Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:42, доклад
Проблема развития экспорта и повышения конкурентоспособности (КСП) обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, машиностроения, вызывает озабоченность руководства страны, деловых кругов, научной общественности. Эта проблема стала хронической для экономики России и её экспорта, сырьевая направленность которого непрерывно росла на протяжении десятилетий. Такая тенденция угрожает экономической и национальной безопасности. На пути решения этой проблемы неоднократно указывали многие ведущие российские экономисты, в т.ч. учёные РАН.
Пути и методы развития экспортного потенциала российской экономики: содействие экспорту обрабатывающих отраслей промышленности
(на примере отраслей машиностроительного комплекса)
(Аннотация)
Введение
Проблема развития экспорта и повышения конкурентоспособности (КСП) обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, машиностроения, вызывает озабоченность руководства страны, деловых кругов, научной общественности. Эта проблема стала хронической для экономики России и её экспорта, сырьевая направленность которого непрерывно росла на протяжении десятилетий. Такая тенденция угрожает экономической и национальной безопасности. На пути решения этой проблемы неоднократно указывали многие ведущие российские экономисты, в т.ч. учёные РАН. Однако их рекомендации, в частности, о направлении сверхприбыли, получаемой крупными компаниями- производителями сырья, на развитие машиностроения, оставались, практически, без внимания.
Мировой экономический кризис, в значительной степени затронувший Россию, заставляет по-новому оценить текущую ситуацию, осознать необходимость перехода на инновационную экономику, развитие отраслей машиностроения и экспорта наукоёмкой, высокотехнологичной продукции как жизненно важную необходимость.
В докладе представлены предварительные результаты исследований состояния и перспектив развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности ряда «ключевых» отраслей машиностроения. При этом использованы как результаты работ, проведённых в прошлые годы (конец 1980-х – начало 2000-х гг.) по аналогичной тематике, так и результаты эмпирических исследований, проведённых ВНИИВС при поддержке Союза машиностроителей России.
В части 1 доклада дан обзор и анализ основных отраслевых проблем производства, экспорта и импортозамещения в электронной промышленности, производстве нефтегазового оборудования, автомобилестроении.
В части
2 приведены результаты обработки
анкет опроса руководителей
Далее следуют общие выводы из проведённого исследования и наиболее значимые, по мнению исследователей, рекомендации по мерам господдержки предприятий с целью развития экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности российского машиностроения.
----------------------
1 Основные принципы,
положенные в основу
Приступая к исследованиям по данной теме, необходимо было придерживаться ряда основных принципов понимания проблемы, которые сформировались во ВНИИВС в ходе выполнения аналогичных работ и которые, в общем, соответствуют задачам, которые ставит перед дальнейшим развитием экономики руководство страны, а именно:
- развитие экспорта обрабатывающих отраслей промышленности, особенно высокотехнологичной продукции, его диверсификация, необходимы для обеспечения устойчивого развития национальной экономики в условиях глобализации, расширения её мирохозяйственных связей, встраивания в мировые производственные цепочки на новом технологическом уровне при постепенном снижении доли сырья в экспорте, для занятия Россией достойного для мировой державы места в мировой экономике и политике; в этом – актуальность темы;
- эффективное развития экспорта обрабатывающих отраслей невозможно без государственных мер по стимулированию развития экспортного потенциала, оказания финансовой, информационной, а также внешнеполитической поддержки при продвижении экспортной продукции; комплекс таких мер хорошо известен, однако их реализация должна постоянно находиться под контролем государства; в этом – специфика данной темы;
- главным критерием устойчивого развития экономики является её сбалансированность по экспорту, импорту и внутреннему производству и потреблению: если доля импорта какого либо стратегически или социально важного товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20-25%, то возникает угроза для национальной и экономической безопасности (например, продовольственной или оборонной); аналогично для перекоса в сторону чрезмерного развития экспорта; таким образом, случае глубокого мирового финансово-экономического кризиса, различного рода форс-мажорных обстоятельств, более устойчивой является сбалансированная экономика, в которой как экспорт, так и импорт стратегически важной продукции не превышают четверти от национального производства; поэтому в работе определённое место должны занимать проблемы импортозамещения как пути повышения конкурентоспособности российского машиностроения;
- в
исследованиях, относящихся к
экспорту и
Ниже приведены результаты предварительной обработки анкет предприятий – экспортёров машинотехнической продукции.
Проводимое в настоящее время анкетирование машиностроительных предприятий позволяет составить общее представление о ситуации с развитием экспорта и импортозамещения в российском машиностроении как в предкризисный период (2006-2008 гг.), так и в период начала мирового финансово-экономического кризиса (2009 г.). Оно даёт возможность оценить отношение директорского корпуса отрасли к существующей системе продвижения экспортной продукции и мерам государственной поддержки экспорта российской машинотехнической продукции, а также оценить общее состояние с импортозамещением. Ниже в таблице 1 приведены выборочные результаты анкетирования, оформленные в виде своеобразного «портрета» типичного машиностроительного предприятия. При этом в таблице 1 указано максимальное число ответов (в процентах от их общего числа) напротив соответствующего параметра (вопроса). В целом, результаты опроса подтверждают указанные в разделе 1 причины невысокого уровня развития экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий российского машиностроительного комплекса.
