Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.
1. Понятие легкой промышленности----------------------------------- 2-3
2. Состояние дел в легкой промышленности------------------------- 3-6
России
3. Причины неудовлетворительного состояния---------------------- 6-11
дел в отечественной легкой промышленности
3.1 Объективные причины------------------------------------------------ 6-8
3.2 Субъективные причины----------------------------------------------- 8-11
4. Пути развития легкой и текстильной промышленности--------- 11-12
в России и рекомендации
Список используемых источников и литературы---------------------13
3.2 Субъективные причины
Первая причина - высокая степень изношенности основного технологического оборудования. Отражается в показателе - доля затрат на амортизацию в себестоимости продукции, которая в 2004 году сократилась до 2%.
Согласно данным НИИ "Статистики", в текстильной промышленности РФ:
доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, составляет - 1,4%;
доля оборудования, эксплуатируемого 6-10 лет - 21,2%;
доля оборудования, эксплуатируемого 11-20 лет - 57,3%;
доля оборудования, эксплуатируемого больше 20 лет - 20,1%;
Если сохранится та же тенденция, то скоро будет не на чем работать и отставание по сравнению с другими странами будет все увеличиваться.
Вторая причина - нехватка кадров.
Крайне остро стоит вопрос с кадрами, которые, как известно "решают все". Численность работающих в текстильной промышленности РФ по отношению к 1992 году сократилась в 2,67 раза. В отрасли происходит катастрофическое старение работников, большинство рабочих основных профессий - предпенсионного и пенсионного возраста. Можно говорить о многих причинах существующей проблемы с кадрами, но основная - это материальная. Пока мы не будем платить, люди к нам не вернутся.
Практически никто не готовит рабочих основных и вспомогательных профессий, рухнула система подготовки кадров через ПТУ. Сохранившиеся училища в отдельных регионах страны лишь подтверждают данное утверждение.
Низок уровень
подготовки специалистов в вузах, да
и те выпускники, что есть из-за мизерной
зарплаты не идут на предприятия и
НИИ, а покидают отрасль. Никто не
считает сколько инженеров, технологов,
экономистов и так далее
Третья причина - научно-техническое отставание.
Причина все та же и лежит она в прошлом нашей страны, когда легкая промышленность была подотраслью группы "Б" и финансировалась по остаточному принципу, в том числе по остаточному принципу финансировались отраслевые НИИ.
Заработная плата работающих на предприятиях легкой промышленности и в НИИ была (и остается) значительно ниже, чем в промышленности группы "А". Это дало свои плачевные результаты.
Сегодня НИИ влачат жалкое существование и наукой занимаются катастрофически мало, в основном за счет энтузиазма сотрудников, а выживают за счет аренды площадей и мелкосерийного производства на опытно-экспериментальных участках.
До сих пор нет единого общеотраслевого информационно-аналитического центра легкой промышленности, никто не ведет развернутый статистический учет выпуска продукции и других экономических показателей работы предприятий. (Госкомстат осуществляет не полный и не совсем точный учет.)
Четвертая причина - засилье импорта.
Двери на наш рынок широко распахнуты для всех желающих, причем очень часто и в большинстве своем без уплаты таможенных пошлин и других обязательных платежей.
По оценкам Центрального банка РФ, объем "теневого" импорта в России составляет 12,5 млрд. долларов в год, это продукция из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции.
Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,58 раза превышает отечественное производство.
Например, шелковая подотрасль в 2003 году произвела
161 млн. кв. м тканей. А официальный импорт в РФ шелковых тканей почти в 2 раза больше.
При сворачивании производства страна теряет рабочие места, что осложняет социальную обстановку (особенно в небольших городах), бюджет недополучает огромные средства от налогов и пошлин. Эти потери оцениваются более чем в 5 млрд. долларов в год.
Пятая причина - слабая государственная поддержка.
