Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:22, лекция
1. Два подхода к определению объема производства с целью максимизации прибыли.
2. Равновесие фирмы в коротком периоде:
а) условия равновесия фирмы;
б) предельная, запредельная и допредельная фирмы ( график);
в) предложение фирмы в коротком периоде.
2. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде.
Тема: Равновесие фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции
1. Два подхода к
определению объема
2. Равновесие фирмы в коротком периоде:
а) условия равновесия фирмы;
б) предельная, запредельная и допредельная фирмы ( график);
в) предложение фирмы в коротком периоде.
2. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде.
1 вопрос. Основная задача, стоящая перед производителем состоит в определении оптимального объема выпуска продукции.
Решения фирмы в отношении цены и объема производства зависят, прежде всего, от характера отрасли, в которой она функционирует. Детальное изучение предпринимательского сектора показывает бесконечное число рыночных ситуаций, которые условно можно объединить в четыре модели рынка: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.
Совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как, например, абсолютная монополия. Конкретные формы рынка всегда представляют собой некую смесь конкуренции и монополии при относительном преобладании той или другой, в зависимости от конкретного состояния рынка и этапов развития капиталистической системы. Однако анализ какой-то определенной модели организации рынка, рассматриваемой в ее чистом виде, чрезвычайно важен для изучения реально существующих рынков.
На рынке совершенной
Главная цель, которую ставит фирма, заключается в достижении максимальной прибыли, то есть максимальной разницы между общей выручкой и издержками производства. Максимальному объему общей прибыли не обязательно должна соответствовать максимальная норма прибыли. Стремление к получению максимальной прибыли является критерием, который определяет положение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода.
Поскольку доля каждой фирмы в условиях совершенной конкуренции незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе спроса и предложения. Конкурентная фирма скорее приспосабливается к рыночной цене, соглашается с ценой, которую диктует рынок.
Поэтому спрос на продукт конкурентной фирмы совершенно эластичен.
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от единицы продукции (или средним доходом) для продавца. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы продаются по постоянной цене, поэтому кривая предельная дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса.
Существуют два подхода к определению объема производства, при котором фирма будет получать максимальные прибыли или минимизировать убытки. Первый состоит в сравнении валового дохода и валовых издержек, второй – в сравнении предельного дохода и предельных издержек. Эти два подхода применены не только к фирме, действующей в условиях совершенной конкуренции, но и в равной мере и к фирмам, функционирующим в условиях любой рыночной модели.
I подход
Фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем продукции, при которой валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину.
Максимальная прибыль достигается там, где разница по вертикали между графиками валового дохода и валовых издержек является наибольшей.
Любое производство за пределами точек А и Б повлечет за собой убытки. Любое производство в пределах этих точек принесет экономическую прибыль.
Предположим, что рынок установил цену, при которой фирма не может получить экономическую прибыль. Но при этом фирма продолжает функционировать. Дело в том, что осуществляя производство, фирма может понести убыток значительно меньший, чем потеря постоянных издержек, которые она понесла, если бы закрылась. В этом случае фирма сведет к минимуму свои убытки. Если бы фирма вынуждена была закрыться, все ее совокупные постоянные издержки должны были бы быть оплачены.
Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки. Однако, если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки фирма будет минимизировать убытки путем закрытия.
II подход
Другим подходом к определению объемов продукции, которые фирма должна производить, является сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, фирме следует производить, потому что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от продажи, чем увеличиваются ее издержки при производстве этой единицы. Основным правилом, которым должна руководствоваться фирма, является равенство предельного дохода и предельных издержек (Правило MR=MC). Фирме следует производить последнюю целую единицу продукции, у которой предельный доход превышает предельные издержки.
Поскольку в условиях чистой конкуренции, цена, по которой реализуется продукция и предельных доход равны между собой, то фирме, чтобы максимизировать прибыли и минимизировать убытки следует осуществлять производство до точки, где цена равна предельным издержкам (P=MC).
2 вопрос. При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором P=MC, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.
При цене P=MC в точке “a”, фирма не будет производить продукцию так, как < AVC (средние переменные издержки).
При цене P=MC в точке “b”, фирма производит продукцию , но несет убытки, равные ее постоянным издержкам.
При цене равновесие достигается в точке “с”, где объем производства и убытки меньше постоянных издержек.
При цене равновесие в точке “d”, где объем производства возмещает все издержки фирмы.
При цене равновесие в точке “e”, где объем производства позволяет максимизировать прибыль.
Таким образом, каждая из различных точек пересечения обозначает возможную цену продукта и соответствующее количество продукции, которое фирма, стремящаяся к прибыли, поставила при этой цене. Эти точки фиксируют положение кривой предложения конкурентной фирмы, то есть отрезок кривой предельных издержек фирмы, обозначенных точками (b, e), который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, является кривой предложения фирмы в коротком периоде.
