Различные Подходы к анализу природы фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 08:42, реферат

Описание работы

Отличительный момент природы фирмы состоит в том, что все виды работ, проводимые внутри фирмы, предполагают признание за менеджером права на согласие работников в определенной мере подчиняться координатору производства. Это означает, что внутри фирмы формируется альтернативный механизм перераспределения и трансформации ресурсов, альтернативный рыночным транзакциям, который включает в себя властные отношения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Различные Подходы к анализу природы фирмы.

Отличительный момент природы фирмы состоит в том, что все виды работ, проводимые внутри фирмы, предполагают признание за менеджером права на согласие работников в определенной мере подчиняться координатору производства. Это означает, что внутри фирмы формируется альтернативный механизм перераспределения и трансформации ресурсов, альтернативный рыночным транзакциям, который включает в себя властные отношения. Более того, традиционная концепция фирмы трансформируется. В результате сформулировано множество подходов претендующих на объективное отражение этого явления. Обычно выделяют производственно-технологический, институциональный и стратегический подходы к исследованию природы фирмы. Однако в большинстве случаев предпринимаются попытки вскрыть некоторый существенный аспект внутри границ фирмы, в то время как происходящие изменения взаимоотношений фирмы с рынком остаются слабо изученными.

Первой демонстрацией попытки охвата всего отраслевого рынка властными отношениями, сложившимися внутри фирмы, была монополия. Здесь весь отраслевой рынок обеспечивался одним производителем, который заставлял покупателей конкурировать в отношении приобретения монопольно производимых изделий, и тем самым производитель создавал условия для получения монопольно высокой прибыли. Критика монополии сделала свое дело. Поэтому разработка традиционной теории фирмы в аспекте исследования процесса выхода властных, внутрифирменных отношений на отраслевой рынок стала контрпродуктивной.

Следующая попытка подойти к анализу выхода властных отношений заграницы фирмы была предпринята представителями контрактной концепцией природы фирмы. Суть ее состоит в том, что фирма рассматривается как совокупность отношений, складывающихся между собственниками факторов производства и готовой продукции, а также между работниками и управляющими. Иногда эти отношения закрепляются формальными договорами или контрактами. Причем фирма представляет собой совокупность внутренних и внешних контрактов. Затраты на выполнение первых контрактов называются трансакционными издержками, на вторые – издержками по контролю. Институциональный подход к исследованию природы фирмы, с одной стороны, подчеркнул, что и рыночные, и внутрифирменные отношения суть контрактные, с той лишь разницей, что одни устанавливаются внутри фирмы и осуществляются в условиях компетентности во властных отношениях менеджмента, а другие – в условиях неопределенности в сфере транзакционных взаимоотношений. Отсюда идея о неполноте контрактных отношений. Однако способ выведения внутрифирменных властных отношений на уровень отраслевого рынка в рамках этой концепции еще не получил широкого обсуждения. Позднее представители данного направления посредством использования вертикально интегрированных способов установления контроля над другими агентами рынка наметили путь к постепенному вкраплению и распространению в отраслевой рыночный механизм перераспределения ресурсов внутрифирменных властных отношений отдельных, агрессивно активных субъектов рынка.

Когда же речь идет об анализе поведения активных фирм, способных в той или иной части выводить свои внутрифирменные властные отношения за пределы фирмы, когда эти властные отношения ощущают другие субъекты на данном отраслевом рынке, то здесь неприемлемы модификации традиционной концепции анализа пассивной природы фирмы. Некоторые из фирм способны не только подчиняться экономически сложившимся отношениям отраслевого рынка, но и сами готовы формировать их. Отраслевой рыночный механизм ощущает на себе ежеминутное стратегическое воздействие со стороны активных фирм. Поэтому для активных фирм, видимо, в большей мере подходит стратегическая концепция фирмы.

Цель жизнедеятельности фирмы в рамках этой концепции реализуется в ее стратегии. Последняя представляет собой сознательное, целенаправленное поведение фирмы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Формируя те или иные стратегии, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов. Для активной фирмы, действующей на отраслевом рынке, небезразлично, какая технология преобладает у конкурентов, какие объемы выпуска они могут обеспечить, результатами каких исследований и разработок обладают конкуренты, какими кадрами высшей квалификации они располагают.

Более того, для активной фирмы всегда будет свойственно обсуждать степень выведения внутрифирменных властных отношений за пределы ее границ. Именно от этого в значительной степени зависит степень рыночной власти фирмы на данном отраслевом рынке.

Стратегический подход к исследованию природы активной фирмы предполагает, что она становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы – цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками, рекламная компания, инновационная деятельность фирмы, исследования и разработки, инвестирование программ, курс котировок акций компании – выступают как факторы стратегического поведения фирмы, на базе которых компания реализует стоящие перед ней цели.  Но их успешная реализация всякий раз доказывает, что фирма сделала новый прорыв на отраслевой рынок, закрепила новый пучок внутрифирменных властных отношений в структуре рыночных отношений данного отраслевого рынка.

Итак, большинство фирм, остающихся в традиционном положении на отраслевом рынке в качестве пассивного субъекта воздействия внешней среды (прежде всего сложившейся отраслевой структуры, концентрации продавцов и покупателей, дифференциации продукта, сложившихся нестратегических барьеров), ведут себя традиционно. Для таких фирм справедливым в поведении признается только возможность реагирования на изменения в технологии или на установившиеся контрактные отношения, господствующие в отрасли. Для анализа природы пассивных фирм могут с разным успехом использоваться разные концепции природы фирмы. Для активных субъектов рынка, способных оказывать воздействие на структуры отраслевого рынка, дифференциацию продукта, возводить барьеры для конкурентов, характерно стратегическое поведение на отраслевом рынке. Поэтому для анализа их природы целесообразно опираться на стратегическую концепцию фирмы.

Процесс трансформации природы фирмы проявляется в росте ее размеров, диверсификации производства, разделении функций собственности и управления, усложнении организации и, наконец, в изменении технологической базы производства. Трансформация фирмы влечет за собой появление альтернативности целей различных групп участников фирмы, а их взаимодействие формирует имидж фирмы. Вместе с тем, трансформация природы фирм лишает их внутренней однородности. Теперь в структуре рынка различные фирмы играют неодинаковую роль. Вся совокупность фирм, действующих на отраслевом рынке, распадается на фирмы активные и пассивные. Первые, активные фирмы обладают способностью оказывать влияние на поведение игроков на данном рынке, на отраслевой рыночный механизм, а вторые остаются пассивными участниками рыночной игры. Многообразие концепций анализа природы фирмы можно разделить в связи с этим на те, которые традиционно исследуют фирму как пассивного игрока рынка, и те, которые видят в фирме активного субъекта отраслевого рынка. Однако и первые, и вторые начинают осуществлять контроль за использованием активов, при этом стремятся избавиться от менее эффективных.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП»  в г. Усть-Илимске)

 

 

Кафедра Экономики и менеджмента

 

Специальность 080200 МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ(фирмы)»

 

 

                                                              

Исполнитель                                                                            

Студент группы МАП-13     Е.С. Коновалова

 

 

Проверил                                                                     

Преподаватель                                                             М.С. Билевич

 

 

          Усть-Илимск 2014 


Информация о работе Различные Подходы к анализу природы фирмы