.
Исследуя социальные факторы, способствующие легализации
преступных доходов, необходимо выделить основные из них (см. рис. 3).
6
См.: Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных незаконным путем: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.С.59.
Факторы, способствующие легализации
преступных доходов
12
Рис. 3. Основные факторы, способствующие легализации преступных
доходов
7
Следует отметить, что приведенные общие факторы действовали
практически во всех исторических цивилизациях, однако ученые,
исследовавшие легализацию преступных доходов, сходятся во мнении, что
данное социальное явление зародилось сравнительно недавно -в 20-гг. ХХ в.
в США -и окончательно оформилось в 70-е гг. ХХ в. Это обстоятельство
свидетельствует о наличии особых тенденций, обусловивших существование
"отмывания" на данном этапе общественного развития.
Таким
образом,
борьба
с
отмыванием
денег
изначально
рассматривалась не как самоцель, а как одно из наиболее эффективных
средств
борьбы
с
серьёзными
видами
преступлений,
включая
организованную
преступность
и
коррупцию.
Национальная
террористическая угроза требует глобальных ответных мер. Лишь
согласованные действия, по нашему мнению, позволят снизить вероятность
совершения террористических актов и преодолеть их ужасные последствия.
7
Составлено автором. Источник данных: Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов:
теоретические и практические аспекты. – М.:Волтерс Клувер, 2011 г. – 339 с.
Денежные средства как
всеобщий эквивалент
стоимости
Сложные экономические
условия
Нравственный кризис
13
2.
Анализ современных тенденций борьбы с отмыванием доходов и
финансированием терроризма в России
По нашему мнению, противодействие преступлениям, связанным с
легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным
путем, является одним из основных направлений деятельности
Росфинмониторинга, Счётной палаты и Департамента экономической
безопасности МВД России.
Уже прошло более года после новой редакции 40 рекомендаций
ФАТФ и РФ за это время успела осмыслить новые положения и внести
изменения
в
законодательство,
а
также
усилить
деятельность
Росфинмониторинга. В основном, общие выводы приходят к тому, что
необходимо усилить ответственность виновных лиц, чтобы уменьшить рост
числа преступлений через финансовые учреждения. Конкретные технологии
использования финансовых учреждений для целей отмывания денег зависят
от многих факторов, среди которых важную роль играют особенности
правового регулирования их деятельности в различных странах. Каждая
страна должна требовать, чтобы финансовые учреждения и установленные
нефинансовые предприятия определяли, оценивали и принимали меры по
снижению собственных рисков участия в отмывании денег и
финансировании терроризма.
14
Важным показателем эффективного функционирования системы
противодействия отмывания денег и финансирования терроризма является
количество вовлечённых в неё организаций, а также качество и количество
предоставленных ими сообщений. За 2011 год межрегиональными
управлениями Росфинмониторинга на учёт было поставлено около 2,8 тысяч
организаций, из которых около 70% составили ломбарды и риэлторы (см.
рис. 4).
Рис.4. Организации, поставленные на учёт в Росфинмониторинге
в 2011 году
8
, %
Общее количество финансовых расследований, проведенных по
противодействию легализации (отмывании) преступных доходов в 2012 году,
выросло на 40% по сравнению с 2011 годом. За 2012 год поступило около
3000 сообщений об операциях отмывания денег, это более чем в 2 раза по
сравнению с предыдущим годом.
Характерной особенностью технологии отмывания криминальных
денег в России является незаконное обналичивание денежных средств с
целью сокрытия следов происхождения и последующего вовлечения в
нелегальный либо легальный хозяйственный оборот. Например, в 2011 году
сотрудниками Управления МВД России по Белгородской области пресечена
8
Составлено автором. Источник данных: Итоги работы Росфинмониторинга за 2011 год. [эл. ресурс]:
http://www.fedsfm.ru/activity/annual_reports/annual2011.pdf
0,1%
10%
33%
22%
4%
31%
Факторинговые
организации
Лизинговые компании
Ломбарды
Операторы по приёму
платежей
Организации игорного
бизнеса
15
деятельность организованной группы, в которую входил управляющий
филиалом "Московского Индустриального Банка". Используя связи среди
работников кредитных учреждений, участники организованного преступного
сообщества выводили и обналичивали деньги через цепь фирм-однодневок.
