- как можно точнее определить
социально-значимый заказ, его количественную
и качественную характеристику;
- организовать управление
фирмой таким образом, чтобы достичь
поставленных целей.
Предприниматель всегда пытается
"спланировать" рынок, максимально
сократить неопределенность и риск. Он
призван "ощущать" границу, за пределами
которой происходит падение доходности
его фирмы. В своей управленческой деятельности
предприниматель сталкивается с ситуацией
падающей доходности.
Суть закона убывающей доходности
в том, что дополнительно применяемые
затраты одного фактора при неизменном
количестве других факторов производства
дают все меньший объем дополнительной
продукции и, следовательно, валового
дохода. Другой результат может быть получен
при одинаковом и единовременном увеличении
всех факторов, что может вести к увеличению
выпуска продукции и валового дохода предприятия.
Но и тут предпринимателя предостерегает
опасность; увеличение предложения товаров
ведет к уменьшению рыночной цены и к уменьшению
выручки от продажи единицы дополнительной
продукции. Это сигнал для предприятия
к прекращению роста масштабности производства.
Сущность социального неравенства
и его причины.
Разнообразие отношений ролей, позиций
приводят к различиям между людьми в каждом
конкретном обществе. Проблема сводится
к тому, чтобы каким - то образом упорядочить
эти отношения между категориями людей,
различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В
самом общем виде неравенство означает,
что люди живут в условиях, при которых
они имеют неравный доступ к ограниченным
ресурсам материального и духовного потребления.
Для описания системы неравенства между
группами людей в социологии широко применяют
понятие “социальной стратификации”.
При рассмотрении проблемы
социального неравенства вполне оправдано
исходить из теории социально - экономической
неоднородности труда. Выполняя качественно
неравные виды труда, в разной степени
удовлетворяя общественные потребности,
люди иногда оказываются заняты экономически
неоднородным трудом, ибо такие виды труда
имеют разную оценку их общественной полезности.
Именно социально - экономическая
неоднородность труда не только следст-вие
но и причина присвоения одними людьми
власти, собственности, престижа и отсутствия
всех этих знаков продвинутости в общественной
иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает
свои ценности и нормы и опираются на них
, если они размещаются по иерархическому
принципу, то они являются социальными
слоями.
В социальной стратификации
имеет тенденцию наследование позиций.
Действие принципа наследования позиций
приводит к тому, что далеко не все способные
и образованные индивиды имеют равные
шансы занять властные, обладающие высокими
принципами и хорошо оплачиваемые позиции.
Здесь действуют два механизма селекции:
неравный доступ к подлинно качественному
образованию; неодинаковые возможности
получения позиций в равной степени подготовленными
индивидами.
Социальная стратификация обладает
традиционным характером. Поскольку при
исторической подвижности формы ее сущность,
то есть неравенство положения разных
групп людей, сохраняется на протяжении
всей истории цивилизации. Даже в примитивных
обществах возраст и пол в сочетании с
физической силой был важным критерием
стратификации.
Учитывая неудовлетворенность
членов общества существующей системой
распределения власти , собственности
и условий индивидуального развития, все
же нужно иметь в виду универсальность
неравенства людей.
Стратификация, как и любая
другая наука имеет свои формы. До сих
пор мы говорили о неравенстве без учета
его формы, Между тем от формы зависит
и интенсивность стратификации. Теоретические
возможности здесь колеблются от такой
крайности, когда любому статусу приписывается
одинаковое количество и того и другого
и третьего. Крайних форм стратификации
не было ни в одном историческом объекте.
Сопоставим ситуацию, когда
в обществе многочисленны социальные
слои, социальная дистанция между которыми
невелика, уровень мобильности высок,
низшие слои составляют меньшинство членов
общества, быстрый технологический рост
постоянно повышает “ планку” содержательного
труда на нижних ярусах производственных
позиций, социальная защищенность слабых,
помимо прочего, гарантирует сильным и
продвинутым спокойствие и реализацию
потенций. Трудно отрицать, что такое общество,
такое межслоевое взаимодействие скорее
по своему идеальная модель, чем обыденная
реальность.
Большинство современных обществ
далеки от этой модели. Или присущи концентрация
власти и ресурсов у численно небольшой
элиты. Концентрация у элиты таких статусных
атрибутов как власть, собственность и
образование препятствует социальному
взаимодействию между элитой и другими
стратами, приводит к чрезмерной социальной
дистанции между нею и большинством, Это
означает, что средний класс немногочислен
и верх лишен связи с остальными группами.
Очевидно, что такой социальный порядок
способствует разрушительным конфликтам.
Бедность и неравенство
Неравенство и бедность - понятия,
тесно связанные с социальной стратификацией.
Неравенство характеризует неравномерное
распределение дефицитных ресурсов общества
- денег, власти, образования и престижа
- между различными стратами, или слоями
населения. Основным измерителем неравенства
выступает количество ликвидных ценностей.
Эту функцию обычно выполняют деньги (в
примитивных обществах неравенство выражалось
в количестве мелкого и крупного рогатого
скота, ракушек и т. д.).
Если неравенство представить
в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся
те, кто владеет наибольшим (богатые), а
на другом - наименьшим (бедные) количеством
благ. Таким образом, бедность - это экономическое
и социокультурное состояние людей, имеющих
минимальное количество ликвидных ценностей
и ограниченный доступ к социальным благам.
Если неравенство характеризует
общество в целом, то бедность касается
только части населения. В зависимости
от того, насколько высок уровень экономического
развития страны, бедность охватывает
значительную или незначительную часть
населения. Масштабом бедности социологи
называют долю населения страны (обычно
выраженную в процентах), проживающего
у официальной черты, или порога, бедности.
Для обозначения масштаба бедности применяются
также термины «уровень бедности», «границы
бедности» и «коэффициент бедности».
Порог бедности - это сумма денег
(обычно выражается, например, в долларах
или рублях), официально установленная
в качестве минимального дохода, благодаря
которому индивид или семья в состоянии
приобрести продукты питания, одежду и
жилье. Его также называют уровнем бедности,
или - прожиточным минимумом. Прожиточный
минимум это набор товаров и услуг (выраженный
в ценах реальных покупок), который позволяет
человеку удовлетворять минимально допустимые,
с научной точки зрения, потребности. У
бедных от 50 до 70% дохода тратится на питание,
в результате им не хватает денег на лекарства,
коммунальные услуги, ремонт квартиры,
приобретение хорошей мебели и одежды.
Они часто не в состоянии оплатить обучение
детей в платной школе или вузе.
Границы бедности меняются
в историческом времени. Раньше человечество
жило намного хуже и численность бедных
была выше.
Ниже бедных в социальной иерархии
стоят нищие и обездоленные. В России к
беднякам относили неимущих, малоимущих
и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое
хозяйство - это крестьянское хозяйство.
Нищетой называлась крайняя бедность.
Нищим считался человек, живущий подаянием,
собирающий милостыню. Но не всех живущих
в абсолютной бедности следует называть
нищими. Бедные живут либо на заработок,
либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают.
К нищим правильнее относить ту категорию
живущих в бедности, кто зарабатывает
на жизнь регулярным попрошайничеством.
Исторический взгляд на проблему социального
неравенства.
С давних времен
ученые задумывались над природой отношений между людьми,
над тяжелой участью большинства людей,
над проблемой угнетенных и угнетателей,
над справедливостью или несправедливостью неравенства.
В доиндустриальных
обществах неравенства и стратификация
представлялись в значительной мере чем-то
естественным. Такие представления были
связаны с космологическим либо теоцентрическим
мироощущением, а справедливость материального
и социального неравенства рассматривалась
как производная природного либо надприродного
порядка. Еще древнегреческий философ
Платон размышлял над расслоением людей
на богатых и бедных. Он говорил, что государство
представляет собой как бы два государства.
Одно составляют бедные, другое — богатые,
и все они живут вместе, строя друг другу
всяческие козни. Платон был «первым политическим
идеологом, мыслившим в терминах классов»,
считает К. Поппер [2, c.141].
В своем труде
«Республика» Платон утверждал, что правильное
государство можно научно обосновать,
а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.
Платон предполагал, что это новое, научно
спроектированное общество будет не только
осуществлять принципы справедливости,
но и обеспечивать социальную стабильность
и внутреннюю дисциплину. Именно таким
он представлял общество, руководимое
правителями (блюстителями).
Общество,
по мнению Платона, имеет классовый характер.
Все граждане входят в один из трех классов —
правителей, воинов и чиновников, работников
(земледельцев, ремесленников, врачей,
актеров). Правители подразделялись им
на правящие и не правящие группы. Всем
этим основным слоям (классам) приписывались
определенные функции. Мудрые правители
выступали как родителя по отношению к
остальным двум классам. Платон исключал
всякую возможность наследования классового
статуса и предполагал полное равенство
возможностей для всех детей, с тем, чтобы
каждой имел равные шансы проявить свои
природные способности, и был обучен для
выполнения своей собственной роли в жизни.
Если такая селекция и обучение могли
бы быть выполнены в совершенстве, то в
таком случае, было бы справедливо признание
абсолютной власти победителей. Чтобы
избежать влияния семьи, Платон предложил
упразднение семьи в классе правителей
и установил, что члены этой группы не
должны владеть какой-либо частной собственностью,
кроме минимально необходимой, с тем, чтобы
они не защищали свои собственные интересы.
Они должны сосредоточиться только на
общественном благополучии.
Так, в идее
справедливости выработанной греческой философией,
преобладает элемент неравенства. В диалогах
Платона справедливым признается «правило
о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего
другому, и в свою очередь не лишались
принадлежащего им самим». Справедливость
состоит, поэтому, в том, «чтобы каждый
человек имел и делал то, что ему принадлежит»;
несправедливо браться за занятие другого
человека.
Итак, Платон
спроектировал высокостратифицированное
общество, в котором характерными чертами правящего класса
являются равенство возможностей (шансов),
полное устранение частной собственности
и концентрация на общем благосостоянии.
Аристотель в «Политике» также рассмотрел
вопрос о социальном неравенстве. Он писал,
что ныне во всех государствах есть три
элемента: один класс — очень богат; другой —
очень беден; третий же — средний. Этот
третий — наилучший, поскольку его члены
по условиям жизни наиболее готовы следовать
рациональному принципу. Богачи же и бедняки
встречают трудности в следовании этому
принципу. Именно из бедняков и богачей
одни вырастают преступниками, а другие
мошенниками. Лучшее общество формируется
из среднего класса, и государство, где
этот класс многочисленнее и сильнее,
чем оба других, вместе взятых, управляется
лучше всего, ибо обеспечено общественное
равновесие.
Взгляды Аристотеля
на собственность развивались в прямом
споре с Платоном, которому он приписывал
защиту общественной собственности. Однако
Платой ничего подобного не писал — в его
«Республике» земледельцы и ремесленники
живут в системе частной собственности,
и только правящий класс лишен любых средств
производства, потребляя плоды земледелия
и ремесла, и ведет аскетическую, но благородную
жизнь. По мнению Платона, частная собственность
разрушила бы единство правящей элиты
и ее преданность государству, потому
он запрещает ее дня правителей. Аристотель
не считал, что частная собственность
вредит моральному совершенству, доказывая
это четырьмя соображениями:
«Когда у людей есть
личные интересы, они не ропщут один на
другого, а заняты каждый своим делом,
и прогресс ускоряется».
Обладание чем-то доставляет
удовольствие, «ибо все, или почти все,
любят деньги и другие подобные вещи».
Аристотель резко отдаляет такую любовь
к собственности от эгоизма и мелочности,
рассматривая ее с точки зрения самореализации
и самоуважения.
Щедрость. При общественной
собственности никто не может быть щедрым
и великодушным, так как ни у кого ничего
нет. В системе частной собственности
богатство и неравенство «дают возможность
проявлять щедрость и милосердие».
Видимо, идея частной
собственности глубоко укоренилась в
душе человека» если существует так долго —
«нельзя пренебрегать опытом веков». Что
до строя с общественной собственностью,
то «если б он был хорош, то за столько
лет примеры его были бы известны».
Аристотель
знает о бедах, сопутствующих системе частной
собственности, но считает, что они «вызваны
совсем другой причиной порочностью человеческой
натуры». Несовершенство общества исправляется
не уравнением состояний, а моральным
улучшением людей. Начинать реформу нужно
не столько с уравнения собственности,
сколько с того, чтобы приучить благородные
души обуздать желания и принудить к этому
неблагородные (то есть, мешая им, но, не
применяя грубую силу). Законодатель должен
стремиться не к равенству, а к выравниванию
собственности. Важно не у кого собственность,
а как ее используют.
Аристотель
хвалит общество, где средний класс сильнее всех.
Там же, где у одних много, у других — ничего,
можно прийти к двум крайностям — плутократическому
режиму («олигархии») в интересах только
богатых или к пролетарскому режиму («демократии») —
в интересах городской бедноты. Любая
крайность может увенчаться тиранией.
И поныне суть
всех обсуждений проблем неравенства и социальной
справедливости сводится к тем же вопросам,
которые ставили и обсуждали великие греки.
Решающее
значение для складывания современные
представления о сущности, формах и функциях
социального неравенства, наряду с К. Марксом,
имел М. Вебер — классик мировой социологической
теории. Идейная основа взглядов М. Вебера
состоит в том, что индивид является субъектом
действия, а типический индивид — субъектом
социального действия. Он стремился развить
альтернативный анализ исходя из множественности
источников социальной иерархии.
