Рабочее время, его затраты и учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аспектов рабочего времени и статистический учет рабочего времени в транспортной отрасли.
Задачи заключаются в следующем:
-выявить понятие рабочего времени
-раскрыть режимы рабочего времени
-рассмотреть затраты и учет рабочего времени

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…...3
ГЛАВА 1.Общие классификации рабочего времени………………………………...5
1.1.Понятие рабочего времени ……………………..…………………………………5
1.2. Нормы рабочего времени…………………………………….................................6
1.3.Виды рабочего времени……………………………………………………………7
Вывод…………………………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2.Режимы рабочего времени ………...............................................................13
2.1.Ненормируемый рабочий день ……………………………………........................13
2.2.Гибкое рабочее время …………………………………….......................................16
2.3. Сменная работа……………………………….........................................................17
Вывод…………………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3.Затраты и учет рабочего времени ……………………................................21
3.1.Статистический учет рабочего времени на примере транспортной отрасли………………………………………………………………………………….21
3.2. Понятие и классификация затрат рабочего времени……………………………24
Вывод…………………………………………………………………………………...26
Практическая часть………………………………………………………………….…27
Задача 1………………………………………………………………………………....27
Задача 2…………………………………………………………………………………29
Задача 3…………………………………………………………………………………30
Задача 4…………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….......34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………........35

Файлы: 1 файл

Курсовая.Экономика труда.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

В частности, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте  
    15—16 лет — 5 часов,
  • в возрасте 16–18 лет — 7 часов; 
  • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте 14—16 лет — 2,5 часа;
  • в возрасте 16—18 лет — 3,5 часа; 
  • для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением. 
  • лля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 
    при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;  
    при 30-часовой рабочей неделе — 6 часов.

Продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться  в особом порядке для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов (ст. 94 ТК РФ). Перечень таких работников утверждается Правительством РФ, а особенности режима рабочего времени определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

Вывод

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные  работники могут по распоряжению работодателя при необходимости  эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени |ст. 101ТК РФ.

Режим гибкого рабочего времени  — это форма организации рабочего времени, при которой для отдельных  работников или коллективов организации  допускается (в установленных пределах) саморегулирование начала, окончания  и общей продолжительности рабочего дня. При использовании режима в  обязательном порядке требуется  полная отработка установленного законом  суммарного количества рабочих часов  в течение учетного периода (рабочего дня, недели, месяца ). 

Сменная работа — особый режим  организации рабочего времени, который  вводится при длительном производственном процессе, превышающем допустимую продолжительность  ежедневной работы, а также в целях  более эффективного использования  оборудования, увеличения объема выпускаемой  продукции или оказываемых услуг, например на промышленных предприятиях, в организациях жилищно-коммунального  хозяйства, торговых организациях, предприятиях общественного питания. Введение сменной  работы  диктуется производственными  условиями.

 

 

 

ГЛАВА 3. Затраты и учет рабочего времени

3.1. Статистический учет рабочего времени на примере транспортной отрасли

Учет  рабочего времени необходим для  определения продолжительности  рабочего времени для установления вознаграждения и контроля за соблюдением правил распорядка рабочего дня.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 3 ст. 91 ТК). Учету подлежит все время работы: дневные, вечерние, ночные часы работы, часы работы в выходные, праздничные дни, сверхурочные часы работы. Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. Учет рабочего времени может быть ежедневным, еженедельным и суммированным [9].

При равной продолжительности ежедневной работы осуществляется ежедневный (поденный) учет. В этом случае учетный период равен одному рабочему дню, и его  продолжительность, установленная  в соответствующем порядке, полностью  отрабатывается в тот же рабочий  день.

Если продолжительность ежедневной работы определяется графиком в пределах установленной нормальной продолжительности  рабочего времени, то применяется еженедельный учет рабочего времени с соблюдением 40-часовой рабочей недели. В этом случае учетный период равен неделе.

Учет рабочего времени  на примере транспортной отрасли

1. В течение рабочего времени  водитель должен выполнять свои  трудовые обязанности в соответствии  с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком  или графиком работы.

2. Нормальная продолжительность  рабочего времени водителей не  может превышать 40 часов в неделю.