Уголовное дело расследуется по статье 159 УК РФ (мошенничество). Размер
материального ущерба составил более 200 миллионов рублей
9
. А по данным
Главного информационно-аналитического центра МВД, в январе-ноябре
2011 г. на территории России выявлено свыше 56,7 тыс. преступлений
экономической направленности, следствие по которым обязательно,
совершенных в финансово-кредитной сфере. Из этого числа 56,2 тыс.
преступлений выявлено органами внутренних дел, что составляет 99,1 %. В
том числе правоохранительными органами выявлено 457 преступлений,
предусмотренных ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в
иностранной валюте), что на 28 % больше, чем за 11 месяцев предыдущего
года. Более половины преступлений выявлены сотрудниками органов
внутренних дел
10
.
Распределение
контрольно-надзорных
полномочий
между
различными органами, осуществляющими надзор в основной сфере
деятельности
организаций,
является
особенностью
системы
государственного контроля, который своей эффективной деятельностью
может сократить финансирование терроризма. На рис. 5 предоставлена
информация о проведённых проверках Росфинмониторинга.
9
Источник данных: По материалам МВД РФ [эл. ресурс]: http://www.mvd.ru/news/show_110412// Дата
обращения 13.02.2013
10
По материалам МВД РФ [эл. ресурс]: http://www.mvd.ru/news/show_101945// Дата обращения 12.12. 2012
16
Рис.5. Распределение проведённых Росфинмониторингом проверок по
запросам и обращениям в 2012 году
11
, %
Большая часть преступлений, квалифицируемых по ст. ст. 174 и 174-1
УК РФ, выявлена в 2011 году в кредитно-финансовой системе – около 300. В
2012 году довольно значительно выросли показатели использования
переданных Росфинмониторингом материалов при расследовании уголовных
дел: таких случаев 437 – по предикатным статьям, и в 112 – по ст.ст. 174 и
174-1 УК
12
.
По оценке Банка России, в 2012 году теневой оборот финансового
рынка составил порядка 12-14 триллионов рублей. Примером могут служить
ростовские и московские банкиры, которые попали в скамью подсудимых.
По данным УФСБ и ДЭБ МВД России их теневой оборот составил 90 млрд.
руб
13
.
В течении 2012 года совместно с Банком России продолжена работы в
отношении «теневых банковских площадок». Проанализировано свыше ста
банков, из них по 73 материалы направлены в правоохранительные органы.
Главной
целью
деятельности
подразделений
экономической
безопасности органов внутренних дел является: предупреждение, выявление
и пресечение преступлений, связанных с незаконной банковской
11
Составлено автором. Источник данных: Итоги работы Росфинмониторинга за 2011 год. [эл. ресурс]:
http://www.fedsfm.ru/activity/annual_reports/annual2011.pdf // Дата обращения 12.12.2012
12
Источник данных : https://www.fedsfm.ru/releases/393 // Дата обращения: 28.03.2013
13
Источник данных: http://www.audit-it.ru/news/finance/419878.html // Дата обращения: 28.03.2013
60%
4%
31%
5%
по запросам
правоохранительных
органов
по запросам иных
органов исполнительной
власти
по запросам ПФР
по заявлениям и
обращениям граждан и
организаций
17
деятельностью, в том числе незаконным обналичиванием денежных средств,
а также противоправным выводом капиталов за границу.
