Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:53, реферат
Рабовладельческий способ производства достиг высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н.э., образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательной политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74-71 гг. до н.э. и другие).
Расцвет и кризис
экономической системы
Общая характеристика социально-политической системы Древнего Рима
Рабовладельческий способ производства
достиг высшей ступени своего развития
в римском обществе. Начиная с
III в. до н.э., образование крупных поместий
(латифундий), основанных на эксплуатации
рабского труда, потребовало массового
притока рабов, расширения государственной
территории и проведения завоевательной
политики. За исторически короткий срок
Рим превратился из государства-полиса
с республиканским правлением в крупнейшую
рабовладельческую империю. Одновременно
с утверждением и развитием рабовладельческого
строя в римском обществе вызревали противоречия,
обострявшиеся в периоды гражданских
войн и массовых выступлений рабов (восстание
под руководством Спартака 74-71 гг. до н.э.
и другие).
С конца II в. римское общество вступило
в состояние кризиса, вызванного противоречиями
между потребностями развивающегося производства
и невозможностью обеспечить постоянное
увеличение численности рабов. Некогда
могущественное римское государство распадалось
на Западную и Восточную империю, получившую
позднее название Византии. В V в. территория
Италии была завоевана германскими племенами,
и Западная Римская империя прекратила
своё существование. Древний Рим, долгое
время остававшийся на периферии Античного
мира, был вынужден подтягиваться до уровня
передовых полисов Греции, перенимать
её культуру.
Социально-политические учения в Древнем
Риме формировались на основе философских
направлений, которые были перенесены
из Греции. В своих наставлениях по философии
римские мыслители обычно воспроизводили
греческие учения, изменяя и приспосабливая
их применительно к римским условиям.
Можно выделить два круга идеологических
представлений, в которых наиболее ярко
проявилось своеобразие римской политико-правовой
мысли.
К первому из них относились изменения
в политической теории, обусловленные
развитием отношений частной собственности
и рабства. Возникновение крупной земельной
собственности и концентрация богатства,
сопровождавшаяся углублением социальных
конфликтов, поставили господствующие
классы перед необходимостью усилить
правовую защиту имущественных отношений.
Со временем она приобретала статус источника
права. В трудах римских юристов получили
детальное обоснование институты и нормы
действующего права, в том числе правовой
статус свободных и рабов, классификация
имущественных сделок, содержание права
собственности и порядок наследования.
Ко второму кругу следует отнести изменения
в политической теории, отражавшие перестройку
государственного механизма в эпоху империи,
когда республиканская форма правления
была заменена промонархическим режимом.
Значительное влияние на идеологию римского
общества оказала философия стоиков. Её
последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали
о «духовном равенстве» всех людей, включая
господ и рабов, их бессилии изменить судьбу,
о необходимости подчиниться мировому
закону. Мистические стороны и пессимизм
учения стоиков усиливались с нарастанием
кризиса рабовладельческого строя. Таким
образом, древнеримское общество постепенно
подошло к необходимости формирования
гражданского права и новых общественных
отношений
Рабство в экономике Древнего Рима
По преданию, Рим был основан в 754—753 гг. до н. э. в виде небольшого поселения, расположенного в средней части Апеннинского полуострова, на реке Тибр. Первоначально римское население жило в рамках первобытной общины. Члены ее занимались почти исключительно земледелием. Постепенно римская община стала разлагаться, и старый родовой строй в Риме оказался разрушенным. На его развалинах возникло рабовладельческое государству в виде Римской аристократической республики, которая в результате ряда войн подчинила себе соседние с ней области.
Роль рабства в хозяйстве Римской империи
Положение рабов в Риме было тяжелее, чем в Греции и на Древнем Востоке. Войны обеспечивали рабовладельцам легкость замены и сравнительную дешевизну рабской силы. В жестоком обращении с рабами рабовладельцы видели лучшее средство держать их в повиновении. Войны вызвали важные изменения в хозяйстве Рима. Превращение Рима в крупную рабовладельческую державу, подчинившую себе почти все Средиземноморье, сопровождалось обострением социальных противоречий. Для борьбы с восстававшими рабами, для подавления волнений в провинциях был необходим переход к военной диктатуре. По мере развития Римского государства усиливается концентрация сельскохозяйственного производства. Появляются виллы с многоотраслевым хозяйством при выделении рыночных культур и имевшие товарообмен с городскими ремесленниками.
Рабовладельческая вилла основывалась на эксплуатации труда не только рабов, но и рабочих со стороны. Они вербовались из крестьян, в первую очередь в тех районах, где разорение мелких производителей приняло довольно широкие размеры. По наблюдениям Варрона, на виллах иногда можно было встретить столько же свободных рабочих, сколько и рабов.
Преимущества
Основная масса рабов была занята в сельском хозяйстве, имевшем в римской экономике доминирующее значение (в отличие от хозяйства Древней Греции, в котором ведущее место занимали ремесло и торговля). На базе рабского труда в Риме возникло большое количество обширных рабовладельческих хозяйств — так называемых латифундий.
Таким образом, хотя в целом товарность древнеримского производства существенным образом и не изменилась, ее центр сместился с централизованного хозяйства виллы на арендуемые земли латифундии. Это имело важные последствия, ибо именно здесь были заложены все основные тенденции, проявившиеся в ходе дальнейшего развития форм организации римского сельскохозяйственного производства.
Кризис и гибель рабовладельческой формации
Ш—V вв. н.э. — период кризиса поздней Римской империи, в основе которого лежал кризис рабовладельческих производственных отношений.
Общими особенностями периода являются: сепаратизм провинций, нашествия варваров (готы, франки, аламаны и др.), восстания рабов, колонов, армейские перевороты, наличие большого числа деклассированных элементов в городах — люмпенов.
Распространение колоната — новой формы эксплуатации — свидетельствовало о кризисе рабовладельческой системы хозяйства. Начавшись в Италии, этот кризис постепенно охватил всю империю. В обширном рабовладельческом мире, созданном римскими завоеваниями, противоречия, присущие рабовладельческому способу производства, достигли наивысшей остроты. С ростом численности рабов отсутствие у них стимулов к труду стало тормозом развития производительных сил. Усиливалась борьба рабов с рабовладельцами, характеризовавшаяся повседневным сопротивлением (плохая работа, порча орудий). Рабский труд стал экономически невыгодным, но в разлагавшемся рабовладельческом обществе не было источников более производительного труда. Развитие рабства разоряло свободных крестьян и ремесленников и выталкивало их из сферы производства.
Внешним выражением кризиса рабовладельческой системы явился экономический упадок, начавшийся с Италии, бывшей центром империи. Италия утрачивает свое преимущественное положение, италийские вина, оливковое масло, ремесленные изделия не находят уже внешних рынков. Рим, став «мировым городом», превратился в центр паразитического потребления.
Вывод
Экономическая система античности строилась на применении труда рабов. Первоначально раб не считался вещью, он был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же вместе садился за стол. Глава семейства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай — никто не имел права обращаться с ним жестоко. (Историки называют такое рабство патриархальным.)
Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился вольноотпущенником и членом общины.
Иная система рабства
Информация о работе Расцвет и кризис экономической системы рабовладения. Древний Рим