Таблица 1.
Общие характеристики производства экспортной
и импортозамещающей продукции типичного
машиностроительного предприятия
№ |
Наименование параметра |
Значение параметра |
Относительное число ответов предприятий от их общего числа (%) | ||||||||
1 |
Общие сведения | ||||||||||
Средний объём продаж (млн.руб./год)
Численность работников (тыс. человек)
Износ ОПФ (%)
Основная номенклатура экспортной продукции (код ТН ВЭД)
Доля экспорта в производимой продукции
Доля импортозамещающей |
250-2500
1 -5
50 – 75
84
10 – 50
10 - 50 |
51
35,3
54
34,9
45,9
38,6 | |||||||||
2 |
Продвижение экспортной продукции | ||||||||||
Особенность
Основная проблема
Отношение к развитию экспорта
Необходимость господдержки экспорта
Степень информированности о мерах господдержки
Участие в целевых программах развития экспорта
Оценка эффективности
Официальное обращение об оказании господдержки
Отношение к прохождению процедур таможенного оформления
Задержки с возвратом НДС
Пользование государственной финансовой поддержкой экспорта
Пользование льготными тарифными ставками
Участие региональной администрации
Дефицит информации
Содействие торгпредств
Установление деловых
Наличие критического импорта для производства экспортной продукции
|
Без торговых посредников
Недостаточность господдержки
Развивать при финансовой поддержке государства
Крайне необходима
В общих чертах
Нет
Эффективны, но крайне сложно получить
Не обращались
Чрезмерно бюрократизированы
Нет
Нет
Нет
Нет
По рыночной конъюнктуре
Нет
Непосредственное обращение
Нет |
60,7
30,4
70,4
91,7
55,1
90
45,5
58,3
62,5
72,3
78,4
93,9
64,6
27,8
60,4
33,6
67,3 | |||||||||
3 |
Импортозамещение | ||||||||||
Вытеснение производимой продукции импортной
Вытеснение импортной
Наличие критического импорта для производства импортозамещающей продукции
|
Да
Да
Нет |
67,4
66,7
66 | |||||||||
4 |
Оценка роли ряда факторов | ||||||||||
Время, необходимое для подготовки высококвалифицированных кадров для производства конкурентоспособной экспортной продукции
Основные причины временного отсутствия экспорта
Основные причины общего низкого
уровня конкурентоспособности |
5 -10 лет
Снижение спроса из-за кризиса
Устарелые технологии Старение кадров |
71,4
43,7
34,1 22,2
|
Полученные результаты (предварительные) позволяют сделать некоторые выводы.
Прежде всего следует отметить, что подавляющее число руководителей предприятий (91,7%) считают крайне необходимыми меры по господдержке экспорта. Однако значительное их число (38,6%) считают их малоэффективными, а 45,5% руководителей считают эти меры «эффективными, но их крайне трудно получить». В то же время обращает на себя внимание слабая информированность руководителей об этих мерах: 55,1% информированы «в общих чертах» (можно добавить ещё 20,4%, которым «такие меры не известны»). Финансовой господдержкой не пользуются 78,4% предприятий (из числа опрошенных).
Следует также отметить высокую зависимость экспорта и производства импортозамещающей продукции от импорта с целью обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. Критический импорт имеет место у 32-34% предприятий, выпускающих экспортную и импортозамещающую продукцию.
Серьёзную озабоченность вызывает проблема старения кадров, которая требует незамедлительного решения. Как считают 71,4% руководителей предприятий машиностроения, на подготовку высококвалифицированных кадров, способных разрабатывать и производить наукоёмкую, высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке, уходит до 10 лет. По сути, этот срок – реальное начало отсчёта для получения первых заметных результатов на пути к инновационной экономике. Старение кадров занимает второе место (22,2% от числа ответов) после устаревших технологий (34,1%) в «рейтинге» основных причин общей низкой конкурентоспособности российского машиностроения.
Интересный результат
3. Выводы (по работе в целом)
Наряду с выводами, носящими специфический отраслевой характер (см. подразделы 1.1 -1.3 аналитического доклада ), проведённые предварительные исследования позволяют сделать следующие общие для российского машиностроения выводы:
- отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;
- слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;
- неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т.д.);
- трудности с кредитованием
производства и экспорта, противоречивый
характер госполитики
- отсутствие достаточного опыта для успешной ВЭД у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.);
- слабое стимулирование
предприятиями научной
и инновационной деятельности, недостаточное
осознание роли патентования
и обеспечения защиты
- перспективными
для российского экспорта
товаров и услуг по-прежнему
остаются, в основном,
рынки развивающихся стран
- нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс).
4 Рекомендации
Рекомендации по развитию экспорта, импортозамещения и повышению конкурентоспособности конкретных отраслей машиностроения даны в части 1 настоящего доклада. Поэтому здесь приведём, на наш взгляд, наиболее существенные, общие для машиностроения рекомендации по господдержке:
- разработка федеральной целевой программы (на период 2010-2015 гг. и до 2020г.) развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учётом скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных мощностей и высоких технологий предприятий ОПК, с приданием ей приоритетного статуса, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при координирующей роли «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ;