Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:59, реферат
В общем, современная модель рыночной экономики предполагает определенное социальное выравнивание. Тут надо иметь в виду, что общественное сознание, во- первых, поднялось до понимания того, что рынок - это компромисс между его участниками. Последние самостоятельны, по собственной инициативе противостоят друг другу ( поскольку имеют противоположные интересы ), но и существенно зависят друг от друга : их интересы могут реализоваться только в результате “встречного” удовлетворения потребностей.
Во-вторых, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции, производители товаров и услуг заинтересованы в высоких доходах потребителей.
Введение 3
1. Распределение доходов. Неравномерность распределения доходов. 4
2. Кривая Лоренца. 7
3. Коэффициент Джини 10
4. Социальная политика государства. 11
Заключение. 15
Список использованной литературы. 17
Совокупность методов воздействия государства на распределение доходов принято называть перераспределительной политикой. Эти методы весьма многообразны и изменяются в широком диапазоне в зависимости от политических, культурных, исторических и прочих особенностей каждого конкретного государства. В данном разделе предлагается сравнительный анализ перераспределительной политики в России и в странах с развитой рыночной экономикой, в первую очередь в США и Германии. Выбор последних двух стран объясняется желанием обеспечить полноту сравнения, так как они представляют собой две хорошо идентифицируемые модели социальной политики - "американскую" и "европейскую".
Социальные трансферты - это определенные способы реализации перераспределительной политики. Внутренняя структура социальных трансфертов различается в зависимости от особенностей той или иной модели социальной политики и включает три укрупненных элемента:
1) социальное страхование,
2) общественная помощь,
3) детские пособия. Основное
различие между моделями
В системе общественной помощи в России проверка уровня доходов потенциальных реципиентов не осуществляется. Исключение составляет лишь введенная в 1997 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" программа жилищных компенсаций. Поэтому для нашей страны выделение детских пособий из блока общественной помощи может быть пересмотрено в случае введения для них проверки уровня доходов семей-реципиентов.
Уровень жизни – количество товаров и услуг, которое человек может себе позволить для удовлетворения своих материальных потребностей. С течением времени уровень жизни населения повышается. Его можно охарактеризовать различными количественными и качественными показателями: общим потреблением благ на душу населения, уровнем реальных доходов, структурой потребления, обеспеченностью жильем, медицинским обслуживанием, уровнем образования и др. ООН разработал специальную систему показателей, сведенных в двенадцать групп, по которым можно сравнивать уровень жизни в различных странах.
Государство своей налоговой
и социальной политикой может
смягчить последствия сильной
Рис.2. Зависимость кривой Лоренца от социальной и налоговой политики государства
Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидиях, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительные общества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и т.д., оказывает существенную помощь в уменьшении бедности.
С другой стороны, эта система вызвала в последние годы множество разнообразных критических замечаний.
1.Неэффективность управления.
Оппоненты утверждают, что вынужденное
увеличение числа
2. Несправедливость. Благотворительные
программы порождают
3. Стимулы к трудовой
деятельности. Главный контраргумент
состоит в том, что
Таким образом, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.
Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен в данный момент времени.
Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
1. Создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам, обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания, среднего и высшего образования);
2. Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и , более того, комфортное существование.
Рассматривая проблему неравенства
под различными углами зрения, можно
выделить несколько аргументов в
пользу его снижения и, следовательно,
перераспределения доходов в
обществе. Говоря о неравенстве с
позиций экономики
Поэтому любое снижение неравенства,
вызванное перераспределением дохода,
приводит к росту общественного
благосостояния. Такое перераспределение
дохода в полной мере отвечает реализации
принципа максимина, положенного в
основу функции общественного
Второй аргумент в пользу
перераспределения доходов в
обществе носит макроэкономический
характер - это существование определенной
взаимосвязи между уровнем
Однако слишком высокий
уровень неравенства приводит, напротив,
к снижению экономического роста
в стране (т. е. между неравенством
и темпами экономического роста
существует взаимосвязь в форме
выпуклой вверх параболы - с ростом
неравенства происходит увеличение
темпов экономического роста только
до определенного уровня, начиная
с которого при дальнейшем увеличении
неравенства темпы
Третья причина связана,
пожалуй, с наиболее ярким проявлением
неравенства - с проблемой бедности.
Бедность существует в любой стране,
независимо от достигнутого в ней
уровня жизни. К бедным относят людей,
которые не имеют возможности
жить в соответствии с минимально
необходимыми стандартами, принятыми
в данной стране. Вследствие этого
они лишены также возможности
в полной мере использовать все права
и привилегии, гарантированные гражданам
этой страны. Для бедных слоев населения
характерны низкие уровень и качество
жизни, высокая смертность (в том
числе детская); значительная часть
правонарушений также совершается
представителями бедного
Ввиду этих соображений, а
также в соответствии с принципами
социальной справедливости и общепринятыми
нормами в демократическом
Информация о работе Распределение доходов. Неравномерность распределения доходов