Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Кредит - это заем в денежной или товарной форме на условиях возвращения, которое предоставляется банком или юридическим (или физической) лицом - кредитором другому лицу - заемщику. Заемщики за пользование кредитом платят процент. Трактовка кредита с точки зрения субъектов кредитования подана в банковской энциклопедии так: кредит - это экономические отношения, которые возникают между кредитором и заемщиком по поводу получения последним займы в денежной или товарной форме на условиях возвращения в определенный срок и, как правило, с уплатой процентов1 [13, c. 255].

Содержание работы

Глава 1. Общая характеристика кредитов и возникновения проблемных кредитов
1.1 Основные виды и формы кредитов
1.2 Причины возникновения проблемной задолженности
Глава 2. Кредитный портфель банка как важнейший элемент кредитных операций банка1
2.1 Анализ состава кредитного портфеля банка, оценка его качества
2.2 Анализ кредитного портфеля как средство предотвращения проблемных кредитов
Глава 3. Работа банка с проблемными кредитами и пути преодоления проблемной задолженности
3.1 Претензионно-исковая работа банка с проблемными кредитами
3.2 Методы реструктуризации проблемной задолженности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по проблемным задолженностям..rtf

— 184.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ ТЕОРИЯ

На тему: «Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность»

 

 

Содержание

 

Глава 1. Общая характеристика кредитов и возникновения проблемных кредитов

1.1 Основные виды и формы кредитов

1.2 Причины возникновения проблемной задолженности

Глава 2. Кредитный портфель банка как важнейший элемент кредитных операций банка1

2.1 Анализ состава кредитного портфеля банка, оценка его качества

2.2 Анализ кредитного портфеля как средство предотвращения проблемных кредитов

Глава 3. Работа банка с проблемными кредитами и пути преодоления проблемной задолженности

3.1 Претензионно-исковая работа банка с проблемными кредитами

3.2 Методы реструктуризации проблемной задолженности

Заключение

Список литературы

 

 

Глава 1. Общая характеристика кредитов и возникновения проблемных кредитов

 

1.1 Основные виды и формы кредитов

 

Кредит - это заем в денежной или товарной форме на условиях возвращения, которое предоставляется банком или юридическим (или физической) лицом - кредитором другому лицу - заемщику. Заемщики за пользование кредитом платят процент. Трактовка кредита с точки зрения субъектов кредитования подана в банковской энциклопедии так: кредит - это экономические отношения, которые возникают между кредитором и заемщиком по поводу получения последним займы в денежной или товарной форме на условиях возвращения в определенный срок и, как правило, с уплатой процентов1 [13, c. 255]. Операции из предоставления кредитов принадлежат к активным операциям банка.

Различают три основных формы кредита:

  • товарный кредит, когда покупатели получают товары или услуги с отсрочкой платежа;
  • денежный;
  • гарантийные кредиты.

Для того чтобы иметь полное представление о кредите и его видах, нужно классифицировать его за разными признаками. В таблице 1.1 приведенная классификация кредитов.

 

Таблица 1.1 Виды кредитов

Классификация

Вид кредита

За сферами направления

- направленный в сферу обращения;

- направленный в сферу производства.


 

1.2 Причины возникновения проблемной задолженности

 

Для обеспечения максимального уровня доходности кредитного портфеля банки должны осуществлять постоянный контроль за его состоянием и качеством. Основной целью такого контроля должна быть минимизация риска возникновения проблемной задолженности, обеспечения возвращения заемщиком полученного кредита и уплаты процентов, за пользование им.

Проблемные кредиты - это кредиты, за которыми своевременно не проведенные один или несколько платежей, значительно снизила рыночная стоимость обеспечения, возникли обстоятельства, за которых банк будет иметь сомнение относительно возвращения кредита2 [5, c. 192]

Трудности с погашением кредитов могут возникать по различным причинам, самыми распространенными из которых является:

  • ошибка банка при рассмотрении кредитной документации;
  • оценивание кредитоспособности заемщика и разработке кредитного соглашения, недостаточный дальнейший контроль;
  • неэффективная работа клиента, который получил кредит;
  • проблемы, которых не контролируют ни банки, ни заемщики [2, c. 358].

О возникновении трудностей относительно возвращения кредита могут свидетельствовать такие факторы:

- неуплата заемщиком процентов, невозвращение основной суммы долга, или ее части;

- неблагоприятное изменение в стоимости обеспечения кредита;

- ниже, чем предусматривалось, поступление на счет заемщика;

- финансовые показатели, которые отражают неблагоприятное положение для заемщика.

