Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Содержание работы

Введение 3
Инвестиции и инвестиционная деятельность 4
Экономическая сущность и виды инвестиций 4
Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка 15
Государство в инвестиционной сфере экономики 15
Необходимость государственного управления инвестициями 27
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений 29
Роль инвестиционных процессов и их поддержка 34
Функции государственного регулирования инвестиционных процессов 34
Государственная поддержка инвестиций 36
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

WRL1347_tmp.docx

— 87.04 Кб (Скачать файл)

Поскольку при определенном составе инвестиционного предложения  инвестиционный спрос ориентирован на более доходные активы, объем  и структура инвестиционного  предложения воздействуют на объем  и структуру инвестиционного спроса. Инвестиционное предложение является основным фактором, определяющим масштабы функционирования инвестиционного рынка, поскольку оно вызывает изменение спроса на инвестиционные товары. Механизм обратной связи не столь выражен; он проявляется лишь в условиях свободного конкурентного рынка. Сбалансированность инвестиционного спроса и предложения может быть достигнута лишь в общих масштабах инвестиционного рынка. Их выравнивание происходит в рыночной системе посредством установления равновесных цен. Действие механизма равновесных цен присуще только свободному конкурентному рынку.

Этот механизм предполагает изменение цен на инвестиционные товары и капитал на основе балансирования спроса и предложения до тех пор, пока не установится динамическое равновесие на инвестиционном рынке, т.е. не будут  достигнуты равновесные цены на инвестиционный капитал и инвестиционные товары и синхронизация решений об их купле и продаже.

 

  1. Государство в инвестиционной сфере экономики
    1. Необходимость государственного управления инвестициями

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно  взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без  инвестиций, обеспечивающих непрерывность  воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и  социальных программ и проектов, позволяющих  увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного  производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму  некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив  капитала исходя из государственных  интересов, то любое вмешательство  государства в инвестиционный процесс  было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его  благополучия, с интересами предпринимательской  деятельности, в том числе путем  регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие  государства на инвестиционный процесс  приобретает особое значение, т.к. оживление  инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса  и создания предпосылок для устойчивого  развития.

Вмешательство государства  должно отвечать интересам всех слоев  общества, для того чтобы достичь  наиболее эффективного общественного  производства. Общественное производство может считаться эффективным  только тогда, когда происходит гармоничное  развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно  наделено политической властью и  обладает способностью реализовать  свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие  законодательные акты по сути своей  направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем  тесно связано с социальными  проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые  специалисты, можно считать важнейшим  направлением социально-экономической  политики государства, позволяющим  добиться поставленных целей посредством  государственного управления финансовыми  средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую  роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической  техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно  создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных  предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств  для предприятий, продукция которых  имеет гарантированный сбыт, путем  содействия продвижению товаров  государственных предприятий на мировой и российский рынок.

 

    1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Основные принципы государственной  инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной программе  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций в экономику  России». Этот документ определял направление  деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса и  создание необходимых предпосылок  для активизации инвестиционных процессов. В нем была дана характеристика ситуации, сложившейся в тот период в инвестиционной сфере, рассматривались  предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию и основные направления  государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также выработка  организационно-правовых условий инвестирования.

Мероприятия программы были направлены на повышение объема капитальных  вложений в экономику России за счет всех источников финансирования, в  том числе путем увеличения доли государственных инвестиций. Основная часть государственных инвестиций должна была быть предоставлена частным  инвесторам на конкурсной основе. И  хотя многие положения программы  по причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы  мероприятий по правовому обеспечению  эффективного инвестиционного процесса, от основополагающих законодательных  актов до инструкций и методических рекомендаций, не утратили своей актуальности.

Также был опубликован  Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений». Рядом статей этого Закона определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектов федерации.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

  1. создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
  • совершенствования системы налогов;
  • применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвестора;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  1. прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами; формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством.

Значительное место в  системе мер государственного регулирования  инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных  вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством  РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых  нарушает права физических и юридических  лиц и интересы государства или  не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для  оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Строго регламентируя  порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при  осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения могут быть национализированы  только при условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они могут быть реквизированы по решению государственных органов в, случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

В настоящее время утвержден  статистический инструментарий по определению  эффективности инвестиций в основной капитал по проектам - победителям  конкурсов, имеющих государственную  поддержку Инструментарий состоит  из единовременной формы федерального статистического наблюдения № 1 «Сведения  о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов».

Целью обследования является получение информационной базы для  расчетов фактической эффективности  и окупаемости по введенным стройкам и объектам.

Система показателей включает следующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:

  • фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал;
  • фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;
  • фактический чистый доход;
  • количество созданных рабочих мест;
  • продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).

Наряду с Федеральным  законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  большое значение для привлечения  иностранных инвесторов имеет Федеральный  закон «О внесении в законодательные  акты Российской Федерации изменений  и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.). Правительством РФ также принят ряд постановлений, направленных на реформирование национальной экономики, выводу ее из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.

В системе мер, предусмотренных  Правительством РФ, значительное место  занимают мероприятия, направленные на восстановление и развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров  с правительствами развитых стран  и с крупнейшими прямыми инвесторами  о создании на многосторонней или  двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в  Россию. Весьма характерно и то, что  отечественные и иностранные  инвесторы будут иметь равные права и обязанности.

Не менее важной задачей  Правительство считает реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагается объединение  «проблемных» организаций в крупные  корпорации, в том числе с государственным  участием. Наиболее важные задачи таких  корпораций состоят в улучшении  менеджмента, упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании незагруженных  мощностей на выпуск высокотехнологичной  продукции и т.д. Кроме того, Государственная  комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России должна обеспечивать своевременное  рассмотрение апелляций и жалоб  отечественных и иностранных  инвесторов о нарушении их прав органами государственной власти и принятии неотложных мер.

Предусматривается конкретизировать систему страховых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку  российского экспорта и инвестиционных процессов.

Все перечисленные мероприятия, в случае их успешной реализации, должны обеспечить России приток инвестиций и как следствие динамичное развитие экономики.

 

  1. Инвестиционные процессы и их поддержка
    1. Функции государственного регулирования инвестиционных процессов

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство  выполняет ряд следующих  функций:

  • установочную (целеполагающую);
  • мобилизующую;
  • стимулирующую;
  • контролирующую.

Информация о работе Прямое участие государства в инвестиционной деятельности