Пути укрепления макроэкономического равновесия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:19, доклад

Описание работы

Любая экономическая система будет успешно функционировать и развиваться, если спрос на производимые в стране товары и услуги будет равен их предложению, т. е. если будет достигнуто равновесие.
Совокупный спрос включает в себя: потребительские расходы (спрос населения на товары и услуги); инвестиционные расходы (спрос предприятий на средства производства); государственные расходы (закупки государством товаров и услуг); расходы на чистый экспорт.

Файлы: 1 файл

Макроэкономическое равновесие.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

Макроэкономическое  равновесие

Любая экономическая система будет успешно функционировать и развиваться, если спрос на производимые в стране товары и услуги будет равен их предложению, т. е. если будет достигнуто равновесие.

Совокупный спрос включает в себя: потребительские расходы (спрос населения на товары и услуги); инвестиционные расходы (спрос предприятий  на средства производства); государственные  расходы (закупки государством товаров  и услуг); расходы на чистый экспорт.

На совокупный спрос действуют  те же законы, что и на индивидуальный спрос. На него влияют реальный объем  производства и уровень цен (см. рис. 14).

Рис. 14. Зависимость  совокупного спроса от уровня цен  и реального объема производства 

Кривая совокупного спроса AD имеет такую же форму, что и  кривая индивидуального спроса.

Совокупный спрос – это зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. Закон спроса в приложении к совокупному спросу означает, что зависимость между реальным объемом производства, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен является обратной. На совокупный спрос влияют различные неценовые факторы:

  1. изменения потребительских расходов, которые в свою очередь зависят от изменения доходов потребителя, его ожиданий, изменения налоговых ставок, задолженности потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя может заставить его сократить текущее потребление;
  2. изменения инвестиционных расходов, которые зависят от внедрения новых технологий, от величины налогов с предприятий, ожидаемых прибылей от инвестиций, процентных ставок, количества избыточных мощностей. Например, внедрение новых технологий может привести к увеличению инвестиционных расходов;
  3. изменения государственных расходов, увеличение которых приводит к возрастанию совокупного спроса;
  4. изменения расходов на чистый экспорт.

Совокупное предложение – это определенное количество товаров и услуг, предъявляемое к продаже государственным и частным секторами. Любая экономическая система стремится к достижению максимального объема выпуска. Это зависит от таких факторов, как количество и качество используемого труда, капитальные блага, ресурсы; технология, издержки.

Совокупное предложение  зависит от объемов производства и уровня цен, которые не только должны покрыть издержки, но и обеспечить прибыль при увеличении национального  объема производства. Снижение цен  на товары приводит к сокращению объемов  производства, а зависимость между  уровнем цен и объемом национального  производства носит прямой характер. Эта зависимость графически показана на рисунке 15 в виде кривой совокупного  предложения, которая состоит из трех участков:

Рис. 15. Кривая совокупного  предложения 

KL – при некотором уровне  цен объем производства может  быть увеличен при неизменных  ценах (например, есть незанятые  ресурсы); этот участок принято  называть кейнсианским, он характеризует  экономику, находящуюся в состоянии  депрессии;

MN – достигнут потенциально  возможный уровень производства, т. е. при полном использовании  всех ресурсов; этот участок называют  классическим;

КM – в некоторых отраслях достигнута полная занятость, а в других есть возможности для расширения; этот участок принято называть восходящим.

Кроме того, на совокупное предложение  оказывает влияние и целый  ряд неценовых факторов:

  1. производительность труда, при росте которой отмечается рост совокупного предложения;
  2. цены на ресурсы, рост которых приводит к увеличению издержек производства, а, следовательно, к сокращению совокупного предложения;
  3. правовые нормы, изменение которых приводит к изменению издержек производства:

а) изменение налогов (повышение  налогового бремени приведет к сокращению совокупного предложения) и субсидий (увеличение размеров субсидий расширит совокупное предложение);  
б) государственное регулирование.

Макроэкономическое  равновесие – состояние национальной экономики, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Состояние макроэкономического равновесия является практически недостижимым и его теоретическая модель изображена на рисунке 16, где AD – кривая совокупного спроса, AS – кривая совокупного предложения. Пересечение указанных кривых и дает точку макроэкономического равновесия (теоретическую), которая означает, что при данном уровне цен весь объем произведенного национального продукта будет распродан.

Рис. 16. Состояние  макроэкономического равновесия 

Признаки макроэкономического  равновесия:

  1. соответствие общих целей и реальных экономических возможностей;
  2. полное использование всех ресурсов;
  3. приведение общей структуры производства в соответствие со структурой потребления;
  4. равновесие спроса и предложения на микроуровне;
  5. свободная конкуренция;
  6. непрерывное развитие экономики.