3. В тех случаях, когда по  условиям производства (работы) не  может быть соблюдена установленная  ежедневная или еженедельная  продолжительность рабочего времени,  водителям может устанавливаться  суммированный учет рабочего  времени (как правило, за месяц).

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается  работодателем по согласованию с  соответствующим выборным профсоюзным  органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в  трудовом договоре или приложении к  нему.

4. При суммированном учете рабочего  времени продолжительность ежедневной  работы (смены) водителям может  устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении  междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать  до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность  ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

5. Водителям может устанавливаться  ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем  по согласованию с соответствующим  выборным профсоюзным органом или  иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому  в трудовом договоре или приложении к нему.

Количество и продолжительность  рабочих смен по графикам сменности  при ненормированном рабочем  дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются  на общих основаниях.

6. В состав рабочего времени  водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в  пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время  для выполнения работ перед выездом  на линию и после возвращения  с линии в организацию, а при  междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или  в пути (в месте стоянки) перед  началом и после окончания  смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом  на линию и после возвращения  с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при  отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем  месте водителя, когда он не управляет  автомобилем при направлении  в рейс двух водителей.

к) время в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

7. Ежедневная продолжительность  управления автомобилем  в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным  с соответствующим выборным профсоюзным  органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем  может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность  управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

8. После первых 3 часов непрерывного  управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается  остановка для кратковременного  отдыха водителя продолжительностью  не менее 15 минут, в дальнейшем  остановка такой продолжительности  предусматривается не более чем  через каждые 2 часа. При остановке  на перерыв для отдыха и  питания указанное дополнительное  время для кратковременного отдыха  водителю автомобиля не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность  указывается в задании по времени  на движение и стоянку автомобиля.

9. Состав и продолжительность  подготовительно-заключительных работ,  включаемых в подготовительно-заключительное  время, и время проведения медицинского  осмотра водителя устанавливаются  работодателем по согласованию  с соответствующим выборным профсоюзным  органом или иным уполномоченным  работниками представительным органом,  а при их отсутствии - по согласованию  с работником, закрепляемому в  трудовом договоре или приложении  к нему.

10. Время присутствия на рабочем  месте водителя, когда он не  управляет автомобилем при направлении  в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему [10].

3.2. Понятие и классификация затрат рабочего времени. 

Затраты рабочего времени-количество времени, в течение которого работник должен выполнять свои обязанности, мера продолжительности участия работника в трудовом процессе.

Так как затраты рабочего времени разнообразны, их классифицируют в целях изучения и анализа. Классификация является основой для изучения фактических затрат рабочего времени, сопоставления и анализа результатов наблюдения в целях выявления резервов роста производительности труда, определения необходимых затрат времени по элементам трудового процесса и установления норм.

Под рабочим временем понимается продолжительность рабочего дня, рабочей недели, установленная законодательством, а также время, которое трудящийся находится на предприятии в связи с выполняемой им работой.

Время работы подразделяется на два вида затрат: время выполнения производственного задания и затраты времени на выполнение не свойственных данному работнику операций, которые могут быть устранены [11].

Время выполнения производственного задания включает в себя подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время – это время, которое затрачивается на подготовку себя и своего рабочего места к выполнению производственного задания, а также на все действия по его завершению.

Оперативное время– это время, в течение которого рабочий выполняет задание (изменяет свойства предмета труда). Оно делится на основное (технологическое) и вспомогательное.

Основное ,или технологическое, время – это время, затраченное непосредственно на изменение предмета труда.

В течение вспомогательного времени выполняются действия, необходимые для осуществления основной работы.

Затраты времени, связанные с уходом за рабочим местом и поддержанием оборудования, инструментов и приспособлений в рабочем состоянии в течение смены относят ко времени обслуживания рабочего места.

Вывод

Учет  рабочего времени необходим для  определения продолжительности  рабочего времени для установления вознаграждения и контроля за соблюдением правил распорядка рабочего дня.

Учет рабочего времени может  быть ежедневным, еженедельным и суммированным.

Затраты рабочего времени-количество времени, в течение которого работник должен выполнять свои обязанности, мера продолжительности участия работника в трудовом процессе.

Время выполнения производственного задания включает в себя подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места.

Информация о работе Рабочее время, его затраты и учет