По
данным,
опубликованным
Департаментом
экономической
безопасности МВД РФ, деятельность преступников, связанная с
легализацией незаконных доходов, в 2012 году нанесла ущерб на сумму 14,2
млрд. рублей. По данным Главного информационно-аналитического центра
МВД России, по итогам года зафиксировано 22 преступления, связанных с
оказанием содействия терроризму, в том числе с финансированием
террористической и экстремистской деятельности. В частности, была
нейтрализована организованная преступная группа, которая осуществляла
незаконные банковские операции по обналичиванию денег, поступавших из
Дагестана. Эти средства конвертировались в иностранную валюту, а затем
выводились за границу через «фирмы-однодневки». Ущерб государству
составил более 850 млн. рублей
14
.
Главной задачей Росфинмониторинга в 2013 году было обеспечение
результативности по основным направлениям деятельности за счет развития
информационных технологий, совершенствования нормативно-правовых и
методологических
основ,
кадровой
политики,
активизации
межведомственной координации.
Мы считаем, что легализация «грязных» денег негативно отражается
не только на стабильности финансовых рынков. Куда большую опасность
для общества представляют «грязные» деньги, которые задействованы в
организованной
преступности:
наркобизнесе,
торговле
людьми,
международном терроризме и другое. Ни одна из стран не может
предотвратить отмывания денег, если сотрудники правоохранительных
органов, банки и регулирующие их органы не будут обмениваться
информацией и работать вместе. Причем обмен должен происходить не
14
По данным МВД РФ [эл. ресурс]: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/guebipk/inter/show_113866//Дата
обращения 12.11.2012
18
только на уровне одной страны, но и на международном уровне. Легализация
(отмывание) доходов, полученных преступным путем, имеет высокую
степень общественной опасности, которая заключается не столько в том, что
отмытые капиталы впоследствии используются преступными группами для
расширения своей преступной деятельности, сколько в том негативном
воздействии на макроэкономическую ситуацию в целом, которое оказывают
преступные капиталы при попадании в легальный оборот.
3.
Рекомендации по эффективной борьбе с отмыванием денег и
финансированием терроризма
В связи с появлением февральской редакции рекомендаций ФАТФ
Росфинмониторинг
подготовил
предложения
по
изменению
законодательства
в
сфере
ПОД/ФТ
в
рамках
деятельности
Межведомственной рабочей группы по выявлению и пересечению
незаконных финансовых операций. Руководствуясь содержанием 40
рекомендаций ФАТФ, «Национальный платёжный совет» предлагает решить
ряд проблем в организации и функционировании системы ПОД/ФТ.
По действующему законодательству клиент не обязан представлять
банку документы, необходимые для реализации процедур по ПОД/ФТ. На
сегодняшний день деятельность банков в этой области сводилась к
пассивному выявлению подозрительных операций, однако учитывая
наработанный опыт в борьбе с отмыванием преступных доходов, банки
готовы выступать уже в качестве активных участников процесса
противодействия легализации.
Для реализации этой задачи необходимо, на наш взгляд, перейти от
модели обязательного контроля к модели риск - ориентированного контроля
исключительно за подозрительными операциями.
19
Согласно
предложениям
Росфинмониторинга,
кредитные
организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг
наделяются правом в одностороннем порядке отказываться от заключения
договоров банковского счёта с клиентами, потенциально участвующими в
противоправной деятельности.
Мы согласны с мнением А. Емелина по предложению новой редакции
п. 5.2. ст. 7115-ФЗ, поскольку ввиду неопределённости некоторых норм
внесённые изменения могут привести к многочисленным спорам при их
изменении. Из-за отсутствия
чётких критериев, которые позволяют
определить наличие (отсутствие) экономической цели, целесообразно
исключить из законопроекта положения относительно таких случаев. А
также изменить систему административной ответственности, разделяя
составы правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 «Неисполнение
требований законодательства ПОД/ФТ» КоАП, на нарушения, связанные с
отмыванием. Для поставленной цели следует ограничить ст.15.27 КоАП
составом правонарушений, который предусматривает ответственность за
деяния, повлекшие легализацию доходов. Также необходимо сократить
перечень правонарушений, субъектами которых признаются должностные
лица, исключив из числа субъектов административной ответственности по
составам, предусмотренным частью 1-3 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку
действующая редакция не способствует достижению целей ПОД/ФТ. В целях
устранения проблемы предлагается также исключить кредитные организации
из числа субъектов правонарушений.
