Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:26, реферат
Актуальность выбранной темы находит отражение в следующем. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Он является существенной составной частью экономических методов управления. Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
Введение
3
1
Понятие и структура себестоимости продукции
4
2
Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
5
3
Показатели затрат себестоимости продукции и методика их расчета
3.1
Анализ затрат на рубль товарной продукции
6
3.2
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
8
3.3
Анализ косвенных затрат
11
4
Пути снижения себестоимости продукции
14
Заключение
17
Список используемой литературы
19
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Понятие и структура себестоимости продукции |
4 |
2 |
Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции |
5 |
3 |
Показатели затрат себестоимости продукции и методика их расчета | |
3.1 |
Анализ затрат на рубль товарной продукции |
6 |
3.2 |
Анализ прямых материальных и трудовых затрат |
8 |
3.3 |
Анализ косвенных затрат |
11 |
4 |
Пути снижения себестоимости продукции |
14 |
Заключение |
17 | |
Список используемой литературы |
19 |
Введение
Актуальность выбранной темы находит отражение в следующем. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Он является существенной составной частью экономических методов управления. Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования. Одним из важнейших направлений технико-экономического анализа деятельности предприятия является анализ себестоимости продукции. Себестоимость продукции относится к числу основных качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости — единственная возможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
1.Понятие и структура
Под себестоимостью продукции понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В планировании, учете и анализе себестоимости отдельных видов продукции определяющими являются плановая, нормативная и фактическая себестоимость.
Плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов за отчетный период и представляет собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции (работ, услуг).
Нормативная себестоимость представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие по статьям и действующим текущим нормам, нормативам и сметам.
Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, планирования, прогнозирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Кроме того, в себестоимость продукции включаются:
1.потери от брака;
2.потери
от простоев по
3.недостачи
материальных ценностей в
4.затраты
на гарантийный ремонт и
5.затраты
по возмещению вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным
заболеванием или иным
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся.
2. Значение, задачи и источники
информации анализа
Себестоимость продукции является главным ценообразовательным фактором. Выживание хозяйствующего субъекта в конкурентной среде во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции.
Важная роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости принадлежит анализу, главная цель которого выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, уменьшение затрат на производство, реализацию, обеспечение роста прибыли. Анализ себестоимости является важнейшим элементом управления затратами. Для достижения результата нужна организация анализа на всех этапах жизненного цикла изделия. Это достигается путем проведения предварительного, последующего и перспективного анализа.
Предварительный анализ осуществляется до массового производства изделия (стадия НИОКР).
Последующий анализ проводится после выпуска изделия, главная задача – выявление направлений рационального использования ресурсов.
Перспективный анализ прежде всего осуществляется по себестоимости отдельных видов изделий, что позволяет определить перспективу рынка.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
1.объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
2.исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
3.обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
4.содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
5.выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).
3.Показатели затрат
3.1Анализ затрат на рубль товарной продукции
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок и по данным о выпуске товарной продукции:
Товарная продукция:
а) по плану:
;
б) фактически при плановой структуре и плановых ценах:
;
в) фактически по ценам плана:
;
г) фактически:
;
Если затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить в виде
,
то анализ проводится методом цепных подстановок и его алгоритм аналогичен алгоритму проведения факторного анализа материалоёмкости.
Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.
3.2 Анализ прямых материальных и трудовых затрат
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырьё и материалы.
Расчёт влияния факторов производится способом цепных подстановок. Для этого необходимо произвести пересчёт затрат на производство продукции:
а) по плану:
;
б) по плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции:
;
в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции:
;
г) фактически по плановым ценам:
;
д) фактически:
Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
где УРi – удельный расход i-го материала; ЦМi – средняя ценаi-го материала.
Расход материалов на единицу продукции зависит от качества сырья и материалов, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Прирост суммы материальных затрат на производство i-го вида продукции за счёт изменения удельного расхода материалов рассчитывают по формуле:
.
Уровень средней цены материалов зависит от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортно-заготовительных расходов, качества сырья и т.д. Чтобы узнать, как за счёт каждого из факторов изменилась общая сумма материальных затрат, воспользуемся формулой
,
где - изменение средней цены i-го вида или группы материалов за счёт фактора.В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потреблённых материалов на единицу продукции, но и их стоимость:
,
где - изменение нормы расхода в связи с заменой материала;
- расход материала после замены;
- цена заменяемого материала;
- изменение цены в связи с заменой материала.
Расчёты проводятся по каждому виду продукции на основе плановых и отчётных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.
В ходе дальнейшего анализа переходят к изучению затрат по статье “Заработная плата”, т.е. прямых трудовых затрат.
Для расчёта влияния этих факторов необходимо иметь следующие исходные данные.
Сумма прямой зарплаты на производство продукции, млн. руб.:
по плану:
;
по плану, пересчитанному на фактический выпуск продукции при плановой её структуре:
;
по плановому уровню затрат на фактический выпуск продукции: