Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:01, реферат
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.
1 РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ
1.1Расходы бюджетов на здравоохранение.
Расходы бюджета, являясь важной составной
частью государственных расходов в целом,
выражают экономические отношения, возникающие
в связи с использованием средств общегосударственного
денежного фонда. По своему материально-вещественному
воплощению бюджетные расходы представляют
собой денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Они находят свое отражение в функциональной
классификации бюджетных расходов.
Согласно
Закону Республики Беларусь о здравоохранении
от10 июля 2012 г. № 426-3 здравоохранение –
это отрасль деятельности государства,
целью которой являются организация и
обеспечение доступного медицинского
обслуживания населения. В соответствии
с номенклатурой все учреждения сгруппированы
в три крупных блока: лечебно-профилактические,
государственной санитарно-эпидемиологической
службы, аптечные. В свою очередь, в каждую
из перечисленных групп включаются учреждения
определенных типов и видов, названия
которых отражают специфику выполняемых
ими функции. [8]
Основываясь на анализе практики финансирования
и организации здравоохранения в зарубежных
странах, условно можно выделить три базовые
модели хозяйственного механизма здравоохранения
:
Первая — это преимущественно государственное
бесплатное медицинское обслуживание,
как, например, в Англии, в Дании, в Греции,
в Ирландии.
Вторая — финансирование
основного объема медицинской помощи
частными страховыми компаниями, как,
например, в США.
В большинстве же развитых стран, таких,
как Франция, Германия, Италия и др., финансирование
здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой
характер, при котором за счет государства
оплачиваются целевые программы, капитальные
вложения и некоторые другие расходы,
а финансирование основной медицинской
помощи осуществляется через систему
медицинского страхования.
В настоящее время страховые системы медико-социальной
помощи продолжают развиваться. Страхование
на случай болезни введено более чем в
25 странах. Это в основном индустриально
развитые страны Западной Европы, Северной
Америки, Австралия, Израиль, Новая Зеландия,
Япония, некоторые страны Латинской Америки,
Среднего Востока и Азии. Системы страхования
на случай болезни разнообразны — государственные,
частные, коммерческие. В большинстве
стран имеются смешанные системы страхования.
Системы медицинского страхования,
как правило, управляются государством,
но финансируются из трех источников:
1) целевых взносов работодателей;
2) субсидий государства;
3) взносов самих работников.
В некоторых странах субсидии государства
при оплате медицинской помощи отсутствуют,
и взносы на медицинское страхование обеспечиваются
за счет предпринимателей и работников.
Отдельные западноевропейские страны
продолжают — и небезуспешно — развивать
системы преимущественно правительственного
финансирования здравоохранения. Это
Скандинавские страны, Португалия, Ирландия,
Великобритания.
Систему здравоохранения
Республики Беларусь составляют государственное
здравоохранение и частное здравоохранение
[8].
Основой системы здравоохранения Республики
Беларусь является государственное здравоохранение.
Государственная система здравоохранения
включает Министерство здравоохранения
Республики Беларусь, управления (комитеты)
и отделы здравоохранения местных исполнительных
и распорядительных органов, отраслевые
органы управления министерств, а также
подведомственные им организации здравоохранения,
медицинские учреждения образования и
научно-исследовательские организации.
Частная система здравоохранения
включает организации здравоохранения,
медицинские учреждения образования и
научно-исследовательские организации,
создаваемые физическими и негосударственными
юридическими лицами.
Управление здравоохранением в Республике
Беларусь осуществляется на принципах
гласности, коллегиальности и участия
общественности.
Государственное управление здравоохранением
осуществляют Президент
Республики Беларусь, Совет
Министров Республики Беларусь, Министерство
здравоохранения Республики Беларусь, республиканские органы государственного
управления, имеющие ведомственную систему
здравоохранения, управления (комитеты)
и отделы здравоохранения местных исполнительных
и распорядительных органов [8].
Основными принципами государственной
политики Республики Беларусь в области
здравоохранения являются:
- создание условий для сохранения, укрепления
и восстановления здоровья населения;
- обеспечение доступности медицинского
обслуживания, в том числе лекарственного
обеспечения;
- приоритетность мер профилактической
направленности;
- приоритетность развития первичной медицинской
помощи;
- приоритетность медицинского обслуживания,
в том числе лекарственного обеспечения,
несовершеннолетних, женщин во время беременности,
родов и в послеродовой период, инвалидов
и ветеранов в соответствии с законодательством
Республики Беларусь;
- обеспечение санитарно-эпидемического
благополучия населения и его будущих
поколений;
- формирование ответственного отношения
населения к сохранению, укреплению и
восстановлению собственного здоровья
и здоровья окружающих;
- ответственность республиканских органов
государственного управления, иных государственных
организаций, подчиненных Правительству
Республики Беларусь, местных исполнительных
и распорядительных органов и других организаций
за состояние здоровья населения;
- ответственность нанимателей за состояние
здоровья работников.
В целях защиты прав граждан
при органах государственного управления
здравоохранением могут создаваться комитеты
(комиссии) по вопросам медицинской этики
для участия в разработке норм медицинской
этики и деонтологии и рассмотрения вопросов,
связанных с нарушением этих норм, а также
для решения иных вопросов, касающихся
охраны здоровья населения.[6, с.12-16]
1.2. Сущность и необходимость государственного
регулирования здравоохранения.
Среди приоритетных направлений в
области социальной защиты населения
должен быть переход от социальной поддержки
наиболее уязвимых слоев и групп населения
к повышению жизненного уровня всего населения
в целом при сохранении государственных
минимальных социальных стандартов, обеспечивающих
реализацию конституционных гарантий
в области оплаты труда, пенсионного обеспечения,
образования, здравоохранения, культуры,
социального и жилищно-коммунального
обслуживания.
В зависимости от направлений, субъектов
и объектов, уровней и видов различают:
- общегосударственную социальную политику;
- региональную и отраслевую;
- политику в области рынка труда и занятости
населения, доходов и заработной платы,
социальной защиты и социального обслуживания
населения;
- политику в области образования, культуры
и искусства, жилищную, пенсионную, семейную,
молодежную, женскую, политику в области
материнства и детства.
Государственная политика
в области охраны здоровья населения предусматривает:
- создание условий для сохранения и укрепления
здоровья населения;
- ответственность граждан за сохранение
и укрепление своего здоровья и здоровья
других людей;
- профилактическую направленность здравоохранения;
- доступность медицинской помощи и лекарственного
обеспечения населения;
- приоритетное медицинское обслуживание
и лекарственное обеспечение детей и матерей;
- координацию и контроль Министерством
здравоохранения Республики Беларусь
деятельности в области здравоохранения
других органов государственного управления,
ведающих вопросами здравоохранения,
и субъектов, осуществляющих деятельность
в области здравоохранения;
- экономическую заинтересованность юридических
и физических лиц в охране здоровья населения;
- ответственность государственных органов,
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
за состояние здоровья населения;
- участие общественности и граждан в охране
здоровья населения.
Развитие здравоохранения
ориентировано на обеспечение надлежащего
состояния окружающей среды, в которой
живет человек; создание благоприятных
условий труда, быта и отдыха для его активного
долголетия; своевременное оказание полноценной
медицинской помощи больным, предупреждение
возникновения и распространения болезней
среди населения.
Здравоохранение — система государственных,
общественных и медицинских мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья людей, профилактику и лечение
заболеваний.
Граждане Республики Беларусь независимо
от пола, расы, языка, национальности, должностного
и социального положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств
имеют право на охрану здоровья. Это право
обеспечивается охраной окружающей среды,
созданием благоприятных условий труда,
быта, отдыха, гигиеническим воспитанием
и обучением граждан, производством и
реализацией доброкачественных продуктов
питания, созданием условий для занятий
физической культурой и спортом, а также
предоставлением населению доступной
медицинской помощи, включая бесплатное
лечение в государственных организациях
здравоохранения.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
Государственные организации
здравоохранения могут оказывать платные
медицинские услуги в соответствии с перечнем
и порядком, определяемыми Советом Министров
Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь, временно
выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному
медицинскому страхованию. Порядок и условия
обязательного медицинского страхования
граждан Республики Беларусь при выезде
за ее пределы определяются Советом Министров
Республики Беларусь.
В сфере здравоохранения остаются
нерешенными такие проблемы, как:
- экстенсивность развития отрасли;
- низкий уровень финансирования;
- значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в региональном аспекте, между городской и сельской местностью. Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким износом основных фондов. Из-за недостаточного финансирования уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции действующих фондов, применяются упрощенные медицинские технологии. Проблема лекарственного обеспечения формируется под влиянием неблагоприятных факторов, прежде всего связанных с низкой ценовой доступностью лекарственных средств для населения.
1.3 Государственное регулирование
здравоохранения в социальной политике
государства.
Наличие системы социальной защиты
населения характерно практически для
всех стран. Необходимость в ней для конкретного
гражданина обусловлена наступлением
обстоятельств, при которых человек не
в состоянии своим трудом создать условия,
обеспечивающие ему основные жизненные
потребности.
Потребность граждан в государственной
социальной защите может быть обусловлена
следующими обстоятельствами:
- полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;
- потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;
- изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);
- неблагоприятными климатическими,
природными и стихийными явлениями катастрофического
и продолжительного характера.
Социальная защита населения является
одним из важнейших звеньев в системе
социального управления обществом. Вместе
с тем она оказывает влияние на общее самочувствие
общества и происходящие в нем экономические
и политические процессы.
Целью развития здравоохранения
является улучшение состояния здоровья
населения путем повышения доступности
широким слоям населения медицинской
помощи и улучшения качества оказываемых
медицинских услуг, а также снижение за
счет сокращения заболеваемости и смертности
прямых и косвенных потерь общества.
В связи с этим важнейшими задачами, требующих
решения являются:
- обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению и контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией;
- формирование многоукладности, но с сохранением приоритетности государственной системы здравоохранения;
- повышение эффективности использования его финансовых, материальных и кадровых ресурсов;
- усиление профилактической
и диагностической направленности работы.
Состояние здоровья населения является
показателем социально-экономического
развития общества, наличия в стране действенной
системы социальных гарантий, характеризующих
степень ответственности государства
перед своими гражданами.
Республика Беларусь, испытав в период
становления государственности значительный
экономический спад, осуществила серьезное
реформирование в социальной сфере, в
том числе в системе здравоохранения.
Внедрена новая медико-экономическая
модель, предусматривающая функционирование
отрасли по нормативу бюджетной обеспеченности
расходов на одного жителя в год, внедрены
минимальные социальные стандарты, являющиеся
государственной гарантией социальной
защиты граждан и обеспечивающие получение
необходимой медицинской помощи. Оптимизирована
структура управления организациями здравоохранения.
Разработаны и внедрены протоколы диагностики
и лечения больных по 20 группам заболеваний.
Оценка деятельности организаций здравоохранения
приобрела комплексный характер, включая
количественные и качественные показатели
деятельности отрасли.
В связи с социальной направленностью
политики государства забота о здоровье
народа в любом государстве должна занимать
одно из центральных мест в обществе. В
связи с этим важно привлечь к охране здоровья
самих граждан, нанимателей; усилить межсекторную
координацию проводимых в сфере здравоохранения
преобразований.
В системе государственного регулирования
особо следует выделить правовые методы,
совокупность которых лежит в основе правового
регулирования. Правовое регулирование
обеспечивает целенаправленное воздействие
на поведение, деятельность людей, а через
них — на общественные отношения. Основными
элементами правовых методов являются
юридические нормы, государственные предписания
и акты применения права, правоотношения,
акты реализации прав и обязанностей.
Развитие здравоохранения должно
исходить из принципов ответственности
государства, предпринимателей за состояние
здоровья граждан, равных возможностей
для деятельности всех учреждений здравоохранения
независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности. При этом государство
является гарантом удовлетворения общественно
необходимых потребностей граждан в медицинском
обслуживании вне зависимости от доходов.
Развитие здравоохранения должно
исходить из принципов ответственности
государства, предпринимателей за состояние
здоровья граждан, равных возможностей
для деятельности всех учреждений здравоохранения
независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности. При этом государство
является гарантом удовлетворения общественно
необходимых потребностей граждан в медицинском
обслуживании вне зависимости от доходов.
Основными направлениями развития здравоохранения
должны стать профилактика заболеваний
и создание страховой медицины, а источниками
финансирования - государственный бюджет
и негосударственные инвестиции при постепенном
увеличении последних.
Информация о работе Расходы на здравоохранение и источники их финансирования