Равновесие национального рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.
Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Файлы: 1 файл

Равновесие нац_рынка реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи  услуг. Услуга — это особенная  потребительная стоимость, удовлетворяющая  определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

 

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).

В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности.

Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла, изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.

 

2.Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения. Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

Вся экономика работает таким образом, что эффективности (доходность, рискованность, ликвидность) с учетом налоговых  льгот всех финансовых инструментов (таких. как вложения в валюту, в государственные ценные бумаги или инвестиции в промышленность) выравниваются (в пределах комиссионных, взимаемых при операциях купли-продажи различных активов). Это правило справедливо только для равновесной экономики.

Все макроэкономические процессы подчиняются  одному простому правилу - предложение  снижает цену, спрос ее повышает. Этот закон выполняется в любой  экономике, не подвергающейся прямому  административному регулированию.

Рост предложения свободных денег обеспечивает снижение процентной ставки, тогда как рост спроса на деньги ведет к повышению реальной процентной ставки. Изменение процента в зависимости от соотношения спроса и предложения денег, а также тактика кредитующих организаций, определяют изменение потока денег в производственный, торговый и сервисный секторы. Если реальная процентная ставка растет, поток денег уменьшается, если процент падает - растет. При отсутствии инструментов, регулирующих структуру денежного потока и эффективность его использования, растущий поток денег снижает реальный процент, что облегчает условия займа и приводит к росту потока денег. То есть образуется порочный круг с хорошо известными по недавнему прошлому российской экономики последствиями: слишком высокой инфляцией, невозможностью формирования стратегических планов хозяйственной деятельности, нарастающим дефицитом денег и очередным усилением спада производства и примитивизацией хозяйства.

Высокие реальные процентные ставки способствовали сначала росту инфляции (через увеличение издержек), а затем - ее снижению через механизм сокращения спроса на деньги в основном благодаря  спаду производства. Снижающаяся  инфляция в свою очередь способствует падению процентных ставок. Низкие процентные ставки способствуют увеличению инвестиций. С ростом инвестиций платежеспособный спрос на деньги будет увеличиваться и оказывать повышательное давление на процентные ставки.

Понижательное давление на процентные ставки оказывают также и сбережения, в том числе и валютные. Влияние обменного курса рубля неоднозначно. Если реальный (с поправкой на инфляцию) курс рубля растет, становится невыгодным валютное кредитование, и валюта будет вывозиться за границу (в открытой и стабильной экономике такие процентные ставки и динамика обменного курса, как в России сейчас привели бы к мощному потоку валюты из-за рубежа). Кроме того растущий реальный курс рубля оказывает понижательное давление на инфляцию.

В момент перехода от депрессии к оживлению на рынке появляется большое число разнообразных нововведений: товаров, услуг, технологий, ресурсов или иных рынков сбыта. Их появление можно объяснить по крайней мере двумя причинами: первая - предпринимательская активность направлена на поиск новых ориентиров развития, так как прежние цели уже достигнуты; вторая - старые производства, ранее подавлявшие конкурентов, не могут этого делать, так как сами находятся в тяжелом положении. Возможна и третья причина - она состоит в низком, по отношению к общей прибыльности производства в период депрессий, риске нововведений.

Та часть инноваций, которая  усваивается успешно, становится рыночным ориентиром для массы предпринимателей и вызывает настоящую волну подъема - сначала в отраслях, сопряженных с инновационными, а затем и во всей экономике. Кроме прямого влияния на сопряженные отрасли со стороны спроса на производственные ресурсы инновации могут способствовать их подъему благодаря проникновению новых технических решений в эти отрасли. Таким образом, инновации, определяя направление развития, увеличивают емкость рынка сначала для факторов производства (инвестиционных товаров, труда и капитала), а затем и для всего выпуска.

Понятие экономического равновесия тесно  связано с понятиями совокупного спроса и совокупного предложения .

Вопрос об учете совокупного  спроса и совокупного предложения  имеет большое социально-экономическое  значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние  экономического развития данной страны на данный отрезок времени. Речь в данном случае идет о характеристике воспроизводства общественного капитала, общественного воспроизводства материальных благ, удовлетворяющих потребности самых различных слоев населения, самых различных отраслей производства, предъявляющих спрос на инвестиционные товары, т.е. на средства производства.

Для определения уровня совокупного  спроса и совокупного предложения  необходимо все данные о совокупном спросе объединить в одном показателе, тоже самое нужно сделать и  в отношении определения уровня предлагаемого товара к потреблению.

Объединение всех цен товаров, реализованных  в процессе продажи товаров и  услуг в фактический объем  национального производства, называется агрегированием. Объединенные равновесные  количества товаров (реальный объем национального производства) называется совокупностями (агрегатами).

Совокупный спрос ( AD – aggregate demand ) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары ( I );

• спрос на товары и услуги со стороны  государства ( G );

• чистый экспорт – разница  между экспортом и импортом (X).

 

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

 

AD = C + I + G + X.

 

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые  потребители готовы приобрести при  каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

 

MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике;

 

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

 

Из этой формулы следует, что  чем выше уровень цен Р, тем (при  условии фиксированного предложения  денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y .

Обратная зависимость между  величиной совокупного спроса и  уровнем цен связана с:

• эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается  спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

• эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;

• эффект импортных закупок –  рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы.

К неценовым факторам совокупного  спроса относятся:

• предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

• факторы, влияющие на потребительские  расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

• факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

• государственная политика, определяющая государственные расходы;

• условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

Таким образом, совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

На состояние совокупного спроса оказывает влияние множество  факторов, одним из основных по значению является уровень цен на товары и услуги.

Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства. Среди причин объясняющих такого рода состояния совокупного спроса следует указать на так называемый эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки заключается  в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это  ведет к тому, что потребитель  сокращает спрос на потребление  товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита.

Эффект богатства свидетельствует  о том, что при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся  у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки.

Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство  вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые  к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного  спроса на товары отечественного производства.

Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, какие причины порождают  изменения в объеме национального  продукта, следует отличить изменения  в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе, вызванных факторами неценового характера.

Глубокий и всесторонний анализ перечисленных выше факторов в их влиянии на изменение совокупного  спроса дает возможность целенаправленно  корректировать экономическую политику как на отраслевом, так и на государственном уровне.

Информация о работе Равновесие национального рынка