Потребление составляет жизненную  основу общества. На потребление расходуются  денежные средства и чем выше уровень  развития общества, тем выше уровень  потребления, и, следовательно, и уровень  жизни.

В экономике потребление  рассматривается в виде тех денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Чем  выше уровень доходов населения, тем выше спрос на товары и услуги. Однако структура расходов в семьях с различным доходом отличается друг от друга. Чем выше доход семьи, тем больше средств она расходует  на еду (за счет покупки качественных и дорогих продуктов) и тем  больше средств тратится на приобретение непродовольственных товаров длительного пользования и предметов роскоши. Поэтому национальная модель потребления не может быть представлена в виде совокупности потребления отдельных семей. Над задачами оценки и характеристики национального потребления работал немецкий статистик Э. Энгель, который разработал качественные модели потребления, которые принято называть законами Энгеля – особенности расходования бюджета в зависимости от изменения доходов. Для характеристики потребления Энгель ввел функцию, которая характеризует связь между располагаемым доходом и потреблением. Различают:

  1. функцию потребления в краткосрочном периоде, когда потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд, а сбережение осуществляется за счет уменьшения потребления в будущем;
  2. функцию потребления в долгосрочном периоде;
  3. подоходную функцию, которая учитывает разные доходы населения.

Сбережения и потребления  образуют располагаемый доход:

Сбережение + Потребление = Доход

Сбережение нацелено на сокращение текущего потребления и увеличение потребления в будущем. Сбережение может осуществляться в виде:

  1. накопления наличных денежных средств (в национальной или иностранной валюте);
  2. вкладов в банк;
  3. приобретения облигаций, акций и других ценных бумаг.

Для оценки уровня потребления  и сбережения в экономической  теории применяют следующие показатели:

  1. средняя склонность к потреблению АРС – это доля общего дохода, которая идет на потребление:

APC = Потребление / Доход;

  1. средняя склонность к сбережению АРS – это доля общего дохода, которая идет на сбережение:

APS = Сбережение / Доход.

Кроме дохода, на потребление  и сбережения влияют:

  1. богатство (недвижимое имущество и финансовые средства семей); по мере увеличения богатства повышается потребление и снижается сбережение;
  2. уровень цен по-разному влияет на семьи с различными доходами;
  3. ожидания повышения цен приводят к ситуации, когда увеличивается потребление и уменьшается сбережение;
  4. потребительская задолженность (если задолженность высока, то текущее потребление снижается);
  5. налогообложение (рост налогов приводит к сокращению и потребления, и сбережения);
  6. отчисления на социальное страхование (рост отчислений может вызвать сокращение сбережений);
  7. ажиотажный спрос (приводит к резкому увеличению потребления);
  8. рост предложения товаров (приводит к сокращению сбережений).

Ситуация, когда совокупный спрос уравновешивается совокупным предложением, т. е. достигается статическое  макроэкономическое равновесие, не может  быть практически достигнута. Рыночному  равновесию присуща динамическая модель. Рассмотрим основные положения моделей, описывающих макроэкономическое равновесие.

Модели макроэкономического  равновесия

Модель Вальраса и Маршалла

Осуществляется анализ дефицита, и производители ограничивают производство. Возникает избыточный спрос (дефицит). Потребители начинают конкурировать за товары, отсюда следует увеличение цены. Высокая цена стимулирует производство, что приводит к исчезновению дефицита

Классическая модель

  1. в рыночной экономике существуют механизмы, приводящие ее в равновесие;
  2. маловероятна ситуация, когда совокупных расходов оказывается недостаточно для повышения реального объема производства;
  3. если расходов все же недостаточно, то это приводит к уменьшению цен и заработной платы;
  4. цены, заработная плата и проценты - гибкие и быстро изменяются, нет необходимости вмешательства в экономику государства.

Модель Кейнса

  1. цены, заработная плата и проценты не являются гибкими и меняются медленно;
  2. они движутся к точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения медленно;
  3. не существует механизма, гарантирующего полную занятость;
  4. государство может регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос (отсутствие спроса - главня причина кризисов) через политику "экспансии":

а) рост государственных  расходов;  
б) стиммулирование капитальных вложений;  
в) использование инфляции;  
г) активная кредитно-денежная политика;  
д) использование мультипликатора инвестиций;  
е) занятояти;  
ж) налогов.

Модель Фридмана - монетаризм

  1. проводится политика "сдерживания", суть которой состоит в ограничении роста доходов населения (то есть уменьшается совокупный спрос); она должна проводится до снижения инфляции до требуемого уровня, и, следовательно, снижения издержек производства;
  2. наступает черед политики "либерализма" - предоставляется большая свобода рыночным факторам, то есть производства восстанавливает прежний уровень, снижается производства.


Информация о работе Пути укрепления макроэкономического равновесия на современном этапе