Узбекистан тратит ежегодно 50 млн. долларов (1430 млн. рублей) на поддержку своей легкой промышленности. В Турции государство берет на себя оплату 25% потребляемой предприятиями электрической энергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, 100% отчислений в пенсионный фонд.
Программы государственной
поддержки есть практически во всех
странах, что позволяет им обеспечивать
более высокую долю продукции
легкой промышленности в ВВП страны.
Так доля отрасли в США, Италии,
Германии достигает 8-12%, Китая - 13%, в
Турции - 20%. У них реализуются
программы поддержки, законодательно
защищаются внутренний рынок и интересы
национального
В России в 2004 году субсидии получили 79 организаций легкой промышленности из 32 регионов страны. При объеме субсидирования 50 млн рублей экономический эффект в виде налоговых отчислений в консолидированный бюджет составил 313,3 млн рублей. Дополнительно выпущено продукции на сумму 2,57 млрд рублей и получена прибыль - 145 млн рублей. Каждый рубль, вложенный в отрасль в 2004 году в виде субсидий обеспечил дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды от 6 до 7 рублей, а по отдельным предприятиям - 20-30 рублей.
Шестая причина
- нехватка собственных
4. Пути развития легкой и текстильной промышленности в России и рекомендации
Для того чтобы представить себе возможные пути развития легкой и текстильной отрасли в России, необходимо, прежде всего, оценить с разных точек зрения сегодняшнее положение России в мировом разделении труда; наличие сырьевых ресурсов, стоимость рабочей силы, стоимость энергии и ресурсов и т.д.
На сегодняшний день, безусловно, лидером в легкой и текстильной промышленности является Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. Однако географическое положение России, а именно расположение между Европой, Индией и Китаем, дает ей ряд дополнительных преимуществ и возможностей для развития легкой и текстильной промышленности, точнее ее определенных направлений.
Для наглядности начнем с анализа рынка. В настоящее время для производства ткани в России и за рубежом используются разнообразные виды волокон, а именно:
1) натуральные волокна (хлопок, лен, шелк, шерсть, вискоза);
2) разные типы
синтетических волокон. Из
Однако, учитывая
специфику стран, производящих сырье
и массовую готовую продукцию, а
также Европы, можно с уверенностью
сказать, что при правильном экономическом
подходе в России сохранится производство
дорогих высокотехнологичных
Учитывая традиции
и высокую квалификацию специалистов,
а также стагнацию производства
в Европе при создании привлекательных
условий, многие европейские фирмы
с удовольствием разместят
Что касается рынка синтетики, в случае строительства на территории России завода по производству химических волокон и производства всех видов волокон для текстильной промышленности, в этом сегменте рынка Россия может составить очень серьезную конкуренцию всем остальным странам, т.к. базовым сырьем для волокон являются нефтепродукты.
В области производства
шерстяных и хлопковых тканей
стратегически интересными
1. По шерсти -
это тесное сотрудничество с
"Международным (Австралийским)
2. Что касается
хлопка, то перспективным может
рассматриваться создание
Сложившаяся
ситуация не дает возможности развиваться
такой важной отрасли легкой промышленности,
как швейная промышленность во всех ее
направлениях, включая обувную и кожевенную.
Именно попытка "прикрыть" текстильную
отрасль уже сегодня привела к тому, что
стоимость ряда тканей, выпускаемых за
рубежом, даже при уплате всех таможенных
пошлин, сравнялась со стоимостью тканей,
производимых в большей части предприятиями
на отечественном рынке, а по качеству,
как правило, значительно превосходит.
Список
используемых источников
и литературы
1. Свободная
энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Легкая_промышленность
2. Официальный
портал легкой промышленности: http://legport.ru/
3. Официальный
сервер российской легкой
4. Кащеев О.В.,
статья, журнал "Модное белье"
№22
5. "Пути развития
текстильной и легкой
6. "О путях
развития легкой
Информация о работе Пути развития легкой и текстильной промышленности в России и рекомендации