Повышению
качества
информации,
предоставляемой
в
Росфинмониторинг, поможет закрепление за банками обязанности
направлять в уполномоченный орган сведения о движении средств по
сделкам лизинга и иным сделкам с движимым имуществом, а не о фактах
заключения таких сделок.
20
Международным
сообществом
осознается
необходимость
противодействия легализации преступных доходов как одному из основных
факторов,
способствующих
торговле
наркотиками, организованной
преступности, коррупции. С этой целью разработан ряд международно-
правовых актов, устанавливающих обязательства стран-участников по
криминализации "отмывания", созданию национальных систем выявления,
расследования,
предупреждения
легализации
преступных
доходов,
организации международного сотрудничества в данной сфере. Впервые
обязательство
криминализации
"отмывания"
доходов,
полученных
преступных путем, для стран-участников закрепила Конвенция ООН о
борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ
15
.
Успешные результаты противодействия легализации (отмывании)
доходов, полученных преступным путём может осуществляться только в
случае, если оно будет одновременно разворачиваться на двух уровнях -
национальном и международном. В отдельном государстве, без
международного обмена информационными потоками, взаимодействия и
участия в процессе борьбы с преступниками кредитных организаций
успешная борьба с легализацией не возможна. Следовательно, России
необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области.
Слияние
транснациональной
организованной
преступности
в
террористической деятельности, активизировавшиеся под воздействием
сложных процессов глобализации, требует от международного сообщества
объединения усилий для эффективного противостояния связанным с этим
вызовам и угрозам. Наряду с уголовной ответственностью, необходимым
условием является наличие комплекса мер противодействия не финансового
характера, а именно прочих видов юридической ответственности за
15
Конвенция ООН 1988г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ" (Венская Конвенция)
21
отмывание «грязных» денег или имущества, и их активное применение.
Ключевым вопросом для Российской Федерации является вопрос более
широкого
применения
других
видов
ответственности,
включая
административную и финансовую как дополнение уголовной.
По нашему мнению, необходимо наличие системы, которая
предусматривала бы возможность применения мер финансового характера
(штрафов, арестов, конфискации имущества и денежных средств), а также
привлечение отличного от уголовного вида ответственности, например:
1. Пожизненное лишение права занимать определённую должность и
заниматься определённым видом деятельности, как на территории РФ,
так и за рубежом;
2. Принудительное установление работы в течение нескольких лет (в
зависимости от тяжести преступления от 2 до 20 лет)
по
прожиточному минимуму и подписки о невыезде;
3. Установление в обязательном порядке показывать ежеквартальные
отчёты о доходах и покупках;
4. Расширение использования электронных браслетов;
5. Установление в банковских и иных организациях звуковых
видеонаблюдений;
6. Ужесточение проверок транспортных перевозок на границе и др.
Борьба с отмыванием денег и финансирование терроризма
представляет собой технологии отмывания денег
и финансирования
терроризма, целью которых, по нашему мнению, является содействие
правительствам и другим ключевым фигурам данной сферы в понимании
природы существующих и потенциальных угроз и в реализации
эффективных стратегий по решению этих проблем. Необходима эффективная
реализация стратегий расследования и пресечения отмывания денег и
финансирования терроризма, единый подход к разработке организациями,
22
совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом,
включая профессиональных участников рынка, а также определение и
внедрение эффективных превентивных мер. Противодействие легализации
преступных доходов должно включать в себя комплекс правовых и
организационных мер. Одним из основных средств противодействия
легализации преступных доходов является принятие в соответствии с
международными
стандартами
нормативных
правовых
актов,
обеспечивающих справедливое и эффективное регулирование финансового
сектора экономики, защиту добросовестных предпринимателей от
проникновения криминальных капиталов и влияния
недобросовестных
чиновников. Российскому законодателю следует прислушаться к мнению
ученых, практиков и внести ряд изменений в существующую уголовно-
правовую норму. Лишь хорошо подготовленные профессионалы смогут
противостоять действиям организованных преступлений. Уже сегодня
мировой опыт подсказывает о необходимости расширения видов
предпринимательской
деятельности
на
которые
распространяются
процедуры контроля за легализацией преступных доходов. Под контроль
должны попасть аудиторские компании, адвокатские сообщества,
консультанты по ведению бизнеса, юридические компании, занимающиеся
регистрацией организаций, как в России, так и за ее пределами.
Участия только правоохранительных органов в борьбе с
легализацией не достаточно. Необходима их связь с ассоциациями агентов по
недвижимости, участниками рынка ценных бумаг, драгметаллов и золота,
кредитными организациями. Последние в ходе своей деятельности должны
принимать во внимание то, что наиболее распространенным предметом
отмывания в России являются безналичные деньги, учитывать особенности
действий преступников, в т.ч. схемы совершения преступления, которые
весьма разнообразны и не всегда сводятся только к совершению сделок и
23
финансовых
операций.
Заключение
1.
Отмывание денег — легализация денежных средств, полученных
незаконным путём, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики
в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться
этими средствами открыто и публично.
2.
Успешное противодействие легализации может осуществляться только в
случае, если оно будет одновременно разворачиваться на двух уровнях -
национальном и международном. В отдельном государстве, без
международного обмена информационными потоками, взаимодействия и
участия в процессе борьбы с преступниками кредитных организаций
успешная борьба с легализацией не возможна. Следовательно, России
необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области.
3.
Проблемы в реализации политики противодействия отмывания денег и
финансирования терроризма в России:
• чрезмерные требования к секретности в отношении финансовых институтов;
• отсутствие эффективной системы информации о подозрительных сделках;
• неадекватные правила лицензирования и создания финансовых институтов;
• неадекватные требования коммерческого закона по регистрации бизнеса и
юридических лиц и др.
24
4.
В России к органам, осуществляющим полномочия в сфере противодействия
отмывания денег и финансирования терроризма, относятся: Счётная Палата
РФ, Министерство внутренних дел РФ, Росфинмониторинг.
5.
В работе проведён анализ зарубежного опыта организации преступных
экономических схем (на примере Австралии, Канады и США), который
позволил выявить, что:
• организованная преступность становится более многообразной, изощренной
и выходит на межнациональный уровень;
• организованная преступность создает миллиарды долларов незаконного
дохода, и аналогичную сумму прямых и косвенных убытков для государства,
частного сектора и общества и др.
6.
Для создания в России эффективной системы борьбы с отмыванием денег,
базирующейся на международном опыте, необходимо предпринять
следующий комплекс мер:
• осуществление учета и хранения подлинников и/или копий документов на
бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения
внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и
относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов
системы документооборота;
• фиксирование информаций об операции таким образом, чтобы в случае
необходимости было возможно воспроизвести все детали операции с учетом
специфики деятельности организации;
• формирование и развитие нормативно-правовой базы в этой сфере с
использованием положений преимущественно гражданского, банковского и
валютного права;
• выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием терроризма;
25
• осуществление учета и хранения подлинников и/или копий документов на
бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения
внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и
относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов
системы документооборота;
• проведение на постоянной основе проверок деловых отношений клиента и
тщательного изучения его операций, осуществляемых в ходе таких
отношений с целью подтверждения сведений о клиенте, его контрагентах и
характере риска и др.
7.
Опыт зарубежных стран по противодействию легализации (отмыванию)
денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем,
достаточно успешен по сравнению с Россией. Необходим единый системный
подход
к
организации
международного
противодействия
этим
преступлениям. Особое внимание должно обращаться на обеспечение
принятия оперативных мер по запросам зарубежных стран о выявлении,
замораживании, аресте и конфискации отмываемого имущества, доходов от
отмывания денег использованных при совершении таких преступлений.
Наиболее эффективным воздействием на борьбу с отмыванием денег и
финансированием терроризма будет взаимное сотрудничество и помощь всех
стран.
Мы надеемся, что проведённый нами анализ конкретных примеров и
выявление проблем противодействия отмыванию денег и финансированию
терроризма, которые содержатся в научной работе, будут полезны не только
финансовым организациям, а также нефинансовым фирмам и специалистам
(бухгалтерам, юристам, риэлтерским конторам и т.д.), осуществляющим
реализацию превентивных мер, включая комплексную проверку клиентов и
составление отчетов о подозрительных сделках.
26
Библиографический список
1. Директива Совета Европы 1991г. №91/308/EEC "О предотвращении
использования финансовой системы в целях отмывания денег"
2. Европейская конвенция 1959г. "О взаимной правовой помощи по уголовным
делам"
3. Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008) // Собр.
законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
4. Конвенция ООН 1988г. "О борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ" (Венская Конвенция)
5. Конвенция Совета Европы 1990г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и
конфискации доходов от преступной деятельности" (Страсбургская
Конвенция)
6. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма"
7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии
терроризму"
8. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма".
9. Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 88-ФЗ "О внесении изменений в
27
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
10. Алексеева Д. Г., Деловая репутация банка в свете неисполнения
законодательства о противодействии легализации доходов, полученных
преступным путём, и финансированию терроризма // Банковское право. –
2011. - № 3. – С. 28-32.
11. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: дис. ...
д-ра юрид. наук. М., 2009.С.59.
12. Ананикян Д.С. Перспективы развития системы противодействия
легализации (отмыванию) денежных средств // Закон и право. – 2012. – « 11.
– С. 115-119.
13. Батяева А.Р., Матушкин А.В., Прошунин ММ. Финансовый мониторинг и
коррупция: правовые взаимосвязи // Вестник Российского университета
дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М.: Изд-во РУДН. 2009. № 3.
С. 19 - 27. (0,5 п/л)
14. Бекряшев А. К., Белозеров И. П., Бекряшева Н. С., Леонов И. В., Теневая
экономика и экономическая преступность [Электронный учебник],
Гл.4.4.,Омский государственный университет, 2008 г.
15. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" //"Деловой двор", 2011г.
16. Быченко Е.Г. Развитие форм и методов легализации доходов, полученных
преступным путём // Банковские услуги. – 2009. - №10.- С. 17-23.-
(Банковская деятельность: услуги ). – Библиогр.: с. 23 (6 назв.).
17. Вече М. – пер. с англ.// Международные стандарты по противодействию
отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения // Рекомендации ФАФТ.-
28
2012 г. – С. 176.
18. Воробьёва И.Г. Особенности развития российской системы противодействия
коррупции, легализации доходов, полученных преступным путём, и
финансированию терроризма»//Финансовые исследования. – 2010. - №1. – С.
69-75. – (Финансовое образование). – ISSN 1991-0525/ - Рез. Англ.: с.94-95. –
Библиогр.: с.75.
19. Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб, 2007г.- С. 48
20. Денисов И.К. Понятие легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества в отечественном уголовном праве // Адвокат. – 2001. - № 4.
– С. 22-24.
21. Дыбаль Е.П. Административно правовые аспекты нормативных правовых
актов в сфере противодействия легализации преступных доходов // Закон и
право. – 2010. №11. – С. 106-109.
22. Емелин А.В. Предложения по совершенствованию законодательства о
ПОД/ФТ в связи с принятием новой редакции 40 рекоммендаций ФАФТ //
Деньги и кредит. -2012. - №8. – С.21-27.
23. Емелин А.В. Проблемы совершенствования системы ПОД/ФТ // Банковское
обозрение. – 2012, - № 7. – С. 20-23.
24. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и
практические аспекты. – М.:Волтерс Клувер, 2011 г. – 339 с.
25. Иванов Э.А. Система международно - правового регулирования борьбы с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: дис. ...
д - ра юрид. наук. М., 2004. С.
26. Итоги работы Росфинмониторинга в 2010-2011 гг.
