Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 16:52, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…………………………………………………………….6
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ………………..16
Пути интеграции России в мировую экономику………………16
Виды угроз экономической безопасности России……………..23
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…..34
Заключение…………………………………………………………………42
Список литературы……………………
Особую сферу представляет деятельность крупных субъектов международного бизнеса в России, прежде всего – транснациональных корпораций (ТНК).
Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, т.к.:
ТНК стремятся подчинить своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.
ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях – обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране – они дешевле скупают убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.
Проникновение субъектов международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.
Ряд крупных ТНК уже действуют в реальном секторе российской экономики – «Дженерал моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Сименс», Эриксон» и др.
Особый вид угроз связан с деятельностью олигархов в России и возможной олигархической модернизацией России.
Следует учитывать, что олигархические группировки внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики.
В то же время роль олигархических групп, по мнению некоторых авторов, является антинациональной. Как субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных инвесторов. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно оффшорные компании. Семьи большинства олигархов постоянно живут за пределами России и большинство олигархов не связывает личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью, что порождает, в том числе, продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России.
Серьезную опасность представляет высокая степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то России – почти в 25%.
Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие:
Россия также все сильнее вовлекается в процесс транснационализации преступности. Одним из ярких примеров является скандал, связанный с отмыванием денег «русской мафии» и их перечислением через «Banc of New York» фирмам, контролируемым криминальными лидерами. Только с октября 1998 г. по март 1999 г. через этот банк прошло 4,2 млрд. долл.
Следовательно, в международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России.
Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.
С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.
В программном
документе Правительства РФ - концепции
среднесрочной программы на 1997-2000
гг. об угрозах безопасности
Для реального решения проблем , связанных с состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.
Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “нового курса”, основными направлениями которого были:
оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий;
• стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
• стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
• государственное регулирование уровня промышленного производства;
• принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
• введение отраслевых “кодексов честной конкуренции”, определявших единую политику цен, распределявших рынки сбыта, рекомендовавших уровень заработной платы.
Для координации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 года был образован федеральный Комитет по экономической безопасности (КЭБ), который возглавила министр труда Френсис Перкинс. В состав Комитета входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава федеральной службы по чрезвычайной помощи. КЭБ фактически возглавил всю работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных.
Затрудненность обеспечения роста экономики в нашей стране,на мой взгляд обусловлено такими основными причинами:
• диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна
• недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;
• инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами;
• падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей;
• неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор;
• перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимся резким ростом государственного долга и систематическим невыполнением правительственных бюджетных обязательств;
• обесценением сбережений населения в Сбербанке и “финансовых пирамидах”, подорвавшим общественное доверие к финансовым институтам.
В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы безопасности будут сведены к минимуму. Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства. Ведь без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности как подавление инфляции, снижение бюджетного дифицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить её, наконец! То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый “пакет” мероприятий .
Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.
Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство.
Во-первых, следует
снизить уровень налоговых
Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Исключение, по-моему, нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония и новые индустриальные страны для подъема своего производства проводили политику экспортного ориентирования промышленности с использованием мер протекционизма, имевшими цель защитить местных производителей и одновременно побудить их к совершенствованию производства и повышению производительности труда. Разумеется это невозможно без наличия новых технологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупку за рубежом запатентованной технологии и ноу-хау для своей промышленности.
У нас, в России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.
Информация о работе Пути обеспечения экономической безопасности России