Таким образом, в течении короткого периода фирма может оказаться в четырех типичных ситуациях в зависимости от цены на продукцию. В одной из ситуаций фирма прекращает производство, в трех оставшихся она функционирует и стремится расширить производство. Критерием являются средние переменные издержки.
Если p = AVC (точка “b”), то фирма находится на пределе целесообразности своего существования. Она должна принять решение закрыться или продолжать производство и остаться на рынке. Фирма, оказавшаяся в подобной ситуации, называется предельной именно потому, что она находится на крайней пределе рынка.
Если p < AVC, то для таких фирм целесообразно прекратить производство. Они называются запредельными.
Если p > AVC, то мы имеет дело с допредельными фирмами.
Наконец, при определении
фактической прибыли или
Мы определили, что часть кривой предельных издержек фирмы в коротком периоде есть кривая индивидуального предложения. Суммируя индивидуальные предложения всех фирм какого-то одного производственного сектора, мы получили кривую совокупного отраслевого предложения, то есть кривую предложения со стороны отрасли в целом. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, входящие в отрасль, расширяют свое производство и предложение. Допредельные фирмы увеличивают массу своих прибылей, предельные фирмы становятся допредельными, а часть фирм запредельных оказываются в предельном положении. Обратные явления происходят в случае падения цены. Изменение рыночной цены на какой-то продукт будут происходить до тех пор, пока совокупное количество, на которое предъявляется спрос, не сравняется с совокупным предложением данного блага со стороны отрасли и установится равновесная цена, которая имеет тенденцию к сохранению в коротком периоде. Эта цена отражает именно тенденцию, поскольку в течении короткого периода имеют место колебания цен.
Цена равновесия на какое-то определенное благо будет заданной со стороны рынка величиной для всех фирм, входящих в данную отрасль. Вследствие этого все фирмы имеют одинаковые предельные издержки, тогда как их валовые и средние издержки обычно являются различными. Поэтому в конкретный момент времени конкурентные фирмы оказываются в различных ситуациях. Эти ситуации были рассмотрены выше, представим их графически.
Как видно из графика все фирмы имеют равные предельные издержки, учитывая единую рыночную цену. Однако структура издержек у различных фирм неодинакова. Это различие структуры издержек не существовало бы отдельно, если бы все факторы, используемые различными фирмами отрасли, были одинаковыми. Однако на практике это маловероятно, поскольку хотя бы один фактор является различным у всех фирм. Речь идет о предпринимательском факторе, так как даже нереально предположить, что все предприниматели имеют одинаковую способность к организации производства и его управлению.
Таким образом, равновесие отрасли в коротком периоде характеризуется присутствием в ней фирм, с различной производственно-экономической деятельностью: одни терпят убытки, другие получают прибыль. Запредельные фирмы имеют тенденцию к прекращению производственной деятельности, даже в коротком периоде, в то же самое время в связи с разницей в прибылях различных фирм рождается тенденция к перемещению факторов производства из фирм и разумеется и из отраслей, получающих меньшую прибыль в фирмы и отрасли, которые имеют более высокие прибыли.
Такая тенденция, однако, может проявить себя только в длительном периоде, который мы рассмотрим в следующем вопросе.
3 вопрос. Мы определили длительный период, как достаточно большой отрезок времени, в течении которого фирма может изменить размеры и число своих сооружений. Это период изменяющихся мощностей. В рамках отрасли происходит количественное изменение входящих в нее фирм. Очевидно, что нельзя измерить продолжительность длительного периода, более того, он может быть различен в зависимости от отрасли, в которой функционирует фирма. Обычно в отраслях, где размеры постоянного капитала выше, длительный период больше.
Если принять состояние
Но поскольку в длительном периоде происходят качественные и количественные изменения условий производства, то в каждый данный момент существуют фирмы, находящиеся в различном положении (с нормальной прибылью, убытками, сверхприбылью). Однако в длительном периоде существует тенденция к выравниванию прибылей всех фирм, стабилизирующих в таком случае свое положение и получающих прибыль в пределах нормальной. Дело в том, что возможность получения экономической прибыли стимулирует фирмы вступать в отрасль. Это процесс будет продолжаться до тех пор, пока эти прибыли не исчезнут под влиянием конкуренции.
В длительном периоде не существует различий между постоянными и переменными издержками, то есть все издержки являются переменными. Кроме того, в длительном периоде проявляет себя эффект масштаба.
Фирма достигает равновесия тогда, когда нет стимулов для ее расширения, для перехода в другие положения. При этом она производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии цена равна предельным издержкам. В этом положении фирма довольствуется нормальной прибылью.
Таким образом, в условиях
совершенной конкуренции
Информация о работе Равновесие фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции