Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:53, реферат
Теория производства объясняет поведение производителя в условиях рыночной экономики. Она позволяет понять процессы формирования индивидуального и рыночного предложения на товарных рынках. Основное внимание в теории производства уделяется тому, как фирма осуществляет выбор оптимального объёма производства и экономически эффективного способа производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Всё это и обуславливает актуальность темы контрольной работы. Необходимо дать определение производства, рассмотреть его основные факторы, установить, что такое производственная функция, изокванта.
1. Введение…………………………………………………
2. Теория производства………………………………….
3. Равновесие производителя…………………………..
4. Заключение…………………………………………….
5. Список используемой литературы……………….
Содержание
1. Введение…………………………………………………
2. Теория производства……………………………
3. Равновесие производителя…………………………..
4. Заключение…………………………………………….
5. Список
используемой литературы……………….
ВВЕДЕНИЕ
Теория производства
объясняет поведение
1.Теория производства
Современная теория производства сложилась в конце XIX - начале XX вв. Теория производства представляет собой изучение закономерностей преобразования ресурсов в продукт, происходящее в рамках отдельной фирмы. В настоящее время теорию производства можно обозначить как сформированную, обоснованную и изученную. Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Для эффективного функционирования фирмы в современных условиях необходимыми являются теоретические знания производства, его законов, а также возможности практического применения этих знаний.
Производство -
это такая сфера хозяйственной
деятельности людей, в которой непосредственно осущ
Человеческие ресурсы (экономисты называют их еще «труд») - это способность человека к любой интеллектуальной или физической деятельности, направленной на получение благ или оказание услуг. Цена, уплачиваемая за труд, называется заработной платой.
Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух и т. п.). Экономисты часто используют термин «земля», когда говорят о природных ресурсах как факторе производства.
Капитал - это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т. д.), предназначенные для повышения производительной силы труда. Под капиталом также (в краткосрочном периоде) понимаются деньги, на которые приобретаются физические факторы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом. Процент, таким образом, является доходом поставщиков капитала.
Предпринимательство - это совокупность трудовых усилий особого рода: управленческих и организационных навыков, необходимых фирмам для производства товаров и услуг. Задача предпринимателя - соединить указанные выше три фактора производства наиболее эффективным, рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи - терпит убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение за фактор предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Важно отметить, что вознаграждение за этот фактор производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал.
Отметим, что предпринимательство как особый фактор производства впервые выделено в экономическом анализе А. Маршаллом. Правда, у него оно называлось организацией. Согласно Маршаллу, организация имеет многочисленные формы: организация отдельного предприятия; организация различных предприятий; организация различных видов деятельности по отношению друг к другу; организация государства. Термин «предпринимательство» связан с именем другого экономиста - И. Шумпетера, в работах которого имеются интересные и глубокие исследования по теории предпринимательства.
Возможности изменить используемые в производстве объемы труда и капитала неодинаковы. Если спрос на продукцию фирмы возрастает, то на первых порах увеличение производства достигается за счет дополнительного привлечения труда на те же производственные мощности, поскольку для расширения последних, как правило, требуется больше времени. В связи с этим вводятся понятия «краткосрочный» и «долгосрочный» периоды.
Время, в течение которого нельзя изменить объем одного из используемых в производстве факторов, называют краткосрочный периодом. В свою очередь фактор, объем которого нельзя изменить в краткосрочномом периоде называют постоянным, а фактор, объем использования которого меняется по мере изменения выпуска, - переменным. Время, достаточное для изменения объемов обоих факторов производства, - это долгосрочный период, и поэтому в нем все факторы являются переменными.
2.Равновесие производителя. Эффект масштаба
Производственная функция графически может быть представлена в виде особой кривой – изокванты.
Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.
Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают .
Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y1,у2,
у3 – изокванты продукта.
Рис. 16.2. Виды изоквант
Изокванты могут иметь различный вид:
Предельная норма технического замещения ресурсов
Сдвиг изокванты возможен под влиянием роста привлекаемых ресурсов, технического прогресса и часто сопровождается изменением ее наклона. Этот наклон всегда определяет предельную норму технического замещения одного фактора другим (MRTS).
Предельная норма технического замещения одного фактора другим представляет собой величину, на которую может быть сокращен один фактор за счет использования дополнительной единицы другого фактора при неизменном объеме производства.
|
(16.2) |
где MRTS– предельная норма технического
замещения одного фактора другим.
Равновесие потребителя
Изокванта – результат взаимодействия факторов производства. Но в рыночной экономике нет бесплатных факторов. Следовательно, возможности производства не в последнюю очередь лимитируются финансовыми средствами предпринимателя. Роль бюджетной линии в этом случае выполняет изокоста.
Изокоста – линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.
Бюджетные ограничения
производителя можно
C = r + K + w + L, (16.2)
где C– бюджетное ограничение производителя;
r– цена услуг капитала (часовая арендная
плата); K – капитал; w – цена услуг труда (часовая оплата
труда); L– труд.
Даже если предприниматель использует не заемные, а собственные средства – это все равно затраты ресурсов, и их следует считать. Соотношение цен факторов r/w показывает наклон изокосты (см. рис. 16.3).
Рис. 16.3. Изокоста и ее сдвиг
K – капитал; L – труд.
Рост бюджетных возможностей предпринимателя сдвигает изокосту вправо, а снижение – влево. Тот же эффект достигается в условиях неизменности расходов при снижении или росте рыночных цен на ресурсы.
Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т. е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис. 16.4).
Рис. 16.4. Равновесие производителя
y1, y2, y3 – изокванты; E
– точка оптимума.
Отдача от масштаба производства
Величина примененных в производстве факторов составляет масштаб производства.
Отдача от масштаба (т. е. результат производственной деятельности) может быть:
Рис. 16.5. Отдача от масштаба производства
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.