Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:06, реферат
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.
Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.
Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).
В странах социально ориентирован
Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.
Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности.
Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла, изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.
2.Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Вся экономика работает таким образом, что эффективности (доходность, рискованность, ликвидность) с учетом налоговых льгот всех финансовых инструментов (таких. как вложения в валюту, в государственные ценные бумаги или инвестиции в промышленность) выравниваются (в пределах комиссионных, взимаемых при операциях купли-продажи различных активов). Это правило справедливо только для равновесной экономики.
Все макроэкономические процессы подчиняются
одному простому правилу - предложение
снижает цену, спрос ее повышает.
Этот закон выполняется в любой
экономике, не подвергающейся прямому
административному
Рост предложения свободных денег обеспечивает снижение процентной ставки, тогда как рост спроса на деньги ведет к повышению реальной процентной ставки. Изменение процента в зависимости от соотношения спроса и предложения денег, а также тактика кредитующих организаций, определяют изменение потока денег в производственный, торговый и сервисный секторы. Если реальная процентная ставка растет, поток денег уменьшается, если процент падает - растет. При отсутствии инструментов, регулирующих структуру денежного потока и эффективность его использования, растущий поток денег снижает реальный процент, что облегчает условия займа и приводит к росту потока денег. То есть образуется порочный круг с хорошо известными по недавнему прошлому российской экономики последствиями: слишком высокой инфляцией, невозможностью формирования стратегических планов хозяйственной деятельности, нарастающим дефицитом денег и очередным усилением спада производства и примитивизацией хозяйства.
Высокие реальные процентные ставки способствовали сначала росту инфляции (через увеличение издержек), а затем - ее снижению через механизм сокращения спроса на деньги в основном благодаря спаду производства. Снижающаяся инфляция в свою очередь способствует падению процентных ставок. Низкие процентные ставки способствуют увеличению инвестиций. С ростом инвестиций платежеспособный спрос на деньги будет увеличиваться и оказывать повышательное давление на процентные ставки.
Понижательное давление на процентные ставки оказывают также и сбережения, в том числе и валютные. Влияние обменного курса рубля неоднозначно. Если реальный (с поправкой на инфляцию) курс рубля растет, становится невыгодным валютное кредитование, и валюта будет вывозиться за границу (в открытой и стабильной экономике такие процентные ставки и динамика обменного курса, как в России сейчас привели бы к мощному потоку валюты из-за рубежа). Кроме того растущий реальный курс рубля оказывает понижательное давление на инфляцию.
В момент перехода от депрессии к оживлению на рынке появляется большое число разнообразных нововведений: товаров, услуг, технологий, ресурсов или иных рынков сбыта. Их появление можно объяснить по крайней мере двумя причинами: первая - предпринимательская активность направлена на поиск новых ориентиров развития, так как прежние цели уже достигнуты; вторая - старые производства, ранее подавлявшие конкурентов, не могут этого делать, так как сами находятся в тяжелом положении. Возможна и третья причина - она состоит в низком, по отношению к общей прибыльности производства в период депрессий, риске нововведений.
Та часть инноваций, которая усваивается успешно, становится рыночным ориентиром для массы предпринимателей и вызывает настоящую волну подъема - сначала в отраслях, сопряженных с инновационными, а затем и во всей экономике. Кроме прямого влияния на сопряженные отрасли со стороны спроса на производственные ресурсы инновации могут способствовать их подъему благодаря проникновению новых технических решений в эти отрасли. Таким образом, инновации, определяя направление развития, увеличивают емкость рынка сначала для факторов производства (инвестиционных товаров, труда и капитала), а затем и для всего выпуска.
Понятие экономического равновесия тесно связано с понятиями совокупного спроса и совокупного предложения .
Вопрос об учете совокупного
спроса и совокупного предложения
имеет большое социально-
Для определения уровня совокупного спроса и совокупного предложения необходимо все данные о совокупном спросе объединить в одном показателе, тоже самое нужно сделать и в отношении определения уровня предлагаемого товара к потреблению.
Объединение всех цен товаров, реализованных в процессе продажи товаров и услуг в фактический объем национального производства, называется агрегированием. Объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называется совокупностями (агрегатами).
Совокупный спрос ( AD – aggregate demand ) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:
• спрос на потребительские товары и услуги (C);
• спрос на инвестиционные товары ( I );
• спрос на товары и услуги со стороны государства ( G );
• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).
Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:
AD = C + I + G + X.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:
MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике;
Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег.
Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y .
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с:
• эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;
• эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;
• эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
• предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);
• факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;
• факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
• государственная политика, определяющая государственные расходы;
• условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.
Таким образом, совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
На состояние совокупного
Чем ниже уровень цен, тем больше
реальный объем национального
Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита.
Эффект богатства
Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства.
Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, какие причины порождают изменения в объеме национального продукта, следует отличить изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе, вызванных факторами неценового характера.
Глубокий и всесторонний анализ перечисленных выше факторов в их влиянии на изменение совокупного спроса дает возможность целенаправленно корректировать экономическую политику как на отраслевом, так и на государственном уровне.