В противовес
К. Марксу, М. Вебер, кроме экономического
аспекта стратификации, учитывал также
такие аспекты как власть и престиж Вебер
рассматривал собственность, власть и
престиж как три отдельных, взаимодействующих
фактора, лежащих в основе иерархий в любом
обществе. Различия в собственности порождают
экономические классы; различия, имеющие
отношение к власти, порождают политические
партии, а престижные различия дают статусные
группировки, или страты. Отсюда он сформулировал
свое представление о «трех автономных
измерениях стратификации». Он подчеркивал,
что классы, статусные трупы и партии —
явления, относящиеся к сфере распределения
власти внутри сообщества. Можно следующим
образом реконструировать веберовскую
типологию классов при капитализме:
Рабочий класс, лишенный
собственности. Он предлагает на рынке
свои услуги и дифференцируется по уровню
квалификации.
Мелкая буржуазия —
класс мелких бизнесменов и торговцев.
Лишенные собственности
«белые воротнички», технические специалисты
и интеллигенция.
Администраторы и менеджеры.
Собственники, которые
также стремятся через образование к тем
преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
Класс собственников,
то есть те, кто получает ренту от владения
землей, шахтами и т.д.
«Коммерческий класс»,
то есть предприниматели.
М. Вебер утверждал,
что собственники — это позитивно привилегированный
класс. На другом полюсе — негативно привилегированный
класс, сюда он включал тех, кто не имеет
ни собственности, ни квалификации, которую
можно предложить на рынке. Это люмпен-пролетариат,
Между двумя полюсами находится целый
спектр так называемых «средних классов»,
которые состоят как из мелких собственников,
так и из людей, способных предложить на
рынке свои навыки и умения (чиновники,
ремесленники, крестьяне).
М. Вебер не
принимал распространенных в его время
идей о гармонии классовых отношений.
Для М. Вебера свобода контракта на рынке
означала свободу собственника эксплуатировать
рабочего. Однако в этом вопросе между
ним и Марксом были существенные различия.
Для М. Вебера конфликт классов по поводу
распределения ресурсов был естественной
чертой любого общества. Он даже не пытался
мечтать о мире гармонии и равенства. С
его точки зрения, собственность это лишь
одни из источников дифференциации людей,
и его ликвидация лишь приведет к возникновению
новых.
М. Вебер считал
необходимым признание того факта, что
«закон господства» является объективным
технологическим законом, и что общество
в силу этого оказывается для неимущего
рабочего класса, по собственным словам
М. Вебера, «домом рабства». Он подчеркивал,
что рационализация означает деление
общества на правящий класс собственников,
руководствующийся исключительно своей
выгодой, и лишенный собственности рабочий
класс, вынужденный смириться со своим
жребием под угрозой голода. Однако он
никогда не обсуждал вопроса о возможном
революционном выступлении масс. М. Вебер,
в отличие от К. Маркса, сомневался в вероятности
того, что рабочие смогут подняться до
настоящей классовой сознательности и
объединяться в общей классовой борьбе
против системы, эксплуатирующей их. Это
может произойти, по М. Веберу, только в
том случае, когда контраст жизненных
шансов перестанет восприниматься рабочими
как неизбежный, и когда они поймут, что
причиной этого контраста является несправедливое
распределение собственности и экономическая
структура в целом.
По его предположению,
мыслима лишь одна рациональная экономика,
которая является технократической системой,
действующей через механизм привилегий
собственности и классового господства.
Поэтому там не может существовать никакой
дихотомии интересов. В рациональном обществе
М. Вебера те, кто оказывается в неблагоприятном
положении, становятся скромными в силу
необходимости быть в согласии с разумом.
В этом смысле класс представляет собой
своего рода отражение в обществе количественной
рациональности рынка. Благодаря этому
становится явным, кто чего стоит, и кто
что делает в обществе. При этом то, что
люди получают, и то, что они делают, зависит
от их жизненных шансов. Эти шансы являются
вероятностными оценками продолжительности
и качества жизни. Социальный класс является
функцией общей оценки «жизненных шансов».
У одних эти шансы велики, они подкрепляются
высоким престижем в рациональной системе
капитализма, у других они низкие, оскорбляющие
человеческое достоинство.
Таким образом,
веберовская трактовка социального неравенства предполагает,
что в нем на одном и том же человеческом
материале, выступая в различных конфигурациях,
существуют и взаимодействуют три типа
стратификационных иерархий. Они в значительной
степени независимы друг от друга и с разных
сторон и на разных принципах упорядочивают
и стабилизируют поведение членов общества.
Такой подход, по мнению Вебера, позволяет
лучше понять закономерности развития
и строения общества, чем предположение
чистой связи между ними и разделение
их на «первичные» и «производные», особенно
когда речь идет о свободе и социальной
справедливости.