27. Информационное сообщение ФСФМ от 19.10.2010г.
28. Информационный бюллетень Symantec за апрель — июнь 2011 г. [эл.
ресурс]: http://www.symantec.com/business/threatreport/quarterly.jsp
29. Информационный отчет Microsoft по безопасности, 2010 [эл. ресурс]
29
http://www.microsoft.com/security/about/sir.aspx
30. Информационно-аналитическая
интернет-платформа.
По
данным
правоохранительного
органа
[эл.
ресурс]:
http://rusplt.ru/articles/policy/policy_42.html
31. Каратаев М.В. Современные тенденции легализации преступных доходов и
российская специфика // Банковское дело. – 2011. - № 4. – С. 79-85.
32. Колоколов Н.А. «Грязные деньги»: боремся с их отмыванием или…//
«Безопасность бизнеса». – 2009. – №2. – С. 19-24.
33. Кругликов Л.Л. Вопросы совершенствования норм об ответственности за
легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 174 (1) УК РФ) // Российский
следователь. – 2010. - №6. – С. 14-16.
34. Лучина Д.А. Некоторые направления по противодействию легализации
преступных доходов в банках // Финансы и кредит. – 2009. - № 16. – С. 50-52.
35. Меньшенин А. Е. Институциональные меры организации и развития
системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным, и финансирования терроризма // Финансовые исследования. –
2009. - №4. – С. 47-53.
36. Меньшенин А. Е. Формирование единой международной системы
противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма //
Финансовое образование в течении всей жизни – основа инновационного
развития России: материалы I Международной Интернет-конференции 29-31
октября 2009г. – Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), 2010. – 325 с.
37. Морозов Е.С. Совершенствование методики финансового мониторинга по
противодействию легализации незаконных доходов в условиях финансового
кризиса // Финансы и кредит. – 2010. - № 32. – С. 50-55.
38. Мурадян С.В. Правовые основы борьбы с финансированием терроризма в
РФ // Закон и право. – 2011. - №8.- С. 85-88.
39. Паненков А.А. Проблемы борьбы с содействием террористической
30
деятельности в России в 2011 году.
40. Прошунин ММ. Правовое регулирование финансового мониторинга
(российский и зарубежный опыт). -М.: Российская академия правосудия,
2010. 345 с. (21,5 п/л).
41. Ревенков И.В.Отмывание незаконных доходов: анализ проблемы и
некоторые рекомендации // Деньги и Кредит. – 2011. - № 4. – С. 30-35.
42.Харук А.Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём,
совершённых с использованием оффшорных зон // Российский следователь. –
2011. - № 2. – С. 28-31.
43. APG Yearly Typologies Report 2012.
44. Syal. R. Drug money saved banks in global crisis, claims UN advisor // The
Observer. 2011. 13 Dec. P.5.
45.www.sophos.com/security/topic/security-report-2010
46. www.mvd.ru
47. archive.fedsfm.ru
31
Приложение 1
Схема отмывания доходов от продажи наркотиков с использованием
системы электронных переводов для отправки средств главарю
преступной
группировки
16
Возможные предложения
Заказная линия
Главный подозреваемый
Незаконное
Некоторый MSB агент
Некоторый MSB агент по незаконному обороту
объединение
по местоположению
по местоположению
наркотиков
«главарей»
(США)
(известны в сотрудничестве)
Упорядоченные
Заказная линия
электронные переводы
денежных средств
общий
(ЭПДС)
адрес
Заказная линия
перечисления
кредитный союз
MSB агент в Канаде
Некоторый MSB агент
Некоторый MSB агент
Посланные ЭПДС
Заказная линия
по местоположению (Канада) по местоположению (Канада)
Незаконный посредник
низкого уровня
Несколько покупок путём
Заказная линия
денежных переводов
Несколько покупок
путём денежных
MSB агент Центральной
переводов
Америки
Другие возможные посредники
16
Составлено автором. Авторский перевод с англ. Источник данных: APG Yearly Typologies Report 2012//
Дата обращения 12.12.2012
Подозреваемый по
распространению
наркотиков и сети продаж
Подозреваемый
среднего звена
Подозреваемый дилер /
дистрибютер 1
Подозреваемый
дилер/дистрибютер 2
Подозреваемый
дилер/дистрибютер 3
32
владелец
Продаются и сдаются в
аренду дома и здания «главарями»
Индивидуальное
и «управляющими»
лицо
Индивидуальные бенефициары
Подали
сообщения
В Центральной Америке
о подозри-
(место перепродажи кокаина)
тельных
операциях в/из
сейфа в банк
Приложение 2
Структура 40 рекомендаций ФАТФ
17
(в редакции 2012 г.)
№ п/п
№ в ред. 2003
года
Название
1
2
3
А – Политика ПОД/ФТ и координация
1.
-
Оценка рисков и применение подхода,
основанного на оценке риска
2.
R.31
Национальное
сотрудничество
и
взаимодействие
B – Отмывание денег и конфискация
3.
R.1 и R.2
Преступление отмывания денег
4.
R.3
Конфискация и обеспечительные меры
С – Финансирование терроризма и финансирование распространения ОМУ
5.
SRII
Преступление финансирования терроризма
6.
SRIII
Целевые финансовые санкции, связанные с
терроризмом и финансированием терроризма
7.
Целевые финансовые санкции, связанные с
распространением ОМУ
8.
SRVIII
Некоммерческие организации
D – Превентивные меры
9.
R.4
Законы о защиты тайны финансовых
учреждений
Надлежащая проверка клиента и хранение данных
10.
R.5
Надлежащая проверка клиента
17
М. Вече – пер. с англ.// Международные стандарты по противодействию отмыванию денег,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения //
Рекомендации ФАФТ.-2012 г. – С. 176.
33
11.
R.10
Хранение данных
Дополнительные меры, для особых клиентов по видам деятельности
12.
R.6
Политические деятели
13.
R.7
Корреспондентские банки
14.
SRVI
Услуги перевода денег или ценностей
15.
R.8
Новые технологии
16.
SRVII
Электронные переводы средств
Доверие мерам третьих сторон, контроль и финансовые группы
17.
R.9
Доверие мерам третьих сторон
18.
R.15 и R.22
Внутренний
контроль
и
зарубежные
филиалы и дочерние компании
Продолжение приложения
1
2
3
19.
R.21
Страны с более высоким риском
Сообщения о подозрительных сделках
20.
R.13 и SRIV
Сообщения о подозрительных сделках
21.
R.14
Разглашение и конфиденциальность
Установленные нефинансовые предприятия и лица определенных
профессий (далее – УНФФП)
22.
R.12
УНФФП: Надлежащая работа с клиентом
23.
R.16
УНФФП: Иные меры
Е – Прозрачность и бенефициарная собственность
24.
R.33
Бенефициарные владельцы юридических лиц
25.
R.34
Бенефициарные владельцы юридических
образований
F – Полномочия и ответственность компетентных органов и иные
институциональные меры
Регулирование и надзор
26.
R.23
Регулирование
и
надзор
финансовых
учреждений
27.
R.29
Полномочия надзорных органов
28.
R.24
Регулирование и надзор УНФФП
Оперативная и правоохранительная деятельность
29.
R.26
Подразделение финансовой разведки
30.
R.27
Ответственность правоохранительных
и
следственных органов
31.
R.28
Полномочия
правоохранительных
и
следственных органов
32.
SRIX
Курьеры наличных средств
Общие требования
33.
R.32
Статистика
34
34.
R.25
Руководящие принципы и обратная связь
Санкции
35.
R.17
Санкции
G – Международное сотрудничество
36.
R.35 и SRI
Международные инструменты
37.
R.36 и SRV
Взаимная правовая помощь
38.
R.38
Взаимная правовая помощь: замораживание
и конфискация
39.
R.39
Экстрадиция
40.
R.40
Иные формы сотрудничества
Информация о работе Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма