Расходы на здравоохранение и источники их финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

1 РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

 

  1.1Расходы бюджетов на здравоохранение.  
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.  По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.  
  Согласно Закону Республики Беларусь о здравоохранении от10 июля 2012 г. № 426-3 здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока: лечебно-профилактические, государственной санитарно-эпидемиологической службы, аптечные. В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, названия которых отражают специфику выполняемых ими функции. [8] 
  Основываясь на анализе практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здравоохранения :  
Первая — это преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание, как, например, в Англии, в Дании, в Греции, в Ирландии. 
Вторая — финансирование основного объема медицинской помощи частными страховыми компаниями, как, например, в США.  
В большинстве же развитых стран, таких, как Франция, Германия, Италия и др., финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. 
В настоящее время страховые системы медико-социальной помощи продолжают развиваться. Страхование на случай болезни введено более чем в 25 странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония, некоторые страны Латинской Америки, Среднего Востока и Азии. Системы страхования на случай болезни разнообразны — государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран имеются смешанные системы страхования.  
  Системы медицинского страхования, как правило, управляются государством, но финансируются из трех источников:  
1) целевых взносов работодателей;  
2) субсидий государства;  
3) взносов самих работников.  
  В некоторых странах субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и взносы на медицинское страхование обеспечиваются за счет предпринимателей и работников.  
  Отдельные западноевропейские страны продолжают — и небезуспешно — развивать системы преимущественно правительственного финансирования здравоохранения. Это Скандинавские страны, Португалия, Ирландия, Великобритания. 
  Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное здравоохранение  и частное здравоохранение [8].  
Основой системы здравоохранения Республики Беларусь является государственное здравоохранение.  
  Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.  
  Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации, создаваемые физическими и негосударственными юридическими лицами. 
  Управление здравоохранением в Республике Беларусь осуществляется на принципах гласности, коллегиальности и участия общественности.  
  Государственное управление здравоохранением осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, имеющие ведомственную систему здравоохранения, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов [8].

  Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:  
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;  
- обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;  
- приоритетность мер профилактической направленности;  
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;  
- приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в послеродовой период, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;  
- обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;  
- формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;  
- ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;  
- ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.

  В целях защиты прав граждан при органах государственного управления здравоохранением могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики для участия в разработке норм медицинской этики и деонтологии и рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этих норм, а также для решения иных вопросов, касающихся охраны здоровья населения.[6, с.12-16]  
  1.2. Сущность и необходимость государственного регулирования здравоохранения.  
  Среди приоритетных направлений в области социальной защиты населения должен быть переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения в целом при сохранении государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.   
  В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уровней и видов различают:  
- общегосударственную социальную политику;  
- региональную и отраслевую;  
- политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания населения;  
- политику в области образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства. 

  Государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:  
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;  
- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;  
- профилактическую направленность здравоохранения;  
- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения; 
- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;  
- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;  
- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;  
- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;  
- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

  Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.  
Здравоохранение — система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.  
  Граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.

  Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

  Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

  Государственные организации здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.  
  Граждане Республики Беларусь, временно выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан Республики Беларусь при выезде за ее пределы определяются Советом Министров Республики Беларусь.  
  В сфере здравоохранения остаются нерешенными такие проблемы, как:  
- экстенсивность развития отрасли; 

- низкий уровень финансирования;

- значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в региональном аспекте, между городской и сельской местностью. Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким износом основных фондов. Из-за недостаточного финансирования уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции действующих фондов, применяются упрощенные медицинские технологии. Проблема лекарственного обеспечения формируется под влиянием неблагоприятных факторов, прежде всего связанных с низкой ценовой доступностью лекарственных средств для населения. 

  1.3 Государственное регулирование здравоохранения в социальной политике государства.  
  Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.  
  Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами: 

- полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

- потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

- изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

- неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера.  
  Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические  и политические процессы.  
  Целью развития здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности широким слоям населения медицинской помощи и улучшения качества оказываемых медицинских услуг, а также снижение за счет сокращения заболеваемости и смертности прямых и косвенных потерь общества.  
В связи с этим важнейшими задачами, требующих решения являются:

- обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению и контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией;

- формирование многоукладности, но с сохранением приоритетности государственной системы здравоохранения;

- повышение эффективности использования его финансовых, материальных и кадровых ресурсов;

- усиление профилактической и диагностической направленности работы.  
  Состояние здоровья населения является показателем социально-экономического развития общества, наличия в стране действенной системы социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами.  
  Республика Беларусь, испытав в период становления государственности значительный экономический спад, осуществила серьезное реформирование в социальной сфере, в том числе в системе здравоохранения. Внедрена новая медико-экономическая модель, предусматривающая функционирование отрасли по нормативу бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя в год, внедрены минимальные социальные стандарты, являющиеся государственной гарантией социальной защиты граждан и обеспечивающие получение необходимой медицинской помощи. Оптимизирована структура управления организациями здравоохранения. Разработаны и внедрены протоколы диагностики и лечения больных по 20 группам заболеваний. Оценка деятельности организаций здравоохранения приобрела комплексный характер, включая количественные и качественные показатели деятельности отрасли.  
  В связи с социальной направленностью политики государства забота о здоровье народа в любом государстве должна занимать одно из центральных мест в обществе. В связи с этим важно привлечь к охране здоровья самих граждан, нанимателей; усилить межсекторную координацию проводимых в сфере здравоохранения преобразований.  
  В системе государственного регулирования особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них — на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.  
  Развитие здравоохранения должно исходить из принципов ответственности государства, предпринимателей за состояние здоровья граждан, равных возможностей для деятельности всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом государство является гарантом удовлетворения общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов.   
  Развитие здравоохранения должно исходить из принципов ответственности государства, предпринимателей за состояние здоровья граждан, равных возможностей для деятельности всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом государство является гарантом удовлетворения общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов. Основными направлениями развития здравоохранения должны стать профилактика заболеваний и создание страховой медицины, а источниками финансирования - государственный бюджет и негосударственные инвестиции при постепенном увеличении последних.

Информация о работе Расходы на здравоохранение и источники их финансирования