Среди общих признаков, которые могут свидетельствовать о возникновении проблемной задолженности, следует также выделить:

 

 

Глава 2. Кредитный портфель банка как важнейший элемент кредитных операций банка

 

2.1 Анализ состава кредитного портфеля банка, оценка его качества

 

Кредитный портфель является не просто пассивно сформированным набором кредитов, а результатом активных, целеустремленных действий банка.

Кредитный портфель - это экономически обоснованная и структурированная совокупность кредитных соглашений и кредитных обязательств, которая является результатом целеустремленных управленческих решений, принятых в соответствии с требованиями кредитной политики банка и органов банковского присмотра.

До задолженности за кредитными операциями, которые составляют кредитный портфель банка, принадлежат:

  • срочные вклады (депозиты), которые размещены в других банках;
  • кредиты, которые предоставлены другим банком; средства по требованию других банков (активные остатки);
  • требования, которые приобретены за операциями факторинга субъектами ведения хозяйства;
  • кредиты, что предоставленные за операциями репо субъектам ведения хозяйства; кредиты, которые предоставлены за учтенными векселями субъектам ведения хозяйства;
  • кредиты в текущую деятельность, которые предоставлены субъектам ведение хозяйства;
  • кредиты в инвестиционную деятельность, которые предоставлены субъектам ведение хозяйства;
  • ипотечные кредиты, что предоставлены субъектам ведения хозяйства;
  • кредиты, которые предоставлены органам государственной власти;
  • кредиты на текущие потребности, которые предоставлены физическим лицам; финансовый лизинг (аренда), который предоставлен физическим лицам;

 

2.2 Анализ кредитного портфеля как средство предотвращения проблемных кредитов

 

Анализ кредитного портфеля - еще один путь, с помощью которого можно обнаружить проблемные кредиты. Во время анализа нужно:

  • обнаружить часть, которую составляют проблемные кредиты в общем объеме кредитного портфеля;
  • определить количество просроченных, пролонгированных, сомнительных и безнадежных кредитов;
  • определить динамику просроченных кредитов; определить общую сумму проблемных кредитов и процентов за ними;
  • проанализировать структуру просроченной задолженности в размере клиентов банка;
  • проанализировать мероприятия по возвращению проблемной задолженности.

Банковские учреждения определяют наиболее приемлемую для себя структуру кредитного портфеля. Структура кредитного портфеля банка считается удовлетворительной, удельный вес проблемных кредитов которых составляет не больше, чем 30%. Однако банки могут устанавливать более жесткие критерии оценивания качества кредитного портфеля, в частности: устанавливать отдельные предельные значения объемов просроченных, сомнительных и пролонгированных кредитов и тому подобное [5, c. 245].

Наибольший вес в кредитном портфеле банка следует уделять просроченным кредитам. Объем и длительность просроченной задолженности анализируют в зависимости от времени ее возникновение и части каждой группы в общей сумме просроченных кредитов. При этом, просроченные кредиты целесообразно группировать за сроками просрочки:

  • от 1 до 30 дней;
  • от 31 до 90 дней;
  • от 91 до 180 дней;
  • свыше 181 дня.

 

 

Глава 3. Работа банка с проблемными кредитами и пути преодоления проблемной задолженности

 

3.1 Претензионно-исковая работа банка с проблемными кредитами

проблемный задолженность банк кредит

Если нет договоренности между заемщиком и банковским учреждением об отсрочке платежа за кредитом, то банк может стягивать кредитную задолженность из заемщика в претензионно-исковом порядке.

Претензия - письменное требование банка о выполнении заемщиком (поручителями, гарантами, страховщиками) в добровольном порядке обязательств перед банком, какая предъявляется к обязательствам лиц в соответствии с действующим законодательством.

Право на предъявление претензии к заемщику возникает в банке, когда его права и законные интересы нарушены, то есть имеют место факты невозвращения кредита или неуплаты процентов в сроки, установленные кредитным договором, невыполнение других отмеченных в договоре условий. В письме-претензии указывают такую информацию:

  • полное наименование и почтовые реквизиты банка и заемщика;
  • номер претензии, дата ее написания;
  • номер и дата заключенного кредитного договора;
  • сумму кредита;
  • проценты за пользование кредитом;
  • срок возвращения кредита;
  • расчет задолженности (сумма кредита, процентов, пени);
  • перечень документов, которые прибавлены к претензии [11, c. 172].

В претензии содержится также предупреждение заемщику, что в случае не получения ответа в течение 20 дней, банк передает кредитное дело в суд.

Со стороны заемщика возможны такие шаги в ответ на полученную претензию:

  • признать долг с предложениями заемщика относительно путей возвращения кредита;

 

3.2 Методы реструктуризации проблемной задолженности

 

В процессе работы с проблемными кредитами банк может применять такие основные методы управления задолженностью: реабилитацию или ликвидацию заемщика.

Метод реабилитации заключается в разработке общего с заемщиком плана мероприятий по возвращению кредита.

Метод ликвидации означает возвращение кредита путем проведения процедуры банкротства и продажи активов заемщика.

В случае, если заемщик и банк уверены, что финансовые трудности - это временное явление, банковские учреждения, могут предлагать клиентам реабилитацию кредитной задолженности. При этом, банковские учреждения могут договориться с проблемным клиентом и пересмотреть сроки или порядок погашения задолженности. В любом случае вопрос реабилитации проблемной задолженности для каждого заемщика решается индивидуально [2, c. 169].

Процесс реабилитации состоит из нескольких этапов:

- сбор и подготовка информации;

- встреча с заемщиком;

- разработка плана действий;

- реструктуризация долга;

- постоянный контроль за выполнением плана.

Сбор информации базируется на изучении налоговых деклараций, судебных исков, документации, относительно обеспечения кредита. Специалисты из разработки планов возвращения кредитов должны как можно быстрее встретиться с проблемным заемщиком и обсудить возможные варианты решения. В процессе собеседования следует определить, готовый заемщик ли к дальнейшему сотрудничеству с банком и принятию кардинальных, иногда болезненных, решений, а также существует ли потенциальная финансовая и материальная база для успешного их внедрение. Работники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства компании-должника, посетить предприятие и на месте оценить его имущество и деятельность.

адекватности капитала за счет уменьшения рискованности активов). Необходимым условием для проведения секьюритизации является стандартизация активов, которая дает возможность в дальнейшем распределить однородные активы на транше, в зависимости от надежности [3, c. 142].

Банковское учреждение во время возвращения проблемных кредитов должны использовать опыт сотрудничества с колекторскими учреждениями. В отечественной банковской практике есть два пути сотрудничества банков и колекторских компаний:

  • прямая продажа долга со скидкой;
  • передача информации о проблемных кредитах к колекторским компаниям.

На рис. 3.1 представлена технология работы колекторского агентства.

 


 

 

 

 

 

Рис. 3.1 Технология работы колекторского агентства

 

В первом варианте коллектор покупает право требования проблемных кредитов на всю сумму, которую заемщики задолжали в банке. Сумма скидки (дисконту) указывается в соглашении, которое заключается между двумя субъектами, и является доходом колекторской компании. Однако, банки чаще всего используют второй вариант, когда банковское учреждение передает информацию о своих должниках, а коллектор получает комиссионное вознаграждение от суммы долгов, возвращенной банковые.

Если ни одно из рассмотренных мероприятий не дает реальную возможность возвращение кредита, то банк может использовать процедуру ликвидации проблемной кредитной задолженности.

Ликвидация - это последнее мероприятие со стороны банка, которое означает скрытое определение того факта, что банк допустил ошибку, предоставив кредит, и вовремя не принял исправительные меры. В любом

 

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 24 , ст.382-390 «О переходе прав кредитора к другому лицу и переводе долга».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 43, ст. 824 «Договор финансирования под уступку денежного требования».

3. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

4. Александров А.Ю. Коллекторский бизнес в России // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке : Материалы 2-й междунар. науч. конф., 29-30 марта 2012 г.: сб. докл. : [ в 2 т.]. Т. 2. - СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 2012. - С. 66 - 70. - 0,3 п.л.

5. Александров А.Ю. Признаки «проблемного» кредита и факторы его появления // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России (выпуск 9) : сборник науч. трудов. - СПб. : изд-во Инфо-да, 2008. - С. 146 - 150. - 0,2 п.л.

6. Александров А.Ю. Применение кредитного скоринга в целях управления проблемными активами // Российское предпринимательство. - 2009. - № 10 (выпуск 2). - С. 96-100. - 0,4 п.л.

